о признании недействительным решения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2011 год город Москва

Савеловский районный суд города Москвы

в составе председательствующего судьи Королевой О.М.

при секретаре Павлове О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3779/11

по иску Иванова Андрея Дмитриевича к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании недействительным решения о приостановлении государственной регистрации права долевой собственности, обязании осуществить государственную регистрацию права долевой собственности на воздушное судно,

установил:

истец Иванов А.Д., с учетом уточнений требований, обратился в суд с иском к ответчику ФАВТ о признании недействительным решения о приостановлении государственной регистрации права долевой собственности от 03 марта 2011 года, обязании осуществить государственную регистрацию права долевой собственности на воздушное судно. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что 03 февраля 2011 года подал ответчику пакет документов для регистрации права собственности на воздушное судно самолет ИЛ-14Т, серийный . Однако в регистрация права собственности истца и 3-го лица ФИО8 на воздушное судно была приостановлено с указанием, что заявленное к регистрации воздушное судно не зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, заявления на регистрацию не подавались. Истец находит указанное решение незаконным.

Истец Иванов А.Д.и допущенные к участию в деле в качестве представителей истца ФИО4 и ФИО5 исковые требования истца поддержали, указав, что решение о приостановлении государственной регистрации права на воздушное судно лишает истца права по распоряжению принадлежащим ему имуществом, поскольку не дает возможности привлекать на восстановление самолета инвестиции. Полагают, что решение является незаконным, поскольку наличие сведений о самолете в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ не имеет правового значения для регистрации права собственности истца и 3-го лица на воздушное судно.

Представители ответчика по доверенностям Орлов А.К. и Писарева О.В. в судебное заседание явились, исковые требования не признали, пояснили, что представленное истцом на регистрацию воздушное судно в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ не заявлено и в реестре не значится. Заявления о регистрации воздушного судна истцом не подавалось. Кроме того указали, что представленный на регистрацию самолет в силу положений Воздушного кодекса РФ не может быть признан воздушным судном, поскольку не способен осуществлять полеты.

3-е лицо ФИО8 о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался, но на рассмотрение дела не явился, ранее при рассмотрении дела требования иска поддержал. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица.

Выслушав объяснения истца, его представителей, представителей ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав выступление участников процесса в судебных прениях, суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как установлено в судебном заседании, истец 03 февраля 2011 года обратился к ответчику с заявлением о регистрации права долевой собственности с ФИО8 на воздушное судно - самолет ИЛ-14Т, серийный (заводской) номер , предоставив ответчику пакет документов, в том числе: договор безвозмездной передачи от 15 июня 2009 года, заключенный между истцом, 3-м лицом и ООО Федерация любителей авиации России, по которому ООО Федерация любителей авиации России передало в собственность истца и 3-го лица самолет ИЛ-14Т (л.д. 9-10); акт приема-передачи от 15 июня 2009 года (л.д. 11); соглашение от 16 июня 2009 года, заключенное между истцом и 3-м лицом, по которому определены равные доли в праве собственности на приобретенный самолет (л.д. 19). Также истцом были переданы фотографии самолета на момент передачи по договору, что является неотъемлемой частью договора безвозмездной передачи (л.д. 12-18).

Указанные документы были получены ответчиком 03 февраля 2011 года (л.д. 7).

Решением от 03 марта 2011 года ответчик приостановил государственную регистрацию права собственности истца и 3-го лица на воздушное судно на один месяц, указав, что положения ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» применяются в отношении гражданских воздушных судов РФ, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между РФ и государством регистрации. Представленное на регистрацию воздушное судно в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ не зарегистрировано, таковым не является, заявления на регистрацию не подавались (л.д. 8).

Истец с отказом о приостановлении регистрации не согласен.

Проверяя обоснованность заявленных требований, суд руководствуется следующим.

В силу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (№ 31-ФЗ) (ст. 1) государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними (далее также - государственная регистрация прав на воздушные суда) - юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав (далее также - права) на воздушные суда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 2 вышеуказанного ФЗ отношения, связанные с государственной регистрацией прав на воздушные суда, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Из приведенных выше норм следует, что право собственности на воздушное судно (самолет) может быть зарегистрировано при соответствии воздушного судна требованиям Воздушного кодекса РФ.

Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе фотографий воздушного судна, сделать вывод о том, что указанное судно является гражданским и способным летать, не представляется возможным. Судно в реестре не зарегистрировано, заявления о регистрации не подавались, что истцом не отрицалось при рассмотрении дела.

Согласно вышеприведенным нормам права, воздушное судно должно летать, получить необходимые сертификаты о летной годности.

Наличие или отсутствие свидетельства о праве собственности на воздушное судно никак не может нарушить права истца и 3-го лица по владению и распоряжению полученным по безвозмездному договору предмету.

При таком положении, по мнению суда, решение о приостановлении государственной регистрации права собственности истца и 3-го лица было вынесено в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». Оснований полагать, что своим решением ответчик нарушил права истца не имеется. Истец и 3-е лицо в силу Закона не лишен права по восстановлению имеющегося у него в пользовании воздушного судна, получении сертификата летной годности, внесении судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Иванова Андрея Дмитриевича к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании недействительным решения о приостановлении государственной регистрации права долевой собственности, обязании осуществить государственную регистрацию права долевой собственности на воздушное судно отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Савеловский районный суд города Москвы.

Судья