РЕШЕНИЕ [...]
именем Российской Федерации
г.Сасово Рязанской области 23 августа 2010 года
Сасовский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего - судьи Кузьмина И.В.,
при секретаре Песковой Т.Н.,
с участием истицы Федоровой Е.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Сасовскому району Рязанской области - Кирюшкиной М.А., представившей доверенность №2 от 13.07.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Сасовском районном суде Рязанской области дело по иску Федоровой [...] к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ по Сасовскому району Рязанской области (ГУ - УПФ РФ по Сасовскому району) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Федорова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Сасовскому району, в котором просила обязать ответчика включить в её трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, период работы в должности медицинской сестры детских яслей [...] Горздравотдела [...] со 02 марта 1981 года по 05 сентября 1985 года, а также время нахождения на курсах повышения квалификации с 15 июня 1999 года по 09 июля 1999 года и с 01 декабря 2003 года по 29 декабря 2003 года.
В обоснование исковых требований истица указала, что 10 февраля 2010 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по Сасовскому району Рязанской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ответчика от 11 мая 2010 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей отказано, в специальный трудовой стаж не включены период работы в должности медицинской сестры детских яслей [...] Горздравотдела [...] со 02 марта 1981 года по 05 сентября 1985 года, а также время нахождения на курсах повышения квалификации с 15 июня 1999 года по 09 июля 1999 года с 01 декабря 2003 года по 29 декабря 2003 года. Данное решение ответчика она считает неправомерным, нарушающим ее право на получение досрочной трудовой пенсии по старости.
В ходе разбирательства дела истица изменила исковые требования, окончательно просит обязать ГУ - УПФ РФ по Сасовскому району включить в её трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, период работы в должности медицинской сестры детских яслей [...] Горздравотдела [...] со 02 марта 1981 года по 05 сентября 1985 года, а также время нахождения на курсах повышения квалификации с 15 июня 1999 года по 09 июля 1999 года и с 01 декабря 2003 года по 29 декабря 2003 года, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 10 февраля 2010 года.
В судебном заседании Федорова Е.В. поддержала исковые требования, пояснила, что детские ясли [...] Горздравотдела [...] являлись туберкулезно-санаторным, то есть фактически медицинским, учреждением. Во время работы медицинской сестрой в этих яслях она следила за состоянием здоровья детей, давала им медицинские препараты, делала инъекции. Во время прохождения курсов повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по Сасовскому району - Кирюшкина М.А. иск не признала, указывая, что Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781, не подлежит расширительному толкованию, в связи с чем в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, медицинским работникам включается не всякая работа, а лишь та, которая протекала в должностях и учреждениях, поименованных указанным Списком. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными основанными и дополнительными отпусками, в стаж работы, с учетом которого назначаются трудовые пенсии по старости, не включаются. С учетом этого, спорные периоды трудовой деятельности истицы в специальный стаж включению не подлежат. На момент обращения истицы в УПФ РФ по Сасовскому району её льготный стаж составлял 25 лет 06 месяцев 24 дня, чего недостаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав показания свидетеля Федоровой Н.И., письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Статьей 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п.1, 2 ст.19 Федерального закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Согласно п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 12 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 предусматривает, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки: застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом; остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что истица с 12 марта по 1981 года по 05 сентября 1985 года работала в должности медицинской сестры туберкулезно-санаторных детских яслей [...] Горздравотдела [...], где осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
С 01 июня 1997 года по настоящее время Федорова Е.В. работает в должности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики поликлиники МУЗ «Сасовская центральная районная больница». Во время работы в поликлиники МУЗ «Сасовская центральная районная больница» истица дважды находилась на курсах повышения квалификации - с 15 июня 1999 года по 09 июля 1999 года и с 01 декабря 2003 года по 29 декабря 2003 года, при этом за ней сохранялась заработная плата.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются: трудовой книжкой истицы, свидетельством о прохождении повышения квалификации к диплому [...], сертификатом А [...] от [Дата] года о сдаче квалификационного экзамена, свидетельством о повышении квалификации регистрационный номер 14049, приказами главного врача МУЗ ««Сасовская центральная районная больница» от [Дата] года [...] и от [Дата] года [...], карточкой - справкой формы [...] по ОКУД за 1999 года и лицевым счетом за 2003 год на имя Федоровой Е.В., а также нижеприведенными показаниями свидетеля Фёдоровой Н.И.
Так, свидетель Федорова Н.И. - свекровь истицы показала, что с 1969 года по 1987 года работала в туберкулезно-санаторных детских яслях [...] Горздравотдела [...]. Истица работала в этом же учреждении с 02 марта 1981 года по 05 сентября 1985 года в должности медицинской сестры. В яслях находились больные туберкулезом дети возрастом от года до трех лет. Как медицинская сестра Федорова Е.В. следила за здоровьем детей, делала им инъекции, давала медицинские препараты.
Факт работы свидетеля совместно с истицей подтверждается трудовой книжкой Федоровой Н.И.
Суд учитывает, что свидетель Федорова Н.И. является свойственником истицы, однако принимает её показания в качестве доказательств по делу, так как они последовательны, согласуются со сведениями, содержащимися в трудовых книжках Федоровой Е.В. и свидетеля; суд не находит каких-либо оснований не доверять этим показаниям.
10 февраля 2010 года Федорова Е.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ по Сасовскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, что подтверждается заявлением истицы №113.
Решением ответчика от 11 мая 2010 года №137 истице в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 30-тилетнего стажа. Из указанного решения следует, что Федоровой Е.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитано 25 лет 06 месяцев 24 дня. Этим же решением не включены в специальный стаж период работы истицы с 02 марта 1981 года по 05 сентября 1985 года медицинской сестрой детских яслей [...], а также время прохождения ею курсов повышения квалификации с 15 июня 1999 года по 09 июля 1999 года и с 01 декабря 2003 года по 29 декабря 2003 года.
Время работы Федоровой Е.В. в должности медицинской сестры детских яслей [...] Горздравотдела [...] относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
В спорный период работы истицы действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периоды работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил детские ясли к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений (раздел 2 подраздел 1 Перечня).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться и будет реализовано.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 5 ноября 2002 года N320-O, Постановлении от 3 июля 2004 года N11-П, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством; в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Из Определения Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 года №197-0 следует, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Суд полагает, что иное толкование и применение пенсионного законодательства повлечет ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, с учетом вышеприведенных норм, суд считает, что период работы Федоровой Е.В. в должности медицинской сестры детских яслей [...] Горздравотдела [...] со 02 марта 1981 года по 05 сентября 1985 года подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п/п 20 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N173-03 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Суд полагает, что иное толкование и применение пенсионного законодательства повлечет ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, в силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.112 КЗОТ РФ, действовавшего на момент обучения истицы на курсах повышения квалификации в 1999 году, и ст.187 ТК РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что в периоды с 15 июня 1999 года по 09 июля 1999 года и с 01 декабря 2003 года по 29 декабря 2003 года Федорова Е.В. находилась на курсах повышения, за ней сохранялась заработная плата, с учетом вышеизложенного названные спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы представителя ответчика Кирюшкиной М.А. суд оставляет без внимания, как основанные на произвольном толковании закона.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что на момент обращения в ГУ - УПФ РФ по Сасовскому району - 10 февраля 2010 года Федорова Е.В. не менее 30 лет осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и имела право на досрочную трудовую пенсию по старости на льготных условиях, в связи с чем решение ответчика от 11 мая 2010 года №137 об отказе истице в досрочном установлении указанной пенсии не может считаться законным. В силу п.1 ст.19 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости подлежит назначению Федоровой Е.В. с 10 февраля 2010 года.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно квитанциям от 12.07.2010 года Федоровой Е.В. уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федоровой [...] удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Сасовскому району Рязанской области назначить Федоровой [...] досрочную трудовую пенсию по старости с 10 февраля 2010 года, включив в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период работы в должности медицинской сестры детских яслей [...] Горздравотдела [...] со 02 марта 1981 года по 05 сентября 1985 года, а также время нахождения на курсах повышения квалификации с 15 июня 1999 года по 09 июля 1999 года и с 01 декабря 2003 года по 29 декабря 2003 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Сасовскому району Рязанской области в пользу Федоровой [...] расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд в течение десяти дней.
[...]
[...].
Судья И.В. Кузьмин
Секретарь Т.Н. Пескова