Дело № 2-150/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииП. Савино 16 августа 2010 года
Савинский районный суд Ивановской области
В составе председательствующего судьи Лалиевой С.В.
При секретаре Киселевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Палиловой Валентины Федоровны к Территориальному отделу социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району об обязании назначить ежемесячную компенсационную выплату на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Палилова В.Ф. обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району об обязании назначить ежемесячную компенсационную выплату на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, которой она пользовалась до июля 2010 года, как пенсионер из числа работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках».
Истица Палилова В.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что с 1965 года по 1994 год, 28 лет отработала воспитателем в детских яслях. Пока работала, пользовалась освобождением от оплаты жилого помещения, отопления и освещения, государство в связи с маленькими зарплатами установило эту льготу. Потом не стала дожидаться сокращения, рада была любой работе, 1.03.1994 года ушла уборщицей на почту, работала контролером ОВО. Пенсию сразу не смогла оформить, так как дело по стажу было в суде, после решения суда и исправлений в трудовой книжке, 25.05.1994 года, оформила пенсию в связи с педагогической деятельностью. Когда ушла из яслей, то за льготой не обращалась, не знала. Как узнала, что льгота предоставляется и пенсионерам из числа педагогов, в 2007 году, обратилась в РайОНО, ей назначили выплату и она получала ее, пока не отказал ТО СЗН.
Представитель ответчика, руководитель Территориального отдела социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району, Тихомирова М.Е., исковые требования не признала и пояснила, что требование о предоставлении мер социальной поддержки не обоснованно, поскольку на основании Закона Ивановской области № 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» меры социальной поддержки предоставляются лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы при наличии одновременно следующих условий: 1.проживание в сельской местности и поселках, 2.получение трудовой пенсии либо наличие права на ее получение, 3.предоставление на дату увольнения данной меры социальной поддержки, 4.наличие стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки, и 5.прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением, избранием на выборную должность. Истица прекратила трудовую деятельность в учреждениях социальной сферы в связи с переводом в Савинский РУФПС, затем работала в Савинском ОВО, данные учреждения не относятся к социальной сфере, то есть у Палиловой В.Ф. соблюдены все условия кроме последнего.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Законом Ивановской области № 39-ОЗ от 11.05.2010 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» установлено, что меры социальной поддержки предоставляются лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы при наличии одновременно пяти условий, одним из которых является прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением, избранием на выборную должность.
Истица проработала в детском дошкольном образовательном учреждении, расположенном в поселке, педагогом более 28 лет, в это время пользовалась льготой в виде освобождения от оплаты жилья с отоплением и освещением в соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", с 1994 года является пенсионеркой, что не оспаривается ответчиком и подтверждается копией трудовой книжки, пенсионного удостоверения и решения суда (л.д. 7, 9-12, 16-19). Как следует из пояснений сторон, Решения ТО СЗН от 19.07.2010 года, справки Отдела образования администрации Савинского муниципального района, истице предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения по июль 2010 года, а затем ей было отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки (л.д. 8,25) Причиной отказа послужило то, что истица, отработав 28 лет в учреждении социальной сферы в поселке, не вышла на пенсию и не попала под сокращение, а перешла работать на другое предприятие, не относящееся к социальной сфере.
Как следует из пояснений истца и подтверждается копией решения суда, трудовой книжки и пенсионного удостоверения, истица прекратила работу в детском дошкольном учреждении 28.02.1994 года, но выйти на пенсию сразу не смогла по причине неправильных записей в трудовой книжке. Только после решения суда от 13.05.1994 года, и внесения исправлений в трудовую книжку, ей была назначена пенсия.
Таким образом, не по вине истицы ей не была назначена пенсия сразу по прекращении работы в учреждении социальной сферы, расположенном в поселке.
Кроме того, соблюдению прав граждан при изменении системы предоставления мер социальной защиты посвящено множество решений Конституционного Суда РФ, в том числе Определение от 2.04.2009 года №553-О-П.
Согласно неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, определения от 4 апреля 2006 года N 89-О и от 8 февраля 2007 года N 321-О-П).
Из этого исходил федеральный законодатель, закрепляя в Федеральном законе от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правило, согласно которому при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого ее уровня с учетом специфики правового, имущественного положения граждан, а также других обстоятельств (преамбула); при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (статья 153).
При этом участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 1 марта 2007 года N 129-О-П и от 17 июля 2007 года N 624-О-П, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты.
До 1 января 2005 года педагогические работники, ушедшие на пенсию и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением при наличии установленных законом условий.
Предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании". Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года N 480-О-П).
Кроме того, ограничение предоставления мер социальной поддержки пенсионерам из числа работников социальной сферы, ранее приобретшим право на указанные меры социальной поддержки и пользовавшихся ими, но продолжившими трудовую деятельность не в учреждениях социальной сферы, являлось бы ограничением права на труд, гарантированного Конституцией РФ всем гражданам РФ, в том числе пенсионерам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить, Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району назначить Палиловой Валентине Федоровне ежемесячную компенсационную выплату на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения с августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Ивановский Областной суд через Савинский районный суд.
Судья С.В. Лалиева.