2-2596/2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2012 года г. Москва

Савеловский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Адамовой Т.Ю., с участием прокурора Бельской С.А., при секретаре Миненко Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2596/2012 по заявлению Лир Александра Юрьевича о признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве от 16 января 2012 года о регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве по многомандатному избирательному округу №1 Абдуллина Хамита Абдрахмановича и отмене регистрации кандидата

Установил:

16 января 2012 года решением №7/16-2 избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве был зарегистрирован кандидат в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве Абдуллин Х.А.

Заявитель Лир А.Ю.также является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве и просит отменить названное выше решение, а также регистрацию кандидата Абдуллина Х.А.

Основаниями к отмене решения и регистрации кандидата Абдуллина Х.А. по мнению заявителя, являются следующие нарушения, а именно: заявление Абдуллина Х.А. о согласии баллотироваться составлено в нечитаемой форме; в заявлении кандидата Абдуллина Х.А. не указано место рождения; при указании адреса места жительства не указан район его проживания; неверно указано место работы; неверно указаны сведения об образовании; не представлены документы об оплате подписных листов; комиссией не представлена справка о расходовании средств на изготовление подписных листов; в подписных листах неверно указано место работы Абдуллина Х.А.; в подписных листах имеются исправления, а также даты выполнения подписей написаны явно одной рукой.

Заявитель Лир А.Ю. о дне слушания дела извещен надлежащим образом, но в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя по доверенности ФИО9 в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объеме.

Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве по доверенности ФИО7 требования заявления не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые приобщены судом к материалам дела, а именно по тем основаниям, что нарушений при регистрации кандидата Абдуллина Х.А. допущено не было.

Абдуллин Х.А. в судебное заседание явился, против заявления возражал, указывая, что нарушений, указанных заявителем, не имеется.

Прокурор в своем заключении просил в удовлетворении требований заявления отказать, так как регистрация кандидата Абдуллина Х.А. осуществлена в соответствии с положениями действующего законодательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 16 января 2012 года решением №7/16-2 избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве был зарегистрирован кандидат в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве Абдуллин Х.А.

Проверяя доводы заявителя о незаконности данного решения, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 32 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 02.11.2011) "Избирательный кодекс города Москвы" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения, либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а если кандидат является депутатом, - сведения об этом.

Вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и источниках доходов кандидата (каждого кандидата из городского (муниципального) списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из городского (муниципального) списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме установленной Федеральным законом, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законодательством.

3) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", - соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Из материалов дела следует, что 29 декабря 2011 года Абдуллин Х.А. представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Савеловское в городе Москве по многомандатному избирательному округу №1.

Помимо заявления, Абдуллиным Х.А. были представлены следующие документы: копия паспорта, копия документа об образовании, копия трудовой книжки, справка с места работы, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, справка о доходах физического лица за 2010 год, Справка ВСП , Приложение финансовый отчет, что следует из подтверждения от 29 декабря 2011 года о получении избирательной комиссией указанных документов.

Таким образом, требования о выдвижении депутата Абдуллина Х.А. были соблюдены.

Как следует из заявления о согласии баллотироваться, оно написано собственноручно Абдуллиным Х.А. и доступно для прочтения, в нем указана на странице 2 полная дата рождения кандидата, в том числе и год рождения.

Факт указания полной даты рождения не противоречит положениям действующего законодательства, так как формально год рождения кандидата указан, запрета действующим законодательством на указание полной даты рождения кандидата не установлено, следовательно указание полной даты рождения не является основанием для признания недействительным решения о регистрации кандидата и отмене регистрации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Из копии паспорта Абдуллина Х.А. следует, что адресом его места жительства является: <адрес>, который и был указан в заявлении в полном соответствии с данными содержащимися в его паспорте. При этом органами регистрационного учета в г. Москве не указывается район в котором регистрируется гражданин по месту жительства.

Таким образом, указанная в заявлении а также подписных листах информация о кандидате Абдуллине Х.А. не противоречит Избирательному Кодексу г. Москвы, и не препятствует однозначному восприятию указанных сведений, а также соответствует названному выше федеральному закону, в связи с чем, суд полагает, что ссылка заявителя на недостоверность сведений о месте жительства кандидата не является основанием к отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Абдуллина Х.А.

Довод заявителя о том, что в заявлении не указаны сведения об образовании также не могут быть приняты судом, поскольку в заявлении Абдуллиным А.Х. указаны сведения о наличии высшего образования, а также представлены в подтверждение этого копии соответствующих документов.

Доводы заявителя о том, что в заявлении Абдуллин Х.А. неполно указал место работы, также не могут служить основанием к отмене решения и регистрации кандидата Абдуллина Х.А. так как в заявлении место работы Абдуллина Х.А. указано верно и полно.

Согласно ст. 34 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 02.11.2011) "Избирательный кодекс города Москвы", если в поддержку выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, для избирательного объединения, выдвинувшего городской (муниципальный) список кандидатов, для кандидата в депутаты муниципального Собрания, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, для кандидата на должность главы муниципального образования, - один процент от числа избирателей соответствующего избирательного округа, для кандидата в депутаты муниципального Собрания, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - один процент от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, не может быть менее 10.

Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей в соответствующем одномандатном и (или) многомандатном избирательном округе, указанных в схеме избирательных округов, или данных о численности избирателей городского или муниципального избирательного округа, опубликованных в соответствии с частью 3 статьи 12 или частью 1 статьи 13 настоящего Кодекса, и публикуется указанной избирательной комиссией не позднее чем за 75 дней до дня голосования на выборах депутатов Московской городской Думы не позднее чем за 65 дней до дня голосования на выборах в органы местного самоуправления.

Подписи в поддержку выдвижения кандидата на выборах в органы местного самоуправления могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией документов, указанных в частях 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса. Подписи в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем заверения муниципального списка кандидатов комиссией муниципального образования.

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4-8 к Федеральному закону.

При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются следующие сведения о кандидате:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

4) если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;

5) наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, район в городе, где находится место жительства кандидата (в случае, если место жительства находится в городе Москве, город Москва указывается один раз);

6) в случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости - сведения о судимости кандидата;

8) сведения о его принадлежности к политической партии, общественному объединению и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Кодекса;

9) если кандидат выдвинут избирательным объединением - наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата;

10) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.

Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом (при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата) или уполномоченным представителем избирательного объединения (при сборе подписей в поддержку выдвижения городского (муниципального) списка кандидатов), который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.

Из материалов дела следует, что решением избирательной комиссии ВМО Савеловское в г. Москве от 09 декабря 2011 года №2/2 установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, которое должно составлять не менее 31 подписи.

Согласно подписным листам, представленным избирательной комиссией Абдуллиным Х.А. было собрано 33 подписи, т.е. необходимое количество подписей для регистрации кандидата было собрано.

Согласно документам, представленным избирательной комиссией, ни одна из подписей не признана недействительной, что подтверждается протоколом рабочей группы об итогах проверки подписных листов.

С учетом указанных обстоятельств, доводы заявителя о том, что даты в подписных листах рядом с подписями избирателей составлены явно одной рукой являются голословными и не состоятельными, каких-либо аргументированных доводов и доказательств относительно этого заявителем не представлено, а судом не установлено.

Сокращенное указание места работы кандидата в подписных листах, не является основанием для признания подписей недействительными, так как из данного сокращения возможно установить действительное место работы кандидата и его должность, а кроме того, избирательный кодекс не запрещает допустимых сокращений места работы кандидата в подписных листах.

Что касается не указания в подписных листах в адресе места проживания кандидата наименования района, то указанным доводам выше судом дана оценка, в соответствии с которой, суд пришел к выводу о том, что указание кандидатом района места жительства в г. Москве не требуется.

Изготовление подписных листов за счет средств своего избирательного фонда подтвержден приходными кассовыми ордерами, расходным кассовым ордером выданными Сбербанком России, договором специального избирательного счета, кассовым чеком, товарной накладной, а также первым финансовым отчетом кандидата, которые составлены в полном соответствии с положениями действующего законодательства.

Положениями ст. 35 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 02.11.2011) "Избирательный кодекс города Москвы" определено, что для своей регистрации кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов одновременно представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

2.1) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры;

3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место);

4) первый финансовый отчет кандидата;

5) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов.

Все указанные документы Абдуллиным Х.А. были представлены в избирательную комиссию в установленный законом срок.

Статьей 37 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 02.11.2011) "Избирательный кодекс города Москвы" определен порядок регистрации кандидата:

Регистрация кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, либо решения политической партии, указанной в частях 15, 15.2 и 15.4 настоящей статьи.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Кодекса к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), городского (муниципального) списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Кодекса.

Избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата.

Как следует из представленных доказательств, Абдуллиным Х.А. были представлены все необходимые документы для регистрации, которые избирательной комиссией были проверены, в связи с чем, 16 января 2012 года принято решение №7/16-2 о регистрации кандидата Абдуллина Х.А.

Данное решение принято в полном соответствии с положениями приведенных выше норм, так как все необходимые для регистрации документы соответствовали требованиям, предъявляемым к их форме и содержанию.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для отмены указанного выше решения избирательной комиссии ВМО Савеловское в городе Москве не имеется.

Согласно п.6 ст. 87 Избирательного Кодекса РФ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, городского (муниципального) списка кандидатов - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса, по заявлению зарегистрировавшей кандидата, городской (муниципальный) список кандидатов избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, городской (муниципальный) список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20-22 статьи 37 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом.

Ввиду того, что суд пришел к выводу об отсутствии нарушений при регистрации кандидата Абдуллина Х.А., то и оснований для отмены данного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Лир Александра Юрьевича о признании незаконным решения избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования Савеловское в г. Москве от 16 января 2012 года №7/16-2 о регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания муниципального образования Савеловское в г. Москве по многомандатному избирательному округу №1 Абдуллина Хамита Абдрахмановича и отмене регистрации кандидата Абдуллина Хамита Абдрахмановича – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Савеловский районный суд г. Москвы в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья