Об обязании назначить денежную выплату (Дело № 2-196/2010)



Дело № 2- 196/ 2010

п. Савино 07 октября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Савинский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Стерховой Л.И.,

с участием истца Климовой В.И., представителя территориального отдела социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району Тихомировой М.Е., при секретаре Ратахиной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Климовой Валентины Ивановны к территориальному отделу социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на частичное возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Климова Валентина Ивановна обратилась в суд с иском к территориальному отделу социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району ( далее ТОСЗН) о признании решения ТОСЗН № 5 от 14.09.2010 года об отказе в ежемесячной денежной выплаты незаконным и обязании назначить ей ежемесячную денежную выплату на частичное возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, которой она пользовалась до июля 2010 года, как пенсионер из числа работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках.

Из искового заявления следует, что истица Климова В.И. проработала медицинской сестрой в Савинской ЦРБ с 01.08.1969 года по 02.09.1991 года, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. Фактически её работа проходила в указанной должности на различных участках: в детской консультации, педиатрическом участке, детском саду. Однако в этот период времени она числилась в штате Савинской ЦРБ и получала заработную плату в больнице. Стаж работы в должности медицинской сестры Савинской ЦРБ составил более 20 лет, истице была назначена в 1996 году досрочная трудовая пенсия по старости. В сентябре 1991 года она была переведена из больницы в детский сад фабрики « Солидарность» на должность медицинской сестры, где и проработала на указанной должности до 2006 года, после чего вышла на пенсию по возрасту. Все время работы и до июля 2010 года она получала денежную выплату на возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, сначала в ЦРБ, потом в ОАО «Солидарность». В сентябре 2010 года получила решение ТОСЗН по Савинскому муниципальному району № 5 от 14.09.2010 года, которым ей отказано в ежемесячной денежной выплате. Считает данный отказ незаконным, поскольку она более 36 лет проработала в учреждениях социальной сферы в поселке в должности медицинской сестры.

Истец Климова В.И. в суде поддержала исковые требования и пояснила, что получала указанную выплату до июля 2010 года включительно. В августе 2010 года она обратилась с заявлением в ТОСЗН и получила ответ, что хотя она и является бывшим работником учреждения социальной сферы, но трудовую деятельность прекратила в должности старшей медицинской сестры в МДОУ Савинский детский сад № 1, а указанная должность в учреждениях образования согласно перечня должностей, работа в которых дает право на меры социальной поддержки, отсутствует. 14 сентября 2010 года она получила решение ТОСЗН за № 5 от отказе ей ежемесячной денежной выплаты. С данным решением не согласна и просит его признать незаконным, поскольку несмотря на перевод в детский сад, она осуществляла медицинскую деятельность, а кроме того, у неё имеется необходимый 10-летний стаж медицинской деятельности в больнице, дающий право на указанную меру социальной поддержки. Просит обязать ТОСЗН Савинского района назначить ей ежемесячную денежную выплату на частичное возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.

Представитель ответчика, руководитель территориального отдела социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району Тихомирова М.Е., исковые требования не признала и пояснила, что требование о предоставлении мер социальной поддержки не обосновано, поскольку на основании Закона Ивановской области № 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках», меры социальной поддержки предоставляются лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы при наличии одновременно следующих условий: 1) проживание в сельской местности и поселках; 2) получение трудовой пенсии либо наличие права на её получение; 3) предоставление на дату увольнения данной меры социальной поддержки; 4) наличие стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки; 5) прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением, избранием на выборную должность. Истица прекратила трудовую деятельность в 2006 году в детском саду, которое хотя и является учреждением социальной сферы, но её должность медицинской сестры в дошкольной учреждении не входит в перечень должностей, работа на которых дает право на указанную выплату, утвержденный постановлением Правительства Ивановской области. № 69-П от 19.04.2006 года.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истица проработала в системе здравоохранения ( в Савинской Центральной районной больнице) медсестрой с 1 августа 1969 года по 02 сентября 1991 года, то есть 22 года, в поселке. Со 02.09.1991 года по 16.05.1993 года Климова В.И. работала медсестрой в детском яслях- саду Савинской ткацкой фабрики «Солидарность», с 17.05.1993 года по 01.10.1994 год медсестрой педиатрического участка Савинской ЦРБ; с 01.10.1994 года по 31.05.2006 года работала старшей медсестрой в детском яслях- саду № 1 АООТ « Солидарность», в 2002 году реорганизован детский сад -ясли в МДОУ Савинский детский сад № 1 (л.д. 10-13).

