Решение о признании бездействия Администрации Унерского сельсовета в непринятии мер по установке дорожных знаков вблизи школы незаконным.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года        с. Агинское

Федеральный Саянский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Симашкевич С.В.

с участием помощника прокурора Саянского района Красноярского края Величевой Е.Н.

при секретаре Антюшиной В.С.

с участием представителя Администрации Унерского сельсовета Саянского района - Главы Унерского сельсовета Гаммершмидт М.А., представителя третьего лица - ОГИБДД ОВД по Саянскому району Канарского Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-168/2011 по заявлению прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Унерского сельсовета Саянского района о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения, возложении обязанности установить дорожные знаки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Унерского сельсовета Саянского района о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения, возложении обязанности установить дорожные знаки, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой Саянского района проверки исполнения органами местного самоуправления требований об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений установлено, что Администрацией Унерского сельсовета Саянского района требования федерального законодательства в части организации безопасности дорожного движения на территории населенного пункта с. Унер не выполняются. Предписанием ОГИБДД ОВД по Саянскому району № 3525 от 19 августа 2009 года главе Унерского сельсовета предложено установить дорожные знаки 1.23 «Дети» на ул. Школьная в с. Унер непосредственно вблизи Унерской общеобразовательной школы. Сроки выполнения предписания ОГИБДД истекли, однако меры по устранению недостатков администрацией сельсовета не приняты. Между тем, имеющиеся недостатки не обеспечивают безопасность дорожного движения и создают угрозу дорожно-транспортных происшествий с участием детей, обучающихся в МОУ «Унерская средняя общеобразовательная школа» по адресу: с. Унер ул. Школьная, 13 А Саянского района Красноярского края.

В судебном заседании помощник прокурора Саянского района Величева Е.Н. заявленные требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Просит суд признать бездействие Администрации Унерского сельсовета Саянского района Красноярского края по неисполнению обязанностей по установке дорожных знаков 1.23 «Дети» на улице Школьная в с. Унер Саянского района вблизи Унерского средней общеобразовательной школы незаконным и обязать Администрацию Унерского сельсовета Саянского района в срок до 01 сентября 2011 года установить на улице Школьная в с. Унер Саянского района вблизи Унерской средней общеобразовательной школы дорожные знаки 1.23 «Дети».

Представитель Администрации Унерского сельсовета Саянского района - Глава Унерского сельсовета Гаммершмидт М.А., заявленные требования признал в полном объеме, суду пояснил, что Администрацией Унерского сельсовета Саянского района меры по установке дорожных знаков 1.23 «Дети» на улице Школьная в с. Унер Саянского района вблизи Унерского средней общеобразовательной школы не принимались. Знаки до настоящего времени не установлены.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Саянскому району Канарский Е.В. заявленные требования прокурора Саянского района поддержал, суду пояснил, что Администрацией Унерского сельсовета Саянского района до настоящего времени дорожные знаки 1.23 «Дети» на улице Школьная в с. Унер Саянского района вблизи Унерского средней общеобразовательной школы не установлены. Предписание об установке дорожных знаков им было направлено 19 августа 2009 года. В 2010 году также выписывалось Техническое задание на установку этих же дорожных знаков. Отсутствие дорожных знаков создает угрозу дорожно-транспортных происшествий с участием детей, обучающихся в МОУ «Унерская средняя общеобразовательная школа» по адресу: с. Унер ул. Школьная, 13 А Саянского района Красноярского края.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Саянского района Величевой Е.Н., представителя Администрации Унерского сельсовета Саянского района Гаммершмидт М.А., представителя третьего лица ОГИБДД ОВД по Саянскому району Канарского Е.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу части 9 статьи 5, части 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, что определено статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».

В силу статьи 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог: ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Статья 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Из содержания Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года следует, что дорожный знак 1.23 «Дети» устанавливается на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.

В суде достоверно установлено, что на участке дороги по ул. Школьная с. Унер Саянского района Красноярского края в районе Унерской средней общеобразовательной школы отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети».

19 августа 2009 года Главе Муниципального образования Унерского сельского совета ОГИБДД ОВД по Саянскому району ГУВД по Красноярскому краю внесено предписание № 3525 в срок до 29 августа 2009 года установить дорожные знаки 1.23 «Дети» на улице Школьная непосредственно вблизи Унерской средней школы.

Согласно Справки № 1924 от 16 июня 2011 года, выданной ОГИБДД ОВД по Саянскому району предписание от 19 августа 2009 года № 3525 Администрацией Унерского сельсовета не выполнено и дорожные знаки 1.23 «Дети» не установлены.

В судебном заседании представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Саянскому району Канарский Е.В. показал, что до настоящего времени в указанном предписании месте не установлены дорожные знаки 1.23 «Дети».

Суд полагает, что имеющиеся недостатки не обеспечивают безопасность дорожного движения и создают угрозу дорожно-транспортных происшествий с участием детей, обучающихся в МОУ «Унерская средняя общеобразовательная школа», расположенной по адресу: с. Унер ул. Школьная, 13 А Саянского района Красноярского края.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Унерского сельсовета Саянского района Красноярского края, к вопросам местного значения сельсовета относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В суде достоверно установлено, что Администрацией Унерского сельсовета Саянского района Красноярского края не выполнена возложенная законодательством обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно не установлены дорожные знаки 1.23 «Дети» на улице Школьная в с. Унер Саянского района вблизи Унерского средней общеобразовательной школы.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления, которыми нарушены права и свободы граждан и организаций, могут быть оспорены в суде.

Бездействие органа или должностного лица признаётся незаконным в случае, если на них лежит правовая обязанность совершить определённые действия, имеется реальная возможность их совершить, однако данные действия не выполняются.

В суде установлено, что Администрацией Унерского сельсовета Саянского района Красноярского края с 2009 года не предпринимались все зависящие от неё меры, направленные на установление указанных выше дорожных знаком. Установление дорожных знаков 1.23 «Дети» не требует больших финансовых вложений. Поэтому суд полагает признать незаконным бездействие Администрации Унерского сельсовета Саянского района Красноярского края в непринятии мер по установке дорожных знаков 1.23 «Дети» на улице Школьная в с. Унер Саянского района вблизи Унерского средней общеобразовательной школы.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Саянского района законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, а выявленное нарушение может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью детей, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения в части установки дорожных знаков 1.23 «Дети» до 01 сентября 2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Унерского сельсовета Саянского района Красноярского края в непринятии мер по установке дорожных знаков 1.23 «Дети» на улице Школьная в с. Унер Саянского района Красноярского края вблизи Унерского средней общеобразовательной школы.

Обязать Администрацию Унерского сельсовета Саянского района Красноярского края в срок до 01 сентября 2011 года установить на улице Школьная в с. Унер Саянского района Красноярского края вблизи Унерской средней общеобразовательной школы дорожные знаки 1.23 «Дети».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Саянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: