Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 мая 2011 года Савеловский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Половникова В.М., при секретаре Коробовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1954/11 по иску Летарова Сергея Владимировича к Жидковой Анастасии Анатольевне о взыскании ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия, УСТАНОВИЛ: Летаров С.В. обратился в суд с иском к Жидковой А.А. о возмещении ущерба, причиненного по вине ответчицы в результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю Вольво S 60 ДД.ММ.ГГГГ выпуска, государственные регистрационные знаки №, принадлежащему истцу на праве собственности и о взыскании денежных средств в связи с восстановительным ремонтом в размере 585 202 руб. 60 коп. В судебное заседание истец и его представитель по доверенности ФИО7 явились, исковые требования просили удовлетворить в полном объёме с учетом выплаты произведенной Российским Союзом Автостраховщиков в пользу истца в размере 120000 руб. Ответчик Жидкова А.А. и ее представитель по доверенности ФИО8 в судебное заседание явились, против удовлетворения иска возражали. Представитель ответчика пояснила, что из материалов, собранных в ходе судебного разбирательства, проведенной экспертизы и представленных материалов не усматривается вины ответчика в произошедшем ДТП. Представитель Российского Союза Автостраховщиков (далее - РСА), привлеченного судом в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, ответчик о дате и времени заседания извещён, о причинах неявки суду не сообщил. Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельностью и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право нарушено не было (упущенная выгода). На основании ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В судебном заседании установлено, что 26.05.2009 г. в 13 час. 20 мин. на <адрес> у <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Volvo S60 гос.рег.знак №, принадлежащего Летарову С.В. на праве собственности, и автомобиля ответчика БМВ-523 гор.рег.знак №. В результате дорожно-транспортного происшествия принадлежащий Летарову С.В. автомобиль был поврежден. Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате нарушения водителем Жидковой А.А., управляющей автомобилем БМВ-523 гор.рег.знак №, п.п. 1.3, 1.5, 6.2, 10.1 ПДД РФ. Так, водитель Жидкова А.А., в 13 ч. 20 мин. 26.05.2009 г. управляя автомобилем БМВ 523, гос.рег.знак №, совершила проезд на запрещающий сигнал светофора, в результате чего произвела столкновение с автомобилем Volvo S60 гос.рег.знак № и была подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 700 (семьсот) рублей. Указанные выше обстоятельства подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении <адрес>
Как указывала Жидкова А.А. в судебном заседании она, двигаясь по перекрестку, повернула налево, поскольку на дороге образовался небольшой затор, она двигалась с очень маленькой скоростью не успела закончить маневр до включения красного сигнала светофора. По мнению Жидковой А.А. в соответствии с требованиями п. 13.7 ПДД РФ, водитель, выехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен закончить движение в намеченном направлении независимо от сигналов светофора. Истец же, по мнению ответчика, при включении разрешающего сигнала светофора был обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, однако Летаров С.В. выехал на перекресток, не дождавшись, пока транспортные средства завершат маневр, и совершил наезд на очень медленно двигающийся автомобиль БМВ.
С указанными доводами ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям.
Суд считает, что стороной ответчика не доказаны обстоятельства, подтверждающие тот факт, что в момент начала движения транспортного средства под управлением Летарова С.В. на разрешающий сигнал светофора (что не оспаривается сторонами) ответчик уже находился в пределах указанного перекрестка, выехав на него на разрешающий сигнал светофора.
Из объяснений ответчика Жидковой А.А., данных ею 26.05.2009 г. на месте ДТП и имеющихся в материалах административного дела, следует, что «в момент ее нахождения на перекрестке мигал желтый сигнал светофора. Дабы не создавать аварийной ситуации, пропуская впереди едущую машину, двигалась за ней». Анализ данного утверждения показывает, что поскольку на момент ДТП светофор был исправен и работал в обычном режиме, то в его работе отсутствует цикл включения желтого мигающего сигнала. Это свидетельствует о том, что ответчица либо не видела сигналов светофора и не могла руководствоваться ими, либо пыталась ввести должностных лиц в заблуждение с целью избежать ответственности за противоправные действия. Кроме того, из представленной в материалах административного дела схемы места дорожно-транспортного происшествия следует, что удаление от светофорного объекта, которым должна была руководствоваться ответчица до места столкновения составляет порядка 40 м, а до выезда на перекресток - порядка 30 м, что при указанной ею «очень маленькой скорости» не позволило бы ей выехать на перекресток до включения запрещающего сигнала светофора, поскольку по нему уже двигались бы транспортные средства. Следовательно, Жидкова А.А. выехала в пределы перекрестка, ограниченного началом линий закруглений проезжих частей, на запрещающий сигнал светофора, чем нарушила требования ПДД РФ.
В судебном заседании Летаров С.В. пояснил, что находился на <адрес> у стоп-линии перед пересечением с <адрес> во второй полосе. Сзади несколько правее него в первой полосе стоял автомобиль Хонда Цивик гос. рег.знак № под управлением свидетеля ФИО10 После включения для него (Летарова С.В.) разрешающего сигнала светофора Летаров С.В. еще некоторое время оставался в неподвижном состоянии, пропуская движение завершающих со стороны <адрес> транспортных средств. Когда перекресток был полностью освобожден, водитель находившегося от него справа автомобиля ФИО9 начал движение, а вслед за ним начал движение Летаров С.В. Проехав порядка 20 метров от светофорного объекта, справа, из-за неожиданно остановившегося автомобиля Хонда Цивик появился автомобиль БМВ под управлением ответчицы Жидковой А.А. Летаров С.В. принял экстренные меры торможения, но столкновения избежать не удалось из-за внезапности произошедшего и направления движения автомобиля БМВ, который к тому моменту двигался практически во встречном по отношении к Летарову С.В. направлении.
Данные Летаровым С.В. пояснения согласуются с представленной схемой ДТП, из которой видно, что к моменту столкновения Летаров С.В. уже достаточное время находился на перекрестке, проехав значительное расстояние до места столкновения, которого вполне было бы достаточно для завершения проезда перекрестка ФИО2 в случае ее выезда в его пределы на разрешающий сигнал светофора.
В судебном заседании от 13.08.2010 г. свидетель ФИО10 показал, что 26.05.2009 г. около 13 час. 20 мин. остановил свой автомобиль Хонда Цивик гос. рег.знак № на запрещающий сигнал перед светофором в первом ряду в правой полосе несколько левее от ее оси на пересечении <адрес> и <адрес> включения для него разрешающего сигнала светофора он дождался завершения проезда перекрестка транспортными средствами, двигающимися в перпендикулярном направлении, и окончательно убедившись в том, что все транспортные средства с <адрес> завершили проезд перекрестка, начал движение правее автомобиля Вольво под управлением Летарова С.В. несколько опередив его. Вдруг неожиданно для него справа с <адрес> на перекресток без остановки выехал автомобиль БМВ под управлением Жидковой А.А. Он предпринял меры к экстренной остановке и автомобиль БМВ «проскочил» непосредственно перед ним в нескольких метрах, совершив столкновение с ехавшим чуть сзади и левее его автомобилем Вольво. Никаких других транспортных средств, двигавшихся в одном направлении с БМВ он не видел. По его убеждению автомобиль БМВ однозначно выехал на перекресток на запревающий сигнал светофора.
В судебном заседании от 19.05.2010 г. свидетель ФИО11 пояснил, что им составлялась схема ДТП с участием сторон, однако детали ДТП он помнит плохо, но пояснил, что всех свидетелей ДТП он предлагал участникам ДТП указать в объяснениях.
В судебном заседании от 19.05.2010 г. свидетель ФИО12 пояснила, что в момент ДТП она находилась в машине Жидковой на переднем пассажирском сиденье, поскольку на дороге был небольшой затор, они двигались с очень маленькой скоростью, на перекресток они выехали при зеленом сигнале светофора, а автомобиль под управлением истца выехал на перекресток, не дождавшись, пока транспортные средства завершат маневр, и совершил наезд на очень медленно двигающийся их автомобиль БМВ.
Ответчик Жидкова А.А. не оспаривала обстоятельств ДТП при привлечении ее к административной ответственности по ст. 12.12 КоАП РФ за совершение столкновения с транспортным средством истца в результате нарушения правил дорожного движения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы исковых требований, согласуются с материалами дела, показаниями свидетелей ФИО9 и ФИО11, а вина Жидковой А.А. в причинении вреда Летарову С.В. установлена.
К показаниям свидетеля ФИО12 суд относится критически поскольку, они опровергаются показаниями свидетелей ФИО9 и ФИО11, объяснениям истца, показания данных лиц суд считает последовательными и непротиворечивыми, кроме того суд учитывает, что из представленных административных материалов сведения о свидетеле ФИО12 отсутствуют.
В связи с этим, суд критически относится к доводам ответчицы о том, что она уже находилась на перекрестке в момент включения для нее запрещающего сигнала светофора.
Согласно экспертному заключению № от 07.09.2009 г. ООО «<данные изъяты>» итоговая стоимость ремонта с учетом скидки на износ запасных частей составила 566 282 руб. 60 коп. За составление указанного заключения о величине затрат на восстановление транспортного средства Летаров С.В. оплатил 8 800 рублей. Также он оплатил расходы по оказанию технической помощи на проведение дефектовки-калькуляции для предварительной разборки поврежденного транспортного средства с целью оценки возможных скрытых дефектов в размере 10 120,00 руб.
Для подготовки искового заявления и представления интересов в суде Летаров С.В. был вынужден обратиться за юридической помощью, расходы по оплате услуг представителя составили 30 000 рублей. При обращении в суд с иском Летаров С.В. оплатил госпошлину в размере 9 526,01 рубль.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчик с указанным размером вреда не согласился и заявил ходатайство о назначении по делу судебной автотехнической экспертизы.
В соответствии с определением суда от 28 декабря 2009 года экспертом ООО «<данные изъяты>)» ФИО13 было подготовлено заключение эксперта №/1, в соответствии с которым стоимость восстановительного ремонта автомобиля Вольво S 60, гос.рег.знак №, с учетом износа составляет 468 876 руб. 36 коп.
У суда нет оснований для сомнений в итоговой величине указанного заключения, поскольку его выводы последовательны, обстоятельны и согласуются с другими материалами дела, а эксперт, проводивший данное исследование, был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
В соответствии со ст. 1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
В силу правового содержания названных статей закона, обязанность лица, застраховавшего свою ответственность в порядке обязательного страхования, по возмещению причиненного вреда возникает только в случае недостаточности страхового возмещения для полного погашения причиненного ущерба.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, в частности за причинение вреда имуществу терпевших при использовании транспортного средства, которое влечет аз собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.
В соответствии с ч. 4 ст. 931 ГК РФ, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
В соответствии со ст. 32.8 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» отзыв лицензии означает запрет на заключение страховщиком новых договоров страхования, запрет на внесение в действующие договоры изменений, влекущих увеличение обязательств страховщика, а также требование в течение шести месяцев с момента отзыва лицензии урегулировать все обязательства по действующим договорам страхования, в том числе произвести страховые выплаты.
Главой 3 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», предусмотрено, что за компенсационной выплатой может обратиться потерпевший.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие:
а) применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом;
б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.
В силу ст. 19, по требованиям потерпевших компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании учредительных документов и в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ.
На момент совершения ДТП гражданская ответственность Жидковой А.А. была застрахована в ОАО «Генеральный Страховой Альянс» по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств №. В соответствии с приказом ФССН от 30.01.2009 г. № 33 у страховщика ОАО «Генеральный Страховой Альянс» к моменту наступления страхового случая была отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Российским Союзом Автостраховщиков в пользу истца произведена выплата в размере 120000 руб.
Требования истца о взыскании с Жидковой А.А. в пользу истца в счёт возмещения ущерба, причинённого в результате ДТП, расходов на восстановление поврежденного транспортного средства также основаны на нормах закона и подлежат частичному удовлетворению в размере разницы между компенсационной выплатой и фактическим размером ущерба, установленным в ходе производства судебной экспертизы, что составляет 348876, 36 рублей (468 876,36 руб. – 120 000,00 руб. = 348 876,36 руб.), а также расходы на оплату экспертных услуг по составлению экспертного заключения о величине затрат на восстановление транспортно средства, на основании результатов которого истец обратился в суд с исковым заявлением, в размере 8 800,00 руб., а также расходы по оказанию технической помощи на проведение дефектовки-калькуляции для предварительной разборки поврежденного транспортного средства с целью оценки возможных скрытых дефектов в размере 10 120,00 руб.
Также с ответчика Жидковой А.А. в пользу истца в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию расходы истца по госпошлине в сумме 6 688 руб. 76 коп., пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В силу ст. 100 ГПК РФ подлежат возмещению ответчиком Жидковой А.А. понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. При определении суммы компенсации суд учитывает категорию спора, фактическое участие представителя, руководствуется принципом разумности и справедливости и считает возможным удовлетворить требования истца о возмещении расходов в сумме 20 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Летарова Сергея Владимировича удовлетворить частично.
Взыскать с Жидковой Анастасии Анатольевны в пользу Летарова Сергея Владимировича в счёт возмещения ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия 348 876,35 рублей, в счёт возмещения оплаты экспертных услуг и дефектовки поврежденного ТС денежную сумму в размере 18 920,00 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 6688 рублей 76 коп. и расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей 00 коп., а всего 394 485 рублей 11 коп.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Савеловский районный суд в течение 10 дней.
С У Д Ь Я :