о взыскании суммы задатка и процентов



РЕШЕНИЕ [...]Именем Российской Федерации

г.Сасово Рязанской области 19 июля 2010 года

Сасовский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего - судьи Д.И.Коргутова,

при секретаре Е.С.Агеевой,

с участием истца С.А.Бичеровой С.А.,

представителя истца С.А.Бичеровой -адвоката коллегии адвокатов Сасовского района адвокатской палаты Рязанской области Бычковой О.К., действующей на основании ордера № 131 от 25.03.2010г.,

представителя ответчика В.А.Белова- Купранова Ю.Г., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Сасовском районном суде Рязанской области дело по исковому заявлению Бичеровой [...] к Белову [...] о взыскании суммы задатка и процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Бичерова С.А. обратилась в суд с иском к Белову В.А., в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу двойную сумму задатка в размере [...]; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере [...].; расходы по уплате госпошлины в размере [...].

В обоснование заявленных требований Бичерова С.А. указала, что [Дата] года между ней и ответчиком был заключен предварительный договор купли- продажи квартиры, принадлежащей на праве собственности Белову В.А. Согласно условиям предварительного договора, договор купли-продажи квартиры должен был быть заключен сторонами не позднее [Дата] года после оформления Беловым В.А. документов, необходимых для регистрации договора. Во исполнение п. 3.1 предварительного договора и в подтверждение своих намерений заключить договор, [Дата] года она передала ответчику в качестве задатка денежные средства в сумме [...]. В указанный срок договор купли-продажи с Беловым В.А. заключен не был, в связи с тем, что ответчик не направил ей текста договора и предложения по его заключению, поскольку возможность заключения договора зависела от него. Со ссылкой на нормы ст.ст. 380, 381 ГПК РФ истец считает, что договор купли-продажи не был заключен по вине Белова В.А., в связи с чем, просит суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму задатка в двойном размере - [...] рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с неисполнением условий предварительного договора в сумме [...].

В судебном заседании Бичерова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме. По существу пояснила, что в январе 2009г. она обратилась в ООО «Сасовское агентство недвижимости» в целях приобрести квартиру, где ей предложили посмотреть квартиру Белова В.А. Квартира ей понравилась и [Дата] г. они встретились с ответчиком в агентстве для составления предварительного договора купли-продажи квартиры. В этот же день она отдала ему задаток в размере [...] В мае 2009 года ей позвонили из агентства, и сказали, что если она внесет задаток в размере [...] то может въехать в данную квартиру. Она согласилась и еще раз встретилась с ответчиком в агентстве, где передала ему в качестве задатка еще [...] рублей. Тогда же был переоформлен договор на сумму задатка в [...] Всего в качестве задатка ей надлежало внести [...]. [Дата] года, она отдала Белову оставшуюся сумму задатка в размере [...] рублей, после чего [Дата] года перевезла все свои вещи в квартиру Белова, поскольку одна из комнат в ней была уже освобождена. После этого она занялась оформлением ипотечного кредита, однако Белов сказал, что у него в квартире зарегистрировано оружие, и он не может пустить ее в квартиру. Позже в ходе разговора с ответчиком выяснилось, что у него не прошел трех летний срок владения указанной квартирой и в случае ее продажи до [Дата]г., он будет вынужден уплатить налог с ее продажи. На ее предложение оплатить налог равными долями, ответчик ответил отказом, в результате чего она перестала с ним общаться. [Дата]г. с агентства недвижимости ей позвонила по телефону сотрудник агентства ФИО6, которая сказала, что ей необходимо явиться в агентство для оформления договора купли-продажи квартиры. Однако поскольку в это время она была занята сбором грибов, то не смогла явиться в назначенное время. О том, что [Дата]г. ей необходимо было явиться в агентство недвижимости для оформления основного договора купли-продажи, она не знала, так как ни Белов, ни работники агентства об этом ее в известность заранее не поставили. Считает, что заключение договора купли-продажи не состоялось по вине ответчика, в связи с чем, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца Бычкова О.К. исковые требования и доводы своего доверителя поддержала полностью. По существу дополнила, что согласно условиям предварительного договора от [Дата]г. заключение договора купли-продажи квартиры между сторонами предусматривалось не позднее [Дата]г. До [Дата]г. Бичерова С.А. неоднократно предлагала Белову В.А. заключить данный договор, однако ответчик постоянно уклонялся от его оформления, объясняя это приездом родственников, регистрацией в квартире огнестрельного оружия, а также необходимостью выждать окончание трехлетнего срока владения квартирой, для того чтобы не оплачивать налог с продажи недвижимости. О том, что [Дата]г. в агентстве недвижимости состоится заключение договора, Бичерова С.А. не знала, так как не была поставлена об этом заранее в известность ни ответчиком, ни работниками агентства. После [Дата]г. Белов В.А. отказался от заключения договора, в связи с чем считает, что с него подлежит взысканию сумма задатка в двойном размере, вместе с причитающимися процентами за пользование чужими денежными средствами.

