Об обязании назначить ежемесячную компенсационную выплату (Дело № 2-215/2010)



Дело № 2- 215 / 2010

п. Савино 11 ноября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Савинский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Стерховой Л.И.,

с участием истца Масленниковой Ф.И., представителя территориального отдела социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району Тихомировой М.Е., при секретаре Разгулиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Масленниковой Фаины Ивановны к территориальному отделу социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району об обязании назначить ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Масленникова Фаина Ивановна обратилась в суд с иском к территориальному отделу социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району ( далее ТОСЗН) о признании решения ТОСЗН № 8 от 25.10.2010 года об отказе в ежемесячной компенсационной выплаты незаконным и обязании назначить ей ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, которой она пользовалась до июля 2010 года включительно, как пенсионер из числа работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках.

Из искового заявления следует, что истица Масленникова Ф.И. проработала учителем в образовательных школах района с 01.09.1943 года по 01.09.1965 г., то есть 22 года, после чего была переведена на должность школьного инспектора Савинского районо, вышла на пенсию 1 ноября 1980 года, но продолжала работать в указанной должности до 21 октября 1999 года. Общий трудовой стаж в органах народного образования истицы составил 55 лет, о чем свидетельствует записи в трудовой книжке. Все эти годы она имела право на меры социальной поддержки работников учреждений социальной сферы в сельской местности и поселках. С 1 августа 2010 года территориальный отдел социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району отказал ей в назначении ежемесячной компенсационной выплаты. Считает данный отказ незаконным, поскольку она более 22 лет проработала в учреждениях социальной сферы в поселке.

Истец Масленникова Ф.И. в суде поддержала исковые требования и пояснила, что получала указанную выплату до июля 2010 года включительно. В августе 2010 года она получила решение ТОСЗН по Савинскому муниципальному району № 8 от 25.10.2010 года об отказе ей в выплате ежемесячной компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, поскольку она вышла на пенсию из Савинского районного отдела образования, которое не является учреждением социальной сферы. Однако, до перевода на должность школьного инспектора в Савинское районо, она 22 года отработала в должности учителя в образовательных школах района, ранее пользовалась льготой по бесплатному предоставлению квартиры с отоплением, освещением, а позднее стала получать денежную компенсационную выплату на возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. С 1 сентября 1965 года в порядке перевода назначена на должность инспектора Савинского районо, вышла на пенсию в 1980 году, но продолжала работать до 1999 года. Указанной льготой она пользовалась до июля 2010 года, до мая 2010 года получала её в районо, а с мая 2010 года в ТОСЗН по Савинскому району. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика, руководитель территориального отдела социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району Тихомирова М.Е., исковые требования не признала и пояснила, что требование о предоставлении мер социальной поддержки не обосновано, поскольку на основании Закона Ивановской области № 39-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках», меры социальной поддержки предоставляются лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы при наличии одновременно следующих условий: 1) проживание в сельской местности и поселках; 2) получение трудовой пенсии либо наличие права на её получение; 3) предоставление на дату увольнения данной меры социальной поддержки; 4) наличие стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки; 5) прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением, избранием на выборную должность. Истица прекратила трудовую деятельность в 1999 году в должности методиста Савинского районо, которое не является учреждением социальной сферы, работа в котором дает право на меры социальной поддержки.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истица проработала в системе образования в образовательном учреждении ( Покровской школе, Алексинской школе, Дорожаевской школе, Савинской школе), расположенных в сельской местности и поселке 22 года, в это время пользовалась льготой в виде освобождения от оплаты жилья с отоплением и освещением, с 1 сентября 1965 года переведена на должность школьного инспектора в Савинское районо, где проработала до 21.10.1999 года, с 1 ноября 1980 года является пенсионеркой, что не оспаривается ответчиком и подтверждается копией трудовой книжки и справкой (л.д. 6-7, 12). Как следует из пояснений сторон, решения ТОСЗН от 25.10.2010 года № 8, справки отдела образования администрации Савинского муниципального района, истице предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсационной выплаты на оплату жилого помещения, отопления и освещения по июль 2010 года, а затем ей было отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки (л.д. 10, 11). Причиной отказа послужило то, что истица, отработав 22 года в учреждениях социальной сферы в сельской местности и поселке, не вышла на пенсию и не попала под сокращение, а перешла работать в Савинский районный отдел образования, не относящееся к социальной сфере.

Соблюдению прав граждан при изменении системы предоставления мер социальной защиты посвящено множество решений Конституционного Суда РФ, в том числе Определение от 2.04.2009 года № 553-О-П.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного суда РФ правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем их не должен уменьшаться ( Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П,от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 1 декабря 2005 года № 521-О и др.).

Из этого исходил законодатель, закрепляя в Федеральном законе от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правило, согласно которому при переходе к основанной на положениях данного ФЗ системе социальной защиты граждан, должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого её уровня с учетом специфики правового, имущественного положения граждан, а также других обстоятельств; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены ( статья 153).

Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предполагалась отмена льгот, в нем не содержатся положения, препятствующие реализации права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения каких-либо ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года № 480-О-П).

До 1 января 2005 года педагогические работники, ушедшие на пенсию и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением при наличии установленных законом условий.

Предоставление мер социальной поддержки ( ранее льгот) пенсионерам- бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 « О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия в 1992 году Закона РФ « Об образовании». Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 данного Закона ( в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года № 322-О-П, переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий ( компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии ( компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.

Согласно п.1 ч.1 ст. 1 Закона Ивановской области № 39- ОЗ от 11.05.2010 года « О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках», право на меры социальной поддержки имеют отдельные категории работников областных государственных и муниципальных учреждений социальной сферы ( учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта) и иных учреждений в сельской местности и поселках Ивановской области, к которым относятся, в том числе педагогические работники.

Меры социальной поддержки предоставляются лицам из числа бывших работников учреждений социальной сферы при наличии одновременно следующих условий: проживание в сельской местности и поселках; получение трудовой пенсии либо наличие права на её получение; предоставление на дату увольнения данной меры социальной поддержки; наличие стажа работы не менее 10 лет в должностях, дающих право на данные меры социальной поддержки; и прекращение трудовой деятельности в учреждениях социальной сферы по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, либо в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждения, сокращением, избранием на выборную должность.

Таким образом, Масленникова В.И., отработав более 10 лет учителем в образовательном учреждении в сельской местности и выйдя на пенсию в 1980 году, приобрела право на указанную льготу.

Ограничение предоставления мер социальной поддержки пенсионерам из числа работников социальной сферы, ранее приобретшим право на указанные меры социальной поддержки и пользовавшихся ими, но продолжившими трудовую деятельность не в учреждениях социальной сферы, являлось бы ограничением права на труд, гарантированного Конституцией РФ всем гражданам, в том числе пенсионерам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Масленниковой Фаины Ивановны удовлетворить.

Признать незаконным решение территориального отдела социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району № 8 от 25.10.2010 года об отказе ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение Масленниковой Фаине Ивановне расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.

Обязать территориальный отдел социальной защиты населения по Савинскому муниципальному району назначить Масленниковой Фаине Ивановне ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения с 01.08.2010 года.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ивановский Облсуд через Савинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Стерхова Л.И.