РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 марта 2011 года Савеловский районный суд города Москвы
В составе председательствующего судьи Демидовой Э.Э.
при секретаре Шарович П.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-481/11
по иску Иванова Александра Викторовича к Ганже Зое Николаевне о разделе наследственного имущества,
установил:
Истец Иванов А.В. обратился в суд с иском к ответчице Ганже З.Н. о разделе наследственного имущества и признании права собственности на 39. 2504097 паев открытого паевого инвестиционного фонда акций «<данные изъяты> Никитич» и на 1.7020747 паев открытого паевого инвестиционного фонда смешанных инвестиций «<данные изъяты>». Исковые требования истец мотивирует тем, что он является сыном умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ответчица в свою очередь являлась супругой умершего. 17 ноября 2009 <данные изъяты>года истцом было получено свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю всех инвестиционных паев. Ответчица также получила свидетельство о праве на наследство по закону. Однако ответчик уклоняется от подписания соглашения о разделе паев, что лишает истца возможности оформить на свое имя унаследованные паи.
Представитель истца по доверенности ФИО6 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчица и ее представитель в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Представитель ответчика по доверенности ФИО7 неоднократно принимала участия в судебных заседаниях по делу, однако, возражений против удовлетворения исковых требований не представила, о несогласии ответчика с иском не заявила. Ответчицей и ее представителем, в нарушении положений ст. 167 ГПК РФ, не представлено суду никаких доказательств, подтверждающих уважительность причин отсутствия в судебном заседании, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев копию наследственного дела, открытого к имуществу умершего 20 августа 2008 года Иванова В.А., суд приходит к следующему.
Как следует из материалов гражданского дела и материалов наследственного дела, обозреваемого судом, Иванов А.В. является сыном умершего 20.08.2008 г. ФИО3, ответчица Ганжа З.Н. являлась супругой умершего.
Наследство, оставшееся после смерти наследодателя, выражается в:
? доля от 157.001 638 7 (Сто пятьдесят семь целых и 0016387 десятимиллионных) шт. инвестиционных паев открытого паевого инвестиционного фонда акций «<данные изъяты>»;
? доли от 6.808 298 9 (Шесть целых и 8082989 десятимиллионных) шт. инвестиционных паев открытого паевого инвестиционного фонда смешанных инвестиций "<данные изъяты>".
17 ноября 2009 г. истцом было получено свидетельство о праве на наследство по закону, в соответствии с которым истцу принадлежит ? доля всех инвестиционных паев, соответственно, ответчице было выдано свидетельство о праве на наследство на ? доли в праве собственности на данные инвестиционные паи.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» инвестиционный пай является именной ценной бумагой, и согласно ст.1110 ГК РФ включается в состав наследственной массы наравне с иным имуществом.
В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Согласно ст. 252 ГК РФ при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Поскольку совместное пользование инвестиционными паями сторонами не представляется возможным, то суд находит обоснованными исковые требования Иванова А. В. о признании за ним права собственности на часть инвестиционных паев, находящихся в общей долевой собственности с ответчицей, соответствующую размеру его доли.
Учет прав на инвестиционные паи, согласно ст. 14 Федерального закона №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», осуществляется на лицевых счетах в реестре владельцев инвестиционных паев.
Разделом XII «Операции при переходе инвестиционных паев в порядке наследования» «Положения о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов», утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 апреля 2008 г. № 08-17/пз-н «Об учете прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов» предусмотрен порядок приобретения наследниками права собственности на инвестиционные паи наследодателя.
Согласно п. 12.6 Раздела ХII «Операции при переходе инвестиционных паев в порядке наследования» на отдельные лицевые счета наследников часть инвестиционных паев зачисляется только в случае представления ими соглашения о разделе наследуемого имущества. Из этого следует, что пропорциональный раздел инвестиционных паев, находящихся в общей собственности, при отсутствии соглашения всех участников общей долевой собственности, регистратором не производится.
Поскольку совместное осуществление права собственности на инвестиционные паи не представляется возможным, то суд находит обоснованными исковые требования Иванова А.В. о признании за ним права собственности на ? часть от количества всех инвестиционных паев, совместно принадлежащих истцу и ответчику.
Математическое определение количества паев, подлежащих передаче истцу, предполагает деление общего количества паев, находящихся в долевой собственности сторон, на 4, а с учетом того, что согласно правилам доверительного управления обоих инвестиционных фондов при выдаче одному лицу инвестиционных паев, составляющих дробное число, количество инвестиционных паев определяется с точностью до седьмого знака после запятой, суд считает возможным округление полученных значений до седьмого знака после запятой:
157.0016387 / 4 = 39.25040967, округленно - 39.2504097 паев открытого паевого инвестиционного фонда акций «<данные изъяты>»
6.8082989 / 4 = 1.702074725, округленно 1.7020747 паев открытого паевого инвестиционного фонда смешанных инвестиций «<данные изъяты>».
Таким образом, в первом случае округление было произведено в пользу истца на 3 стомиллионных одного пая, во втором – в пользу ответчика на 25 стомиллионных одного пая.
В денежном выражении сумма округления составила три копейки в первом случае и меньше одной копейки – во втором случае. Таким образом, суд соглашается с позицией истца, что необходимое округление носит исключительно технический характер.
Однако, разрешая заявленные исковые требования, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, считает возможным выйти за пределы исковых требований и, признавая за истом право собственности на часть инвестиционных паев, одновременно признать право собственности на оставшуюся часть инвестиционных паев за Ганжа З. Н., а право общей долевой собственности сторон прекратить.
Количество инвестиционных паев, подлежащих передаче ответчице, рассчитывается следующим образом:
1) 157.0016387 (общее количество) - 39.2504097 (паи, подлежащие передаче истцу) = 117.751229 паев открытого паевого инвестиционного фонда акций «<данные изъяты>» и
2) 6.8082989 (общее количество) - 1.7020747 (паи, подлежащие передаче истцу) = 5.1062242 паев открытого паевого инвестиционного фонда смешанных инвестиций «<данные изъяты>».
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Иванова Александра Викторовича удовлетворить.
Признать за Ивановым Александром Викторовичем право собственности на 39.2504097 паев открытого паевого инвестиционного фонда акций «<данные изъяты>» из числа ранее принадлежавших умершему Иванову Виктору Александровичу.
Признать за Ивановым Александром Викторовичем право собственности на 1.7020747 паев открытого паевого инвестиционного фонда смешанных инвестиций «<данные изъяты>» из числа ранее принадлежавших умершему ФИО3.
Признать за Ганжа Зоей Николаевной право собственности на 117.751229 паев открытого паевого инвестиционного фонда акций «<данные изъяты>» из числа ранее принадлежавших умершему ФИО10.
Признать за Ганжа Зоей Николаевной право собственности на 5.1062242 паев открытого паевого инвестиционного фонда смешанных инвестиций «<данные изъяты>» из числа ранее принадлежавших умершему ФИО11.
Прекратить право общей долевой собственности Иванова Александра Викторовича и Ганжа Зои Николаевны на вышеуказанные паи.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Савеловский районный суд г. Москвы в течение 10 дней.
Судья