Дело № 2-260/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииП. Савино 15 декабря 2010 года
Савинский районный суд Ивановской области
В составе председательствующего судьи Лалиевой С.В.
При секретаре Киселевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Андреевой Ольги Алексеевны к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Савинском районе о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Андреева О.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению ПФР в Савинском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и о включении в специальный стаж лечебной деятельности периодов нахождения в отпусках по уходу за ребёнком с 1.10.1992 года по 31.12.1993 года и с 25.07.1985 года по 25.07.1986 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Иск мотивирован тем, что решением комиссии Управления ПФР в Савинском районе от 5.10.2010 года Андреевой О.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом из специального стажа исключён период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 6.10.1992 года по 31.12.1993 года, а период этого отпуска с 1 по 5 октября 1992 года учтён календарно. Кроме того, она осуществляла уход за старшим ребёнком с 25.07.1985 года по 25.07.1986 года, просит включить в специальный стаж этот период календарно. В судебном заседании истица уточнила свои требования и просила этот период также учесть в льготном исчислении.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования и пояснила, что ответчиком в её специальный стаж лечебной деятельности не включены периоды нахождения в отпусках по уходу за ребёнком. Первый ребёнок у неё родился 25.07.1985 года, в период её обучения в Ивановском медицинском институте. До поступления в институт в 1983 году, она работала фельдшером, эта работа включена в специальный стаж. После окончания института она поступила на работу по специальности и эта работа также включена в специальный стаж. В период учёбы она не работала, отпуск по уходу либо академический отпуск ей не предоставлялся, но поскольку до и после учёбы она работала по специальности, считает, что год ухода за старшим ребёнком должен быть включён в специальный стаж, в льготном исчислении. Кроме того, в июле 1986 года она около месяца проходила практику в Архиповской поселковой больнице, эта работа также взята в специальный стаж. Отпуск по уходу за вторым ребёнком, родившимся 11.07.1992 года, ей предоставлен с 1.10.1992 года, то есть до введения нового закона, отпуск не прерывался, заявлений о выходе на работу в период этого отпуска и о предоставлении вновь отпуска по уходу за ребёнком после 6.10.1992 года она не писала, приказов о её выходе на работу в период этого отпуска работодатель не издавал. Полагает, что имеет право на исчисление пенсии по ранее действовавшему законодательству, с включением в специальный стаж данного отпуска в льготном исчислении. В остальном расчёт её стажа в протоколе от 5.10.2010 года верный.
Представитель ответчика, ГУ Управления ПФР в Савинском районе, по доверенности Кузьмина Н.Г., в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв и пояснила, что на момент обращения специальный стаж истицы составлял менее 25 лет. Норма о невключении в льготный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком была установлена Законом РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», который вступил в силу 6.10.1992 года, поэтому отпуск по уходу за ребёнком до этой даты включён в специальный стаж истицы, а после 6.10.1992 года не включён. Отпуск по уходу до 6.10.1992 года подлежит включению в стаж в календарном исчислении, поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, льготное исчисление может быть применено только в отношении периодов работы, а в период отпуска по уходу за ребёнком сохраняются только трудовые отношения, факт работы и связанная с ней повышенная психоэмоциональная нагрузка отсутствует. Период ухода за старшим ребёнком не может быть включён в специальный стаж, поскольку в этот период истица была студенткой дневного обучения, в трудовых отношениях с каким-либо медицинским учреждением не состояла.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается копией трудовой книжки, диплома, свидетельствами о рождении детей, решением Савинского районного суда от 17.03.2010 года, копией приказа, уточняющей справкой (л.д.13-32), Андреева О.А с 2.04.1982 года работала фельдшером поселковой больницы, 9.08.1983 года уволилась в связи с поступлением в Ивановский государственный мединститут, который окончила в 1989 году, по окончании института поступила на работу врачом-интерном в Ивановскую областную клиническую больницу, а с 1990 года работала в Савинской ЦРБ участковым терапевтом, главным врачом, заведующей отделением, врачом общей практики и работает до настоящего времени. В период обучения Андреевой О.А. в институте 25.07.1985 года, у неё родился ребёнок, а с 3 по 29 июля 1986 года она проходила производственную практику в должности палатной медсестры в Архиповской поселковой больнице. 11.07.1992 года у Андреевой О.А. родился второй ребёнок, в связи с чем она была в декретном отпуске с 8.07.1992 года по 30.09.1992 года, а с 1.10.1992 года по 31.12.1993 года - в отпуске по уходу за ребёнком.
14.09.2010 года Андреева О.А. обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением ГУ Управления ПФР в Савинском районе от 5.10.2010 года Андреевой О.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа (л.д. 6-10).
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции до 30.12.2008 года - п.п. 11 п. 1 ст. 28) досрочно трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведённых законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребёнком у истицы начался 1 октября 1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, он не прерывался, с учётом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 1.10.1992 г. по 31.12.1993 г. подлежит включению в специальный стаж работы истицы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Издание приказа задним числом, 6.10.1992 года, о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком с 1.10.1992 года (л.д. 30), не является основанием для лишения истицы этого права.
В соответствии с подп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в посёлке городского типа (рабочем посёлке), год работы в сельской местности или в посёлке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в посёлке городского типа.
В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет, предоставленного до 6 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы. То есть период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 1.10.1992 года по 31.12.1993 года подлежит включению в специальный стаж истицы в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Период ухода за ребёнком с 25.07.1985 года по 25.07.1986 года на основании вышеприведённых правовых норм не может быть включён в специальный стаж истицы, поскольку на момент рождения ребёнка истица являлась студенткой дневного обучения, не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, ей не предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком.
С учетом периода с 1.10.1992 года по 31.12.1993 года в льготном исчислении, специальный стаж истицы составит менее 25 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Андреевой Ольги Алексеевны удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Савинском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный стаж лечебной деятельности Андреевой Ольги Алексеевны период отпуска по уходу за ребёнком с 6.10.1992 года по 31.12.1993 года в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Ивановский Областной суд через Савинский районный суд.
Судья С.В. Лалиева.