решение о признании незаконным бездействия ответчика, связанного с не проведением антикоррупционной экспертизы НПА



РЕШЕНИЕ гр.дело №2-1199-11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                   

         г. Сасово Рязанской области.                                                 14 декабря 2011 года

Сасовский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи                                                                         Леонтьевой Г.В.,

при секретаре                                                                                                    Федяевой О.В.,

с участием ст. помощника Сасовского межрайонного прокурора - Киселевой О.В., представителя ответчика - Совета депутатов муниципального образования Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области в лице председателя Совета депутатов Лыдина С.А., действующего на основании Устава муниципального образования Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области, рассмотрев в открытом судебном заседании в Сасовском районном суде Рязанской области дело по иску Сасовского межрайонного прокурора Рязанской области в интересах Российской Федерации к Совету депутатов муниципального образования Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия ответчика, связанного с не проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и обязании принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов,

                                                                    УСТАНОВИЛ:

Сасовский межрайонный прокурор Рязанской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Совету депутатов муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области (далее Совет депутатов МО-Сотницынское сельское поселение) с требованиями признать бездействие ответчика, связанного с непроведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (НПА) и их проектов, незаконным и обязать принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Заявленные требования обоснованы тем, что в нарушение действующего законодательства в Совете депутатов МО - Сотницынское сельское поселение работа по проведению антикорупционной экспертизы НПА и проектов нормативных правовых актов не осуществляется, организационно-распорядительных документов по организации проведения указанной экспертизы не принято. Между тем, в силу ст.2, ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы действующих и вновь принимаемых НПА, а также их проектов возложена на органы местного самоуправления. Бездействием Совета депутатов МО-Сотницынское сельское поселение допущены грубейшие нарушения законодательства о противодействии коррупции, не проведение оценки НПА и их проектов на наличие либо отсутствие коррупциогенных факторов является одной из причин создания возможных проявлений коррупции при применении изданных и действующих муниципальных правовых актов нормативного характера.

В судебном заседании прокурор Киселева О.В. поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Совета депутатов МО-Сотницынское сельское поселение Лыдин С.А. исковые требования признал в полном объеме, при этом пояснил, что нормативно - правовой акт регулирующий порядок проведения экспертизы не принят, экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов не проводится.

Выслушав мнение сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 и ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является одной из основных мер профилактики коррупции.

В соответствии со ст. 1 и ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются, в том числе, обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.3 названного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе, органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 г. N 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

Согласно ст. 18, ч. 2 ст. 32, ч. 2 ст. 37 Устава муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области в ред. от 05.08.2011 г. № 16, в структуру органов местного самоуправления муниципального образования - Сотницынское сельское поселение входят: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области, высшее должностное лицо муниципального образования - глава муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация муниципального образования - Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области. Органы местного самоуправления Сотницынского сельского поселения обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В систему муниципальных правовых актов входит в том числе, устав муниципального образования.

Антикоррупционную экспертизу проектов муниципальных правовых актов проводят органы и должностные лица местного самоуправления Сотницинского сельского поселения, в компетенцию которых входит принятие соответствующих нормативных правовых актов, согласно методике определенной правительством РФ.

В судебном заседании установлено, что ответчиком - Советом депутатов МО-Сотницынское сельское поселение антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов не проводится, Советом депутатов МО-Сотницынское сельское поселение организационно-распорядительные документы по организации проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов не приняты.

Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением председателя совета депутатов МО-Сотницынское сельское поселение от 13 октября 2011 года №2, и признаются ответчиком.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Согласно ст. 173ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 191-198 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

ТребованияСасовского межрайонного прокурора Рязанской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области, связанное с не проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

            Обязать Совет депутатов муниципального образования Сотницынское сельское поселение Сасовского муниципального района Рязанской области принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Сасовский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья                                             Г.В.Леонтьева