отказ в назначении пенсии



дело №............ г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

20 октября 2010 года село Садовое

Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Панасенко Г.В.,

с участием истца Харченко Т.В.,

представителя ответчика Саранговой Ю.В.,

при секретаре Дудкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харченко Тамары Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Сарпинском районе Республики Калмыкия о признании незаконным отказа во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ :

Харченко Т.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим.

дд.мм. года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии по старости, как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность. дд.мм. года ответчик отказал ей в назначении пенсии, ссылаясь на отсутствие требуемого 25-летнего специального педагогического стажа. Пенсионным органом принято к зачету страхового стажа 25 лет 00 месяцев 3 дня, в том числе на льготную пенсию только 24 года 10 месяцев 6 дней. При этом ответчик отказался включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы - с дд.мм. по дд.мм. года, с дд.мм. по дд.мм. года, с дд.мм. по дд.мм. года, с дд.мм. по дд.мм. года. Считает отказ незаконным, поскольку согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Работодатель направлял её на курсы повышения квалификации, что подтверждается выписками из приказа директора школы. Просит признать решение ГУ-УПФ РФ в Сарпинском районе РК от 23 сентября 2010 года об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии по старости незаконным и обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы и назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии и иными документами - с 7 сентября 2010 года.

В судебном заседании Харченко Т.В. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – ГУ – УПФ РФ в Сарпинском районе РК Сарангова Ю.В. заявила о том, что иск не признает. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях ответчика на иск.

Из письменных возражений ответчика на иск видно, что ответчик не признает иск и ссылается на следующее. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п.4 Правил от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п.5 Правил от 11 июля 2002 года № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами. В специальный стаж работы истца не подлежат включению периоды с дд.мм. года по дд.мм. года, с дд.мм. года по дд.мм. года, с дд.мм. года по дд.мм. года, с дд.мм. года по дд.мм. года – нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, поскольку в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Согласно пункту 5 Правил от 11 июля 2002 года №516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Период нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне отсутствует. Поскольку у истца вместо требуемых 25 лет на 7 сентября 2010 года имеется льготного стажа только 24 года 10 месяцев 6 дней, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости она не имеет.

Суд, выслушав объяснение истца Харченко Т.В., представителя ответчика Саранговой Ю.В., исследовав материалы дела, находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что дд.мм. года ответчик, рассмотрев заявление Харченко Т.В. о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, отказал в назначении пенсии с указанием на то, что в стаж педагогической деятельности заявителя не подлежат включению периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы - с дд.мм.

Указано на то, что в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, а также включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Перечисленные периоды к таким не относятся.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимся в деле протоколом об отказе в назначении пенсии Харченко Т.В., из которого также видно, что в специальный стаж истца засчитано 24 года 10 месяцев 6 дней.

Из копии трудовой книжки истца следует, что с 30 августа 1985 года она была назначена ..., с дд.мм. года переведена учителем рисования в среднею школу №............ ..., с дд.мм. года уволена с работы по собственному желанию, с дд.мм. года назначена воспитателем интерната Садовской средней школы №............, с дд.мм. года освобождена от занимаемой должности и переведена организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми учителем биологии этой же школы, с дд.мм. года освобождена от занимаемой должности и переведена учителем биологии и рисования, с дд.мм. года назначена завучем организатором и учителем биологии, с дд.мм. года назначена завучем организатором и учителем рисования, работает по настоящее время.

Из имеющихся в материалах дела справок видно, что истец в периоды - с 26 марта по дд.мм. года (3 дня), с 13 ноября по дд.мм. года (30 дней), с 29 января по дд.мм. года (19 дней), с 23 октября по дд.мм. года (8дней).

В соответствии с п.4 ныне действующих Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой, а постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно ст. 187 ТК РФ, вступившего в законную силу с 1 февраля 2002 года, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Статья 112 действовавшего в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации КЗоТ РСФСР, предусматривала, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что в период нахождения истца на курсах повышения квалификации ему начислялась заработная плата, из которой производились выплаты страховых взносов в пенсионный орган. Доказательств, свидетельствующих об ином, ответчиком суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к мнению о необходимости включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы истца - с 26 марта по дд.мм. года (3 дня), с 13 ноября по дд.мм. года (30 дней), с 29 января по дд.мм. года (19 дней), с 23 октября по дд.мм. года (8 дней).

Из копии протокола об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно Харченко Т.В., а также копии письменного заявления истца о назначении пенсии видно, что Харченко Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии дд.мм. года.

Так, согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее со дня возникновения права не указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Совокупность исследованных доказательств приводит суд к выводу о том, что днем обращения за назначением пенсии истца считать день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления истца с необходимыми документами – дд.мм. года. Доказательств, свидетельствующих об иных обстоятельствах, суду не предоставлено.

С учетом этих обстоятельств суд считает, что исковые требования истицы о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет, подлежат удовлетворению, так как специальный стаж истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии - дд.мм. года. На эту дату специальный стаж истца составил не менее 25 лет (2 месяца + 24 года 10 месяцев 6 дней).

С учетом этого решение ответчика об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, является незаконным.

Исковые требования Харченко Т.В. суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что истец при подаче иска в суд уплатил в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПКРФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сарпинском районе Республики Калмыкия во включении в специальный стаж Харченко Тамары Владимировны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, а также в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сарпинском районе Республики Калмыкия включить в специальный стаж педагогической деятельности Харченко Тамары Владимировны, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с дд.мм. года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сарпинском районе Республики Калмыкия в пользу Харченко Тамары Владимировны судебные расходы в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сарпинский районный суд РК.

Председательствующий Г.В. Панасенко