Решение о признании бездействия органов местного самоуправления незаконными, о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение



Дело № 2-873/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года

Саткинский городской суд г. Сатки Челябинской области в составе:

председательствующего Тарасовой Л.Т.,

при секретаре Лукахиной И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хаматова И.Р. о признании бездействия органов местного самоуправления незаконными, о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Хаматов И.Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации Саткинского городского поселения, Администрации Саткинского муниципального района в части решения вопроса об изыскании для него и членов его семьи жилого помещения. Также он просил обязать Администрацию Саткинского городского поселения, Администрацию Саткинского муниципального района изыскать для него и для членов его семьи благоустроенное жилое помещение в гор.Сатке и принять решение о предоставлении данного помещения ему и членам его семьи; обязать Администрацию Саткинского городского поселения рассмотреть вопрос о предоставлении ему двухкомнатной квартиры, приобретаемой в собственность Саткинского городского поселения на основании итогов открытого аукциона ( проводимого ДД.ММ.ГГГГ) в электронной форме и принять решение о предоставлении квартиры ему в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указывает, что он и члены его семьи состоят на учете по улучшению жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он стоит в очереди под № 1. Его мать ФИО3 стояла на очереди как многодетная мать. В настоящее время мать умерла. В настоящее время согласно сведениям, опубликованном на сайте Администрации Саткинского городского поселения, отдел экономического развития и торговли Администрации Саткинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ проводит открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на приобретение двухкомнатной квартиры в г.Сатке в муниципальную собственность Саткинского городского поселения. Данная квартира должна быть ему предоставлена. Длительное время ответчики бездействуют.

В ходе рассмотрения дела Хаматов И.Р. дополнил требования, просил признать бездействие Совета депутатов Саткинского городского поселения в части неисполнения обязанности по принятию программы по обеспечению жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и стоящих в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первой очереди. Просил также обязать Совет депутатов Саткинского городского поселения принять в срок до ДД.ММ.ГГГГ программу по обеспечению жильем лиц, стоящих в списке очередников в первой очереди, включить в данную программу пункт об обязательном ежегодном выделении жилья лицам, стоящим в списке очередников первой очереди, включить в данную программу пункт о финансово – организационном обеспечении обязательного ежегодного выделения жилья лицам, стоящим в списке очередников первой очереди, обязать Администрацию Саткинского городского поселения, Администрацию Саткинского муниципального района изыскать для него и членов его семьи в срок до ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатную квартиру в гор. Сатке, построенную, либо из числа квартир, освободившихся по причине смерти нанимателя или по причине их переезда в другое место жительства.

В судебном заседании Хаматов И.Р., его представитель Баженов И.А. на удовлетворении своих требований настаивали, пояснив в судебном заседании, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени заявитель стоит в очереди на получение благоустроенного жилья, ответчики длительное время не выделяют ему жилье, их действия являются беззаконными, нарушающими его право на жилье.

Заинтересованное лицо - Хаматова С.А. в судебном заседании требования Хаматова И.Р. поддерживала.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Саткинского

Городского поселения Чертова А.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) против удовлетворения требований возражала по тем основаниям, что кроме списков граждан, имеющих право на получение жилого помещения в порядке очередности, как малообеспеченных граждан, имеются другие категории граждан, имеющие право на получение жилого помещения в внеочередном порядке. Строительство жилых домов для заселения велось с целью переселения граждан из ветхо аварийных домов. В первоочередном порядке решались вопросы по переселению граждан из ветхо аварийных домов. С ДД.ММ.ГГГГ средств на приобретение жилья социального назначения не выделялось. Бюджета поселения недостаточно для обеспечения всех граждан жильем.

Представитель Администрации Саткинского муниципального района – Садыкова Л.Р. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив что Администрация Саткинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком. Администрацией Саткинского городского поселения переданы полномочия только по обеспечению программ в части предоставления субсидий молодым семьям и работникам бюджетных учреждений.

Представитель Совета депутатов Саткинского городского поселения Челябинской области Карасев А.Н. против удовлетворения требований возражал по тем основаниям, что в 2005 году в связи с преобразованиями в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были образованы МО «Саткинский муниципальный район» и «Саткинское городское поселение», в связи с чем Совет депутатов Саткинского городского поселения начал работу с 2005 года. В 2007 году Советом депутатов Саткинского городского поселения было принято решение № 208/32 от 19.12.2007 г «Об утверждении Положения «О порядке переселения граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда, признанных непригодным для проживания, и аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу.» В связи с чем в первоочередном порядке решается вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в ветхо аварийном жилье. На 2011 год предусмотрено приобретение квартиры стоимостью не более 1 млн. 50 тысяч рублей для обеспечения жильем специалиста медсанчасти согласно соглашению между Администрацией Саткинского муниципального района и Администрацией Саткинского городского поселения. Требования заявителя об утверждении программы принять в срок до ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению жильем лиц, стоящих в списке очередников в первой очереди, включить в данную программу пункт об обязательном ежегодном выделении жилья лицам, стоящим в списке очередников первой очереди, включить в данную программу пункт о финансово – организационном обеспечении обязательного ежегодного выделения жилья лицам, стоящим в списке очередников первой очереди, не подлежат удовлетворению, так как бюджет формируется в конце года, строительство возможно только в случае наличия в бюджете денежных средств. Все решения, принимаемые Советом депутатов Саткинского городского поселения, принимаются коллегиально.

Заслушав заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд заявление Хаматова И.Р. не находит подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая – либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 33 ЖК РСФСР ( в редакции 1981 года ) жилые помещения представляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включению в списки на получение жилых помещений.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 года № 189 – ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего представления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ с учетом положений настоящей статьи.

Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, когда жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1. гражданам, жилые помещении которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2. детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,

3. гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 и ч.4 указанной нормы, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по решению соответствующего органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В судебном заседании установлено, что мать Хаматова И.Р. – ФИО3 была признана исполнительным комитетом Саткинского городского поселения нуждающейся в улучшении жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ, как многодетная мать, включена в льготный список .

Хаматов И.Р., являющийся членом ее семьи, в настоящее время состоит в очереди в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при Администрации Саткинского городского поселения за .

После смерти ФИО3, наступившей в ДД.ММ.ГГГГ, его очередность в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, была сохранена.

Согласно справки Администрации Саткинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, гражданам состоящим на учете при Администрации Саткинского городского поселения в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма было предоставлено одно жилое помещение, которое было выделено семье ФИО1 (лист дела 37)

В судебном заседании заявитель и представитель Администрации Саткинского городского поселения пояснили, что ФИО1 является сестрой Хаматова И.Р. Она также стояла в списке очередников, как член семьи ФИО3 и получила квартиру в ДД.ММ.ГГГГ.

Муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Жилищный фонд социального использования – это совокупность жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых гражданам по договорам социального найма.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В установленном порядке предоставляет гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно ст.ст. 130, 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Согласно пункта 1 ст. 6 Устава Саткинского городского поселения, Саткинское городское поселение наделено статусом городского поселения Законом Челябинской области от 28.10. 2004 г № 313 –ЗО « О статусе и границах Саткинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе».

Согласно подпункта 6 ст. 6 Устава Саткинского городского поселения в полномочия Саткинского городского поселения входит обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для строительства.

Согласно ст. 18 данного Устава структуру органов местного самоуправления Саткинского поселения составляют:

1.     Совет депутатов Саткинского городского поселения ( далее – «Совет депутатов») - представительный орган Саткинского городского поселения ;

2.     Глава Саткинского городского поселения – высшее должностное лицо Саткинского городского поселения,

3.     Администрация Саткинского городского поселения – исполнительно – распорядительный орган Саткинского городского поселения.

Совет депутатов является постоянно действующим коллегиальным органом местного самоуправления. В его исключительной компетенции находятся вопросы утверждения бюджета поселения и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении. ( Ст. 19 Устава)

Администрация Саткинского городского поселения формирует и вносит на утверждение Совета депутатов проект бюджета поселения, организует исполнение утвержденного Советом депутатов бюджета поселения, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечивает малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства.

Таким образом, именно в обязанности Администрации Саткинского городского поселения входит обязанность по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Доводы заявителя о том, что Администрация Саткинского городского поселения бездействовала, на протяжении длительного времени не предоставляла жилые помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд считает не обоснованными, так как в ДД.ММ.ГГГГ по данному списку было выделено жилое помещение сестре заявителя - ФИО1 ( состав семьи 3 человека)

Кроме того, в Администрации Саткинского городского поселения стоят на очереди граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Как усматривается из списка граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на учете состоит 5 семей, подавших заявления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 64)

Граждане, находящиеся в данном списке, имеют внеочередное право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Положения части 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, от времени включения в список очередников.

Права данных граждан не должны ущемляться в связи с заявленными требованиями Хаматова И.Р.

Администрация Саткинского городского поселения при выделении жилых помещений гражданам по договорам социального найма должна в первую очередь обеспечить жилыми помещениями по договору социального найма граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, в соответствии с нормами жилищного законодательства.

В 2007 году Советом депутатов Саткинского городского поселения было принято решение № 208/32 от 19.12. 007 г «Об утверждении Положения

« О порядке переселения граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда, признанных непригодным для проживания, и аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу.»

В связи с чем, Администрацией Саткинского городского поселения в первоочередном порядке решается вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в ветхо аварийном жилье.

Как усматривается из справки начальника финансового отдела Администрации Саткинского городского поселения ФИО2, бюджетные средства на улучшение жилищных условий направлялись на осуществление подпрограммы «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного не пригодным для проживания» в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ( 45 квартир - <адрес>, 30 квартир – <адрес>, 11 квартир – <адрес> 20 квартир - <адрес>.) (л.д. 91)

Суд считает, что требования Хаматова о предоставлении ему квартиры в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и квартиры, приобретаемой Саткинским городским поселением в форме аукциона проводимого в электронной форме, не обоснованы, так как Саткинское городское поселение в первую очередь должно обеспечить жилыми помещениями граждан, включенных в список на внеочередное получение жилого помещения, проживающих в ветхо-аварийных домах, подлежащих сносу.

В судебном заседании представитель Совета депутатов – Карасев А.Н. пояснил, что квартира, приобретаемая в форме аукциона в электронной форме, приобретается с целью предоставления врачу –гинекологу согласно соглашения между администрацией Саткинского муниципального района и Администрацией Саткинского городского поселения.

Приобретение жилого помещения с целью придания ему статуса служебного жилого помещения и последующее его предоставления для проживания специалисту – врачу не противоречит нормам жилищного законодательства, так как в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципальных жилых фондов.

Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления.

Требования Хаматова И.Р. о возложении обязать на Совет депутатов Саткинского городского поселения принять в срок до ДД.ММ.ГГГГ программу по обеспечению жильем лиц, стоящих в списке очередников, включить в данную программу пункт об обязательном ежегодном выделении жилья лицам, стоящим в списке очередников, включить в данную программу пункт о финансово – организационном обеспечении обязательного ежегодного выделения жилья лицам, стоящим в списке очередников, суд считает не подлежащим удовлетворению, так как в соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Саткинское городское поселение», утвержденном решением Совета депутатов Саткинского городского поселения № 205/ 32 от 19.12. 2007 года, бюджет составляется Саткинским городским поселением, проект бюджета на очередной финансовый год предоставляется главой Саткинского городского поселения не позднее 1 ноября текущего года в Совет депутатов, который вправе либо утвердить проект бюджета поселения либо отклонить проект бюджета поселения.

Кроме того, согласно подпунктов 1 и 3 пункта 1 ст. 14, подпунктов 1 и 3 пункта 1 ст. 15 ФЗ от 06.10. 2003 года № 131 –ФЗ ( ред. 03.05. 2011 года), поселения и муниципальный район самостоятельно формируют, утверждают, исполняют бюджет и осуществляют контроль за его исполнением, владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

При указанных обстоятельствах требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 254, 258, 194,198 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Требования Хаматова И.Р. о признании бездействий Администрации Саткинского городского поселения, Администрации Саткинского муниципального района по решению вопроса об изыскании для него и членов его семьи жилого помещения незаконным,

о признании бездействия Совета депутатов Саткинского городского поселения по принятию программы по обеспечению благоустроенным жилым помещением лиц, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным,

по возложению обязанности на Совет депутатов Саткинского городского поселения принять в срок до ДД.ММ.ГГГГ1 года программу по обеспечению жилым помещением лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить в данную программу пункт об обязательном ежегодном выделении благоустроенного жилья лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить в данную программу пункт о финансово – организационном обеспечении обязательного ежегодного выделения благоустроенного жилья лицам, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,

о возложении обязанности на Администрацию Саткинского городского поселения, Администрацию Саткинского муниципального района изыскать для него и членов его семьи в срок до ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатную квартиру из числа свободных квартир, расположенных в жилых домах, построенных в г.Сатке или в Саткинском муниципальном районе за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, из числа квартир, освободившихся при причине смерти нанимателя или по причине переезда в другое место жительство и обязать указанные органы местного самоуправления принять решение о представлении ему двухкомнатной квартиры в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

о возложении обязанности на Администрацию Саткинского городского поселения предоставить ему и членам его семьи двухкомнатную квартиру, приобретаемую Саткинским городским поселение на основании итогов открытого аукциона, проводимого в электронной форме ДД.ММ.ГГГГ в гор. Сатке, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского облсуда в течении 10 дней с подачей жалобы через Саткинский городской суд

Председательствующий: (подпись) Л.Т.Тарасова

ВЕРНО.

Судья: Л.Т. Тарасова

Секретарь: И.Д. Лукахина

Решение вступило в законную силу «_______»_______________ 2011 года.

Судья: Л.Т.Тарасова