О понуждении ликвидировать свалку бытовых отходов (Дело №2-190/2010)



Дело № 2-190/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

П. Савино 16 декабря 2010 года.

Савинский районный суд Ивановской области

В составе председательствующего судьи Лалиевой С.В.

При секретаре Тимониной С.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Савинского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, Комитету Ивановской области по лесному хозяйству о понуждении ликвидировать свалку бытовых отходов и мусора и организовать сбор и вывоз бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Савинского района Ивановской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области с иском о понуждении ликвидировать свалки бытовых отходов и мусора, расположенные в п. Савино сзади ... ... вдоль дороги в сосновом бору рядом с ... ..., и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Савинского городского поселения.

Иск мотивирован тем, что на территории Савинского городского поселения Савинского муниципального района не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, образовались свалки, сзади ... в районе гаражей и на ... вдоль дороги в сосновом бору. Вследствие этого нарушены права неопределенного круга жителей Савинского городского поселения на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор отказался от иска в части ликвидации свалки сзади ... ввиду полного выполнения ответчиком требований прокурора, а в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора прокурор уточнил требования к администрации Савинского городского поселения и просил обязать ответчика организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в районе ... ....

Определением суда к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, ОГУП «Обллесхоз» и Савинский филиал ОГУП «Обллесхоз». В ходе рассмотрения дела прокурор Савинского района отказался от иска к администрации Савинского городского поселения в части ликвидации свалки вдоль дороги в сосновом бору рядом с ... ..., поскольку свалка расположена на землях гослесфонда, и предъявил данные требования только к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству. Прокурор отказался от исковых требований к ОГУП «Обллесхоз» и Савинский филиал ОГУП «Обллесхоз».

Отказ от части исковых требований принят судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В судебном заседании прокурор Торгова А.Н. исковые требования поддержала в части требований к администрации Савинского городского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в районе ... ... и в части требований к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству ликвидировать свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в лесу вдоль дороги рядом с ..., в сроки, установленные судом. Прокурор пояснила, что в ходе совместной проверки прокуратуры, Роспотребнадзора и органов местного самоуправления установлены места несанкционированных свалок на территории ... в районе ... и в лесном массиве за .... В районе ... свалка на сегодняшний день ликвидирована. Свалка за ... находится в лесном массиве, на землях гослесфонда. На ... ... не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, что также подтвердилось входе проверки, контейнеры для сбора мусора на ... отсутствуют, вывоз мусора не производится.

Представитель ответчика, Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, по доверенности Сарбеева С.Г. исковые требования не признала и пояснила, что свалка находится на землях гослесфонда, но образовалась она не по вине Комитета, а по вине жителей п. Савино и ... ..., которые сбрасывают там свой мусор, а также по вине органа местного самоуправления, который не организовал сбор и вывоз мусора.

Представитель ответчика ОГУП «Обллесхоз» и Савинского филиала ОГУП «Обллесхоз», по доверенности Правдин Е.Ю., исковые требования не признал и пояснил, что лесофондодержателем является Комитета Ивановской области по лесному хозяйству, а ОГУП «Обллесхоз» создан для выполнения лесохозяйственных работ по контракту с Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству, на 2010 год контракт ОГУП заключен только в отношении сельских лесов, по остальным лесам контракт выиграл ООО «Русь», но контракт у них только до конца ноября. Кроме того, предприятие выполняет работы только в соответствии с контрактом, в котором отсутствуют работы по ликвидации свалки, расходы по ним не предусмотрены.

Представитель ответчика, администрации Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, извещен о судебном заседании, но в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки в суд не представил, ходатайств об отложении дела не заявил.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц, администрации Савинского муниципального района Ивановской области и Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, извещенные о судебном заседании.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На территории ... ... не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, поэтому жители улицы ... и близлежащих улиц сбрасывают бытовые отходы и мусор в несанкционированном месте, в лесном массиве в квартале Номер обезличен, выделах 4, 5 ОГУ «Шуйское лесничество», вдоль дороги, в 15 м к востоку от .... По организации сбора и вывоза отходов ответчиком представлен договор о вывозе отходов с контейнерной площадки, расположенной на перекрестке улиц ... и ... п. Савино, расположенном на значительном удалении от ... (л.д. 16-17).

Наличие свалки подтверждается информацией о совместной проверке прокуратуры и Управления Роспотребнадзора содержания территорий населенных мест, согласно которой на ... п. Савино контейнеры для сбора мусора не установлены, вдоль дороги в сосновом бору имеется несанкционированная свалка. Кроме того, показаниями свидетеля ФИО2 о наличии свалки за ... п. Савино. Кроме того, материалами проверки ОВД по Савинскому району Номер обезличен от 8.11.2010 года. Комитет Ивановской области по лесному хозяйству обратился в ОВД по Савинскому району с заявлением по факту несанкционированной свалки в квартале Номер обезличен, выделах 4, 5 ОГУ «Шуйское лесничество». Согласно протокола осмотра, свалка расположена в 15 метрах от забора ... в лесном массиве. Из объяснений жителей улицы ... п. Савино следует, что свалка образовалась много лет назад, мусор на свалку сбрасывают как жители ... улиц п. Савино, так и другие лица. Конкретные лица, производящие сброс мусора, не установлены, на основании чего производство по делу об административном правонарушении прекращено (л.д. 7, 25, 152-166).

Согласно карт, представленных администрацией Савинского городского поселения, Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству, специалистом ФИО1, справки Комитета Ивановской области по лесному хозяйству (л.д. 10, 42, 56, 74-76, 115), месторасположение свалки - к юго-востоку от п. Савино в выделах 4, 5 ... ОГУ «Шуйское лесничество». Данный земельный участок по адресу: Ивановская область, Савинский район, относится к категории земель лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации и предоставлен для ведения лесного хозяйства (л.д. 83).

Таким образом, установлено, не оспаривается сторонами и подтверждается пояснениями сторон и материалами дела, что на территории ... п. Савино не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а также что в лесном массиве в квартале Номер обезличен, выделах 4, 5 ОГУ «Шуйское лесничество», вдоль дороги, в 15 м в востоку от ..., расположенной на ... п. Савино, на землях государственного лесного фонда, находится несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, лица, виновные в организации свалки, не установлены.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, согласно п. 18 ст. 14 Федерального Закона от 16.10.2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 1 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Ивановской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области», органы местного самоуправления муниципальных образований в пределах своих полномочий организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на соответствующих территориях.

На основании изложенного, исковые требования прокурора Савинского района к администрации Савинского городского поселения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на ... п. Савино, относящейся к территории Савинского городского поселения, суд считает обоснованными. Разумным сроком для выполнения данных требований суд считает один месяц.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Из письма Федерального агентства лесного хозяйства и Положения о Комитете Ивановской области по лесному хозяйству, п. 2.1.2, 2.2.5 следует, что таким органом в Ивановской области является Комитет Ивановской области по лесному хозяйству (л.д. 116-121,129).

Согласно п. 4 Приложения № 2 (Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий) к приказу Рослесхоза от 29.12.2007 года № 523 «Об утверждении методических документов», в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил санитарной безопасности в лесах, санитарно-оздоровительные мероприятия обеспечиваются: в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5, 7, 9 данного Приложения, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 ЛК РФ и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся следующие виды мероприятий: очистка лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиационного. Санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий.

Согласно п. 66, 67 вышеуказанного Приложения, при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.

С учетом того, что лица, виновные в организации свалки в лесном массиве, не установлены, исковые требования прокурора Савинского района к Комитету Ивановской области по лесному хозяйству о ликвидации свалки бытовых отходов и мусора, расположенную в лесном массиве к юго-востоку от п. Савино, суд считает обоснованными.

Учитывая порядок организации санитарно-оздоровительных мероприятий, установленный Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, необходимость планирования, размещения заказа, проведения торгов, заключения контракта на проведение данного вида работ, суд определяет срок их выполнения в один год.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Комитет Ивановской области по лесному хозяйству ликвидировать свалку бытовых отходов и мусора, расположенную в лесу в квартале Номер обезличен, выделах 4, 5 ОГУ «Шуйское лесничество», вдоль дороги, в 15 м к востоку от ..., в течение одного года со дня вступления в силу решения суда.

Обязать администрацию Савинского городского поселения Савинского муниципального района Ивановской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Савинского городского поселения в районе ... п. Савино, в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Ивановский Областной суд через Савинский районный суд.

Судья С.В. Лалиева.