С 1996 года Климова В.И. приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения (л.д. 15), однако продолжала трудовую деятельность в учреждениях социальной сферы до 2006 года, уволилась 31 мая 2006 года в связи с выходом на пенсию по старости. Из пояснений истицы и справки МУЗ « Савинской ЦРБ» Климова В.И. пользовалась мерами социальной поддержки с 1 января 2007 года по 31 мая 2010 года (л.д. 14). Из пояснений истицы следует, что льготами по возмещению расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения она пользовалась всю свою трудовую деятельность, вплоть до июля 2010 года, получала льготу сначала по месту работы, а после выхода на пенсию в Савинской ЦРБ. Затем ей было отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки (л.д. 9). Причиной отказа послужило то, что истица, проработав 22 года в учреждении здравоохранения в поселке, в 1991 году перешла работать медсестрой на другое предприятие детский ясли- сад, которое хотя и относится к социальной сфере, но должность медицинской сестры в детском саду не дает право на получение мер социальной поддержки, вышла на пенсию в 2006 году из детского сада.

На основании части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальных систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития науки в стране» предоставленная в соответствии с Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года « О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» квалифицированным медицинским работникам льгота по обеспечению бесплатным жильем с отоплением и освещением в натуре была распространена на квалифицированных работников здравоохранения, проживающих в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняла свое действие и применялась и после принятия в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Пунктом 50 ст. 35 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, признана утратившей силу. Одновременно в неё были введены части четвертая-шестая, согласно которых решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения- для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения- органами местного самоуправления.

Согласно п.1 ч.1 ст. 1 Закона Ивановской области № 39- ОЗ от 11.05.2010 года « О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках», право на меры социальной поддержки имеют отдельные категории работников областных государственных и муниципальных учреждений социальной сферы ( учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта) и иных учреждений в сельской местности и поселках Ивановской области, к которым относятся, в том числе медицинские работники.

Меры социальной поддержки предоставляются лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы при наличии одновременно следующих условий: проживание в сельской местности и поселках; получение трудовой пенсии либо наличие права на её получение; предоставление на дату увольнения данной меры социальной поддержки; наличие стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки; и прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением, избранием на выборную должность.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного суда РФ правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем их не должен уменьшаться ( Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П,от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 1 декабря 2005 года № 521-О и др.).

Из этого исходил законодатель, закрепляя в Федеральном законе от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правило, согласно которому при переходе к основанной на положениях данного ФЗ системе социальной защиты граждан, должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого её уровня с учетом специфики правового, имущественного положения граждан, а также других обстоятельств; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены ( статья 153).

Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предполагалась отмена льгот, в нем не содержатся положения, препятствующие реализации права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения каких-либо ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года № 480-О-П).

Отработав более 10 лет медицинской сестрой в медучреждении, Савинской ЦРБ, расположенной в поселке и выйдя на пенсию в 1996 году, истица приобрела право на льготу, установленную ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и пользовалась ею, независимо от того, что продолжала трудовую деятельность. Кроме того, истица продолжала трудовую деятельность в учреждении социальной сферы, детском яслях -саду, в должности старшей медсестры до 2006 года. Тот факт, что в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области № 69-П от 19 апреля 2006 года « Об утверждении Перечня должностей и учреждений, работа в которых дает право на меры социальной поддержки работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках», должности медсестры в учреждениях образования не включены в состав лиц, пользующихся правом на меры социальной поддержки, не должно повлечь нарушения прав лиц, уже приобретших право на данные меры, в соответствии с ранее действовавшим законодательством. А в соответствии с п.4 ст. 5 Закона Ивановской области № 39-ОЗ от 11.05.2010 года « О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках», лицам из числа бывших медицинских работников государственных и муниципальных дошкольных учреждений для предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, учитываются периоды работы в дошкольных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Климовой Валентины Ивановны удовлетворить.

Признать незаконным решение территориального отдела социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району № 5 от 14.09.2010 года об отказе ежемесячной денежной выплаты на частичное возмещение Климовой Валентине Ивановне расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.

Обязать территориальный отдел социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району назначить Климовой Валентине Ивановне ежемесячную выплату на частичное возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ивановский Облсуд через Савинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Стерхова Л.И.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200