Ответчик Белов В.А. в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил доверенность на ведение дела своему представителю. Ранее в судебном заседании пояснил, что в январе 2009 года он обратился в ООО «Сасовское агентство недвижимости» с просьбой об оказании услуг по продаже принадлежащей ему квартиры, расположенной по адресу: [...]. [Дата] г. между ним и агентством был заключен договор об оказании услуг по продаже квартиры. В марте 2009 года ему позвонили из агентства и сообщили, что нашелся покупатель на его квартиру. Они договорились встретиться и посмотреть квартиру. Истица приходила к нему вместе со своим мужем, посмотрели квартиру, и их все устроило. После этого они договорились встретиться в агентстве, для заключения предварительного договора купли-продажи квартиры. При этом он сразу предупредил Бичерову С.А., что квартиру сможет продать только [Дата] г. Бичерову это устроило, так как денег у неё на тот момент не было в наличии, и она собиралась оформлять кредит. [Дата] г. между ними был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры. В последующем, задним числом, он написал расписку истцу о том, что получил от него задаток за квартиру в общей сумме [...], так как ей необходимо было оформлять кредит. Муж истицы попросил перевести свои вещи в квартиру, на что он согласился, и освободил одну из комнат в квартире. Через 1-2 месяца Бичерова С.А. попросила его пожить в квартире, но он сказал им, что это будет возможно только после 20 июля, так как ему самому еще негде было жить. [Дата] года он сообщил истице, что квартира свободна, а через неделю Бичерова приехала и забрала свои вещи из квартиры, сказав, что нашла другую квартиру, где пока временно будет жить. При этом он поставил ее в известность, что [Дата] года они будут заключать договор купли-продажи квартиры. [Дата] года он пришел в агентство для заключения договора купли-продажи, однако истец не пришла. Сотрудник агентства позвонила Бичеровой и спросила у нее, почему она не пришла. Бичерова С.А. ответила, что находится в лесу, где собирает грибы. В результате того, что по вине истца заключение сделки было сорвано, он был вынужден продать квартиру за меньшую сумму. В связи с этим считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Представитель ответчика Купранов Ю.Г. в судебном заседании исковые требования не признал. По существу пояснил, что [Дата]г. между Бичеровой С.А. и Беловым В.А. был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры в соответствии с условиями которого, стороны обязались заключить договор купли-продажи квартиры и зарегистрировать переход права собственности на нее не позднее [Дата]г. На момент заключения предварительного договора право собственности на квартиру за Беловым В.А. уже было зарегистрировано. В качестве задатка, согласно условиям предварительного договора, Белову В.А, было передано [...] Истец для заключения основного договора купли-продажи не явился, в связи с чем, обязательства по предварительному договору от [Дата]г. были прекращены. Поскольку Бичеровой С.А. не были выполнены условия предварительного договора, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к нижеследующему.

Согласно ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.

Согласно 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.

Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В судебном заседании установлено, что [Дата]г. между Беловым В.А. и Бичеровой С.А. в ООО «Сасовское агентство недвижимости» был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, в соответствии, с условиями которого Белов В.А. обязался продать, а Бичерова С.А. купить принадлежащую Белову В.А. на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: [...] Этим же договором была определена цена продаваемой квартиры. По взаимному соглашению сторон, составление основного договора купли -продажи, его регистрация и регистрация перехода права собственности предусматривалась не позднее [Дата]г. В обеспечение исполнения взятых на себя обязательств и условий предварительного договора, Бичерова С.А. передала Белову В.А. в качестве задатка денежные средства в общей сумме [...] однако в установленный договором срок свои обязательства по составлению основного договора не исполнила.

