Дело № 2-148/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииП. Савино 16 августа 2010 года
Савинский районный суд Ивановской области
В составе председательствующего судьи Лалиевой С.В.
При секретаре Киселевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Блюдовой Елены Юрьевны к Территориальному отделу социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на частичное возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Блюдова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району об обязании назначить ежемесячную денежную выплату на частичное возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, которой она пользовалась до июля 2010 года, как пенсионер из числа работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках.
Истица Блюдова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что с 1978 года по 1990 год работала медсестрой в Савинской ЦРБ, затем перешла врачом в районную СЭС, в 1996 году оформила пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, но продолжала работать. В связи с реорганизацией учреждения в 2005 году была уволена, после этого еще два года работала в федеральном государственном учреждении здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии. Когда филиал был переведен в г. Шую, она потеряла работу. 29 лет она отработала в сфере здравоохранения в поселке. Все это время получала денежную выплату на частичное возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, по месту работы, сначала в ЦРБ, потом в ЦГСЭН. В 2004 году ей задержали эту выплату, она обратилась в суд и решением суда задолженность была взыскана. С 2005 года по май 2010 года указанную выплату она получала через бухгалтерию Савинской ЦРБ, как пенсионер из числа квалифицированных работников социальной сферы, проживающих в сельской местности и поселках, в соответствии с Законом Ивановской области № 29-ОЗ от 2.02.2005 года. В июле 2010 года она получила решение ТО СЗН об отказе в этой выплате. Полагает, что санитарная служба относится к системе здравоохранения, то есть к социальной сфере.
Представитель ответчика, руководитель Территориального отдела социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району, Тихомирова М.Е., исковые требования не признала и пояснила, что требование о предоставлении мер социальной поддержки не обоснованно, поскольку на основании Закона Ивановской области № 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» меры социальной поддержки предоставляются лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы при наличии одновременно следующих условий: 1.проживание в сельской местности и поселках, 2.получение трудовой пенсии либо наличие права на ее получение, 3.предоставление на дату увольнения данной меры социальной поддержки, 4.наличие стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки, и 5.прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением, избранием на выборную должность. Истица прекратила трудовую деятельность в учреждениях социальной сферы в 1990 году в связи с переводом в Савинскую районную СЭС, данное учреждение не относится к социальной сфере, то есть у Блюдовой Е.Ю. соблюдены все условия, кроме последнего.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Законом Ивановской области № 39-ОЗ от 11.05.2010 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках» установлено, что меры социальной поддержки предоставляются лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы при наличии одновременно пяти условий, одним из которых является прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением, избранием на выборную должность.
Как установлено в судебном заседании, истица проработала в системе здравоохранения, в поселке 29 лет. С 1.08.1978 года по 15.10.1990 года медсестрой в Савинской ЦРБ, затем врачом-бактериологом в Савинской районной СЭС, реорганизованной 27.03.1992 года в Савинский районный ЦГСЭН, 5.06.1994 года в Савинский межрайонный ЦГСЭН, 30.07.1992 года в ЦГСЭН в Савинском и Лежневском районах Ивановской области, 31.03.2005 года уволена в связи с реорганизацией. Затем с 31.03.2005 года по 31.07.2007 года работала в филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Истица пользовалась льготой в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, с 1996 года является пенсионеркой, что не оспаривается ответчиком и подтверждается копией трудовой книжки, пенсионного удостоверения, справки МУЗ «Савинской ЦРБ» и решения суда (л.д. 6-11, 12, 13, 25). Как следует из пояснений сторон, Решения ТО СЗН от 19.07.2010 года, истице предоставлялась мера социальной поддержки в виде денежной выплаты на частичное возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения по июль 2010 года, а затем ей было отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки (л.д. 5). Причиной отказа послужило то, что истица, отработав 12 лет в учреждении социальной сферы в поселке, в 1990 году перешла работать на другое предприятие, не относящееся к социальной сфере, а пенсию оформила в 1996 году.
На основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития науки в стране" предоставленная в соответствии с Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" квалифицированным медицинским работникам льгота по обеспечению бесплатным жильем с отоплением и освещением в натуре была распространена на квалифицированных работников системы здравоохранения, проживающих в сельской местности и перешедших на пенсию. Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот медицинским работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, признана утратившей силу. Одновременно в нее были введены части четвертая-шестая, согласно которых решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения: для медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения меры социальной поддержки устанавливаются Правительством Российской Федерации, для медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Ивановской области № 39-ОЗ от 11.05.2010 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках», право на меры социальной поддержки имеют отдельные категории работников областных государственных и муниципальных учреждений социальной сферы (учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта) и иных учреждений (ветеринарной службы) в сельской местности и поселках Ивановской области, к которым относятся в том числе медицинские и фармацевтические работники.
Меры социальной поддержки предоставляются лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы при наличии одновременно следующих условий: проживание в сельской местности и поселках; получение трудовой пенсии, установленной (назначенной) в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях в Российской Федерации, либо наличие права на ее получение; прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы в сельской местности и поселках Ивановской области по собственному желанию в связи с выходом на пенсию либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением численности или штата работников, избранием на выборную должность и предоставление им на дату увольнения мер социальной поддержки работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках, установленных законодательством Ивановской области; наличие общего стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки, в учреждениях одной из отраслей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1 указанного Закона, в сельской местности и поселках Ивановской области.
Соблюдению прав граждан при изменении системы предоставления мер социальной защиты посвящено множество решений Конституционного Суда РФ, в том числе Определение от 4.12.2007 года № 947-О-П, Определение от 3.02.2010 года № 136-О-П.
В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 1 декабря 2005 года N 521-О и др.).
Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Из этого исходил федеральный законодатель, закрепляя в Федеральном законе от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правило, согласно которому при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого ее уровня с учетом специфики правового, имущественного положения граждан, а также других обстоятельств (преамбула); при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (статья 153).
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагалась отмена льгот, в нем не содержатся положения, препятствующие реализации права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения каких-либо ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года N 480-О-П).
Отработав более 10 лет медицинской сестрой в медицинском учреждении, Савинской ЦРБ, расположенной в поселке и выйдя на пенсию в 1996 году, истица приобрела право на льготу, установленную ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и пользовалась ею, независимо от того, что продолжала трудовую деятельность. Кроме того, санитарная служба, в которой работала врачом истица, относилась и в настоящее время относится к системе здравоохранения, и на нее распространялось действие ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, (в редакции до 1.01.2005 года). Истица уволена из данной службы в 2005 году в связи с реорганизацией. После этого два года работала в федеральном учреждении здравоохранения ФГУЗ «ЦГиЭ».
Ограничение предоставления мер социальной поддержки пенсионерам из числа работников социальной сферы, ранее приобретшим право на указанные меры социальной поддержки и пользовавшихся ими, но продолжившими трудовую деятельность не в учреждениях социальной сферы, являлось бы ограничением права на труд, гарантированного Конституцией РФ всем гражданам РФ, в том числе пенсионерам.
Тот факт, что в настоящее время санитарная служба повсеместно выведена из сельской местности и поселков, и работники санитарной службы, которые также являются врачами, лицами с медицинским образованием, при установлении нового правового регулирования не включены в состав лиц, пользующихся правом на меры социальной поддержки, не должно повлечь нарушения прав лиц, уже приобретших право на данные меры, в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить, Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району назначить Блюдовой Елене Юрьевне ежемесячную денежную выплату на частичное возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Ивановский Областной суд через Савинский районный суд.
Судья С.В. Лалиева.