о признании незаконным отказ в назначении досрочной пенсии



дело № 2-40/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 февраля 2012 года село Садовое

Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Нидеева Е.Н.,

при секретаре Манжеевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиджиевой Л.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Лиджиевой Л.П. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим.

10 января 2012 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по возрасту, как лицу осуществлявшему педагогическую деятельность. 6 февраля 2012 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с отсутствием льготного стажа. В протоколе от 31 января 2012 года об отказе в назначении досрочной пенсии по возрасту указано на то, что в ее специальный стаж не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 по 17 ноября 1990 года, с 21 по 27 июня 1993 года, с 16 по 23 марта 2010 года. Данный отказ и исключение из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства считает незаконным. Вышеназванные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку в период нахождения на курсах она состояла в трудовых отношениях с работодателем и направлялась на курсы по распоряжению работодателя согласно приказов, с сохранением заработной платы и рабочего места. Просит обязать Управление Пенсионного фонда включить вышеперечисленные периоды нахождения её на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, а также обязать ответчика назначить указанную пенсию со дня обращения.

В судебном заседании Лиджиевой Л.П. поддержала свои исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика- ГУ – УПФ РФ в <адрес> РК Сарангова Ю.В. исковые требования не признала и представила суду письменные возражения на исковое заявление Лиджиевой Л.П.

Из письменного возражения следует, что истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность. Данное заявление Управлением рассмотрено и принято решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием 25-ти летнего специального трудового стажа. Из специального стажа истца были исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы: с 12 по 17 ноября 1990 года, с 21 по 27 июня 1993 года, с 16 по 23 марта 2010 года. В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (ст.27 п.1 п.п.19). Периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы – в стаж работы, дающий право на назначения досрочной трудовой пенсии не включены. В соответствии с п.4 Правил от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с пунктом 5 названных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (ст.114, ст.116 Трудового кодекса). Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне отсутствуют. Лиджиевой Л.П. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, то есть не занималась в течении полного рабочего дня педагогической деятельностью в школах и других учебных учреждениях для детей, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет, а проходила обучение с отрывом от работы. Поэтому нет законных оснований для включения указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а взяты только для зачета в общий трудовой стаж. Поскольку у истца вместо требуемых 25 лет на день подачи заявления имеется льготного стажа только 24 года 11 месяцев 20 дней, то права на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту, она не имеет.

Суд, выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, находит исковые требования Лиджиевой Л.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, введенного в действие с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 названного Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 12 января 2012 года ответчик, рассмотрев заявление Лиджиевой Л.П. о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, отказал в назначении пенсии с указанием на то, что в стаж педагогической деятельности заявителя не подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы – с 12 по 17 ноября 1990 года, с 21 по 27 июня 1993 года, с 16 по 23 марта 2010 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимся в деле протоколом об отказе в назначении пенсии Лиджиевой Л.П., из которого также видно, что принято к зачету страхового стажа <данные изъяты>, а в специальный стаж истца засчитано 24 года 11 месяцев 20 дней.

Из копии трудовой книжки Лиджиевой Л.П. и справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором <адрес> СОШ <адрес> следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала старшей пионервожатой в <адрес> школе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в группе продленного дня, с ДД.ММ.ГГГГ назначена воспитателем в <адрес> школе, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя истории, с ДД.ММ.ГГГГ назначена организатором по внеклассной и воспитательной работе, с ДД.ММ.ГГГГ освобождена от должности организатора и дополнена ставка учителя часами географии, с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность заместителя директора <адрес> средней школы по учебно-воспитательной работе, освобождена от занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем географии и истории в <адрес> средней школе, с ДД.ММ.ГГГГ принята заместителем директора и учителем истории, с ДД.ММ.ГГГГ учителем истории, граждановедения и заместителя директора, с ДД.ММ.ГГГГ учителем истории и обществознания, с ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора <адрес> школы по воспитательной работе и учителем истории и обществознания по настоящее время.

Копиями удостоверений подтверждается, что в периоды с 12 по 17 ноября 1990 года, с 21 по 27 июня 1993 года, с 16 по 23 марта 2010 года Лиджиевой Л.П. находилась на курсах повышения квалификации.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В рекомендации МОТ от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров.

Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что в период нахождения истца на курсах повышения квалификации ему начислялась заработная плата, из которой производилась уплата страховых взносов в пенсионный орган (до 1991 года - на государственное социальное страхование). Доказательств, свидетельствующих об ином, ответчиком суду не предоставлено.

Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации имело место во время её работы в должности, дающей право на досрочную трудовую пенсию. На эти периоды за ней сохранялись рабочее место, заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем отказ ответчика во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона. Прохождение курсов повышения квалификации являлось обязательным условием для продолжения трудовой деятельности.

Доказательств, свидетельствующих об ином, ответчиком суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к мнению о необходимости включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы истца – с 12 по 17 ноября 1990 года, с 21 по 27 июня 1993 года, с 16 по 23 марта 2010 года (21 день).

Как установлено в судебном заседании Лиджиевой Л.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 12 января 2012 года и зарегистрировано под .

Так, согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, днём обращения за назначением пенсии Лиджиевой Л.П. следует считать день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления истца с необходимыми документами – 12 января 2012 года.

С учетом этих обстоятельств суд считает, что исковые требования истца о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет, подлежат удовлетворению, так как с учётом включения в льготный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, специальный стаж на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии – 12 января 2012 года составлял 25 лет 11 дней.

Исковые требования Лиджиевой Л.П. суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лиджиевой Л.П. - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить в специальный стаж педагогической деятельности Лиджиевой Л.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства - с 12 ноября 1990 года по 17 ноября 1990 года, с 21 июня 1993 года по 27 июня 1993 года, с 16 марта 2010 года по 23 марта 2010 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Лиджиевой Л.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в пенсионный орган – с 12 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения через Сарпинский районный суд РК.

Председательствующий подпись Е.Н. Нидеев

<данные изъяты>в