Данные обстоятельства подтверждаются: выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним [...] от [Дата]г. из которой следует, что на момент заключения предварительного договора, Белов В.А. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: [...]; предварительным договором купли-продажи квартиры от [Дата]г. из которого следует, что стороны обязались между собой заключить основной договор не позднее [Дата]г., общая сумма задатка, переданная Бичеровой С.А. Белову В.А. в обеспечение взятого на себя обязательства, составила [...] рублей; распиской Белова В.А. по факту получения им от Бичеровой С.А. денежного задатка в размере [...] рублей; агентским договором [...] от [Дата]г. на оказание Белову В.А. услуг по продаже квартиры.

Факт неисполнения Бичеровой С.А. обязательств по заключению основного договора подтверждается следующими доказательствами.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что в январе 2009 года в ООО «Сасовское агентство недвижимости», [...] обратился Белов В.А. с просьбой оказать содействие в продаже его квартиры, расположенной по адресу: [...]. [Дата] года между агентством и Беловым В.А. был заключен договор на оказание услуг по продаже квартиры. В соответствии с условиями договора, цена продаваемой квартиры составляла [...] рублей. Спустя какое-то время к ним в агентство обратилась Бичерова С.А., которая захотела купить данную квартиру. Она договорилась со сторонами, что [Дата] года Бичерова С.А. и Белов В.А. придут в агентство, где будет оформлен предварительный договор купли-продажи квартиры с задатком. [Дата] года между Беловым В.А. и Бичеровой С.А. был составлен предварительный договор купли-продажи квартиры. Общая сумма задатка, переданная Бичеровой С.А. Белову В.А., составила [...] рублей. Согласно условиям предварительного договора продажа квартиры предусматривалась не позднее [Дата] г. Стороны об этих условиях знали, и их все устраивало. Но, ближе к лету, в агентство пришла Бичерова С.А. и сказала, что ей необходимо срочно оформлять договор купли-продажи квартиры для оформления ипотечного кредита на ее приобретение. На данные условия Белов не согласился, так как, продав квартиру раньше [Дата] года, ему пришлось бы платить налог с ее продажи. [Дата] года в 8 часов Белов пришел в агентство, где находилась она, и сотрудник агентства ФИО6 В указанный день Бичерова С.А. в агентство не пришла. Они позвонили ей на телефон, спросили причину ее не явки для заключения договора, на что Бичерова С.А. ответила, что занята сбором грибов. В агентстве они ее ждали до 12 часов, однако она так и не явилась. По факту неявки Бичеровой С.А. ими был составлен протокол.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показал, что в марте 2009г. через агентство недвижимости Бичерова С.А. заключила предварительный договор купли-продажи квартиры, принадлежащей Белову В.А. Заключение основного договора предусматривалось не позднее [Дата]г. В подтверждение своих намерений приобрести квартиру за оговоренную в договоре сумму, Бичерова С.А. передала Белову В.А. задаток в сумме [...] рублей. До сентября 2009г. Бичерова С.А. неоднократно обращалась в Белову В.А. заключить договор купли-продажи, но он не соглашался, объясняя это приездом родственников и не желанием оплачивать налог с продажи квартиры ранее оговоренного срока. [Дата]г. Бичерова С.А. не смогла явиться в агентство, так как вместе с ним в этот день она выезжала в лес для сбора грибов.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании показал, что [Дата]г. между Беловым В.А. и Бичеровой С.А. был заключен предварительный договор купли- продажи квартиры, принадлежащей Белову В.А. на праве собственности. По данному договору Бичерова С.А. передала Белову В.А. задаток в сумме [...] рублей. Заключение основного договора было запланировано на май-июнь 2009г., но позже Белов В.А. сказал, что у него нет желания заключать договор ранее [Дата]г. Переговоры о продаже квартиры велись ими через агентство недвижимости. Приезжала ли Бичерова С.А. [Дата]г. в агентство для заключения основного договора он не знает. После [Дата]г. Белов В.А. отказался продавать квартиру и возвращать полученный им от Бичеровой С.А, задаток.

Согласно протоколу от [Дата]г., составленному сотрудниками ООО «Сасовское агентство недвижимости» покупатель Бичерова С.А. несмотря на неоднократные извещения, [Дата]г. в агентство для заключения сделки с Беловым В.А. не явилась, чем нарушила предварительный договор купли-продажи от [Дата]г.

Оценив представленные доказательство в совокупности, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.2 ст. 381 ГК РФ, если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

В судебном заседании было установлено, что согласно условиям предварительного договора, заключение основного договора купли-продажи квартиры предусматривалось сторонами не позднее [Дата]г. Таким образом, [Дата]г. было последним днем для исполнения сторонами своих обязательств по договору. Из обстоятельств, установленных судом следует, что [Дата]г. Бичерова С.А. для заключения основного договора не явилась, что свидетельствует о неисполнении ей условий предварительного договора. Факт извещения Бичеровой С.А. о месте и времени составления договора подтверждается показаниями свидетеля ФИО7, не оспаривается самой истицей и кроме того подтверждается представленной выпиской из телефонных переговоров Бичеровой С.А. по состоянию на [Дата]г. Сомневаться в показаниях данного свидетеля у суда нет оснований, так как он является лицом, не заинтересованным в исходе дела, а его полномочия на осуществление посреднической деятельности подтверждается письменным ответом ООО « Сасовское агентство недвижимости» от [Дата]г. При таких обстоятельствах суд считает, что ответственным за неисполнение договора, является истица.

Доводы истца об обратном, суд считает несостоятельными по следующим основаниям. Из объяснений Бичеровой С.А., показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, данных ими в судебном заседании, следует, что истица обращалась к Белову В.А. заключить договор купли-продажи ранее оговоренного срока, однако последний не соглашался, чем по ее мнению нарушил условия договора. Вместе с тем, поскольку последним числом для заключения основного договора являлось [Дата]г. то нарушение стороной обязательства могло иметь место только по прошествии указанной даты, но не до ее окончания. С учетом исследованных судом обстоятельств, суд считает, что причины не исполнения обязательств по предварительному договору со стороны истца носили не уважительный характер. При этом доводы Бичеровой С.А. относительно того, что [Дата]г. был не рабочий день, и ответчик был обязан известить ее о дне явки в агентство для заключения сделки, суд оставляет без внимания, как не состоятельные. Последний срок составления основного договора был известен истице с момента заключения предварительного договора, при этом, каких либо возражений, относительно даты заключения основного договора, она не выдвигала. Каких-либо препятствий по оформлению сделки со стороны третьих лиц сторонам сделки не создавалось. Ответственность по заключению сделки возлагалась договором на обе стороны и предусматривала оставление задатка у продавца, в случае неисполнения обязательств по заключению сделки покупателем. Поскольку задатком обеспечивалось возникшее из предварительного договора обязательство сторон, т.е. заключить основной договор- договор купли-продажи квартиры, то в силу ст. 381 ГК РФ, задаток переходит в распоряжение ответчика.

Доводы Бичеровой С.А. относительно не согласия Белова В.А. заключить сделку после [Дата]г., суд оставляет без внимания, как не имеющие значения для дела. Кроме того, из объяснений самой истицы, данных ею в судебном заседании [Дата]г. следует, что после [Дата]г. она с ответчиком не встречалась, намерений оформлять кредит для покупки квартиры не имела, а на имеющиеся у нее средства приобрела недостроенный дом. Согласно письменной претензии, направленной Бичеровой С.А. в адрес Белова В.А., требования о возврате задатка были заявлены ей лишь в декабре 2009г. Поскольку прекращение обязательства имело место после [Дата]г., то в силу ч.1 ст. 381 ГК РФ сумма задатка не может подлежать возврату.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бичеровой [...] отказать.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд в течении десяти дней с момента составления решения суда в окончательной форме.

[...]

[...]

судья Д.И.Коргутов.

Секретарь Е.С.Агеева.