Дело № 12-53/2011



Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Саянск 14 сентября 2011 года

Судья Саянского городского суда Иркутской области Трофимова Р.Р.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Непокрытых О.А.,

рассмотрев жалобу Непокрытых О.А. на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л :

26 августа 2011 года в 12 часов Непокрытых О.А. обратилась в отделение УФМС России по Иркутской области в городе Саянске по вопросу регистрации по месту жительства. При проверке документов инспектором Федеральной миграционной службы Х. в отношении Непокрытых О.А. был составлен протокол об административном правонарушении, в котором указано, что последняя проживает без регистрации по месту жительства по истечении установленного срока, чем нарушает п. 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713), за что ч. 1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание.

В протоколе об административном правонарушении имеется объяснение Непокрытых О.А. о том, что она не была извещена о сроке регистрации.

Постановлением начальника отделения УФМС России по Иркутской области в городе Саянске Г. от 26 августа 2011 года Непокрытых О.А. признана виновной в том, что, прибыв в Иркутскую область на постоянное место жительство 19.08.2011 г., она не обратилась по вопросу регистрации, чем нарушила п. 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, тем самым совершила административное правонарушение, выразившееся в проживании без регистрации по месту жительства, предусмотренное ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, в связи с чем ей назначен административный штраф в размере 1500 рублей.

Непокрытых О.А. в установленный ст. 30.3 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок обратилась в Саянский городской суд с жалобой, в которой просила признать указанное постановление незаконным, отменить его и вернуть денежные средства в размере 1500, внесенные ею в счет погашения административного штрафа, в связи с тем, что с вынесенным решением она не согласна, так как никакого срока регистрации не нарушала. Она была снята с регистрационного учета 04 августа 2011 года в <…>, в г. Саянск прибыла около 22 часов 19 августа 2011 года. 26 августа 2011 года она обратилась в отделение УФМС России по Иркутской области в городе Саянске по вопросу регистрации по месту жительства. Постановление по делу вынесено с нарушением норм административного законодательства, поскольку установленный п. 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 срок ею нарушен не был.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представленные материалы, проанализировав доводы жалобы, заслушав Непокрытых О.А., допросив свидетелей, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

В соответствии с частью первой ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Кроме того, исходя из положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

Частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан за проживание по месту жительства без соответствующей регистрации.

Пункт 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 содержит обязанность гражданина, изменившего место жительство, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, предоставив для этого необходимые документы.

Привлекая Непокрытых О.А. к административной ответственности по части 1 статье 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник отделения УФМС России по Иркутской области в городе Саянске Г. признала установленным и доказанным факт нарушения Непокрытых О.А. требований п. 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, выразившихся в том, что она своевременно не обратилась по вопросу регистрации по месту жительства к соответствующим должностным лицам

Данное решение не соответствует требованиям закона.

Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и в обязательном порядке содержать, в том числе, указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, которые должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Вышеуказанные требования закона начальником отделения УФМС России по Иркутской области в городе Саянске Г. не соблюдены.

В обжалуемом постановлении не указано на основе каких доказательств, исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо пришло к выводу о нарушении Непокрытых О.А. положений пункта 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 и совершении административного правонарушения, установленного частью 1 статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку эти доказательства в постановлении не приведены и оценка им не дана.

Непокрытых О.А. в суде пояснила, что она действительно была снята с регистрационного учета 04 августа 2011 года в <…>, в г. Саянск на постоянное место жительство она прибыла 19 августа 2011 года. 26 августа 2011 года она обратилась в отделение УФМС России по Иркутской области в городе Саянске по вопросу регистрации по месту жительства, где в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении. При этом свою обязанность, предусмотренную пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 о подаче документов на регистрацию в течение семи дней с момента прибытия она не нарушала, так как явилась к соответствующему должностному лицу в пределах указанного срока, то есть на седьмой день после прибытия в г. Саянск.

Свидетели С. и М. в суде пояснили о том, что Непокрытых О.А. именно 19 августа 2011 года около 22 часов прибыла в г. Саянск на постоянное место жительства по адресу: <…>.

В своем постановлении начальник ОУФМС России по Иркутской области в городе Саянске также указывает на то, что Непокрытых О.А. прибыла на постоянное место жительства в Иркутскую область 19 августа 2011 года, а по вопросу регистрации обратилась к соответствующему должностному лицу 26 августа 2011 года. Факт обращения Непокрытых О.А. по вопросу регистрации именно 26 августа 2011 года также подтвержден протоколом об административном правонарушении от 26.08.2011г., составленным инспектором Федеральной миграционной службы Х.

Таким образом, Непокрытых О.А., хоть и проживала без регистрации по месту жительства, но, обратившись в ОУФМС России по Иркутской области в городе Саянске 26 августа 2011 года, то есть на седьмой день с момента прибытия на постоянное место жительство, не нарушила пункт 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, надлежащем образом исполнив возложенную на нее обязанность.

Никаких доказательств нарушения Непокрытых О.А. пункта 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, а равно и совершения ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в обжалуемом постановлении должностным лицом не представлено.

Оценив собранные по делу доказательства, прихожу к выводу о том, что они не подтверждают наличие в действиях Непокрытых О.А. вмененного ей состава административного правонарушения, а наоборот, свидетельствуют об отсутствии такового.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного, постановление начальника ОУФМС России по Иркутской области в городе Саянске Г. от 26 августа 2011 года, вынесенное в отношении Непокрытых О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене как незаконное, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

В связи с тем, что в настоящее время Непокрытых О.А. оплачен административный штраф за правонарушение, состав которого в ее действиях отсутствует, начальнику ОУФМС России по Иркутской области в городе Саянске необходимо принять меры по возвращению суммы в 1500 рублей указанному лицу.

Требования Непокрытых О.А. об оплате морального вреда и принесении извинений за неправомерные действия сотрудников ОУФМС не подлежат рассмотрению в рамках настоящего судопроизводства, поскольку не предусмотрены административным законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Жалобу Непокрытых О.А. удовлетворить.

Постановление начальника ОУФМС России по Иркутской области в городе Саянске Г. от 26 августа 2011 года, вынесенное в отношении Непокрытых О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд.

Судья: Р.Р.Трофимова