Решение о восстановлении в очереди нуждающихся в получении жилых помещений



Дело № 2-948/10 ....

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2010 года г. Саров.

Саровский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Журавлевой Н.М.,

при секретаре Тимохиной Е.В.,

с участием истца Флегановой А.В., представителя ответчика Администрации г. Саров Даниловой Е.С. - по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Флегановой Антонины Васильевны к Администрации г. Сарова о восстановлении в очереди нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Флеганова А.В., проживающая со своей семьей (...) в общежитии по адресу г. Саров, ул. ..., д. ... кв. ..., обратилась в суд с указанным иском к Администрации г. Сарова, мотивируя следующими обстоятельствами.

23.02.1989г. Флеганова А.В. поступила на работу в W.W.W, где с 14.03.1990г. состояла в очереди на улучшение жилищных условий. Их молодая семья нуждалась в жилье в первую очередь. 01.04.1994г. истица уволена из предприятия по сокращению штатов. В 1995г. она обратилась в администрацию г. Сарова с целью уточнения своей очереди. Однако ей сообщили, что в списках нуждающихся ее нет, и она была вынуждена писать новое заявление и вновь вставать в очередь на улучшение жилищных условий в январе 1995 года. Уведомлений о движении в очереди, исключении из нее истица не получала, несмотря на то, что ответчик знал о снятии ее с очереди в апреле 1994 года. В настоящее время W.W.W является обанкротившимся предприятием. После признания банкротом списки очередников были переданы в администрацию г. Сарова. 17.03.2010г. рассмотрено обращение Флегановой А.В. к ответчику. Ей отказано в восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1990г. в связи с отсутствием оснований.

Считая такой отказ незаконным и необоснованным, Флеганова А.В. просила суд обязать администрацию г. Сарова восстановить ее в списке нуждающихся в получении жилья из государственного жилого фонда с момента постановки на учет 14.03.1990г.

Определением суда в порядке подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Флеганова Н.А., Флеганов А.В. с несовершеннолетним Р., Департамент образования г. Саров л.д. ...).

В письменном отзыве представитель ответчика Администрации г. Сарова просил суд отказать в иске, указывая, что в соответствии с действующим на момент возникновения спора законодательством Нижегородской области учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Для принятия на учет необходима подача заявления. Снятие с учета производилось органом, осуществившим постановку на учет. Флеганова А.В. состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г. Сарова по дате своего обращения - с 23.01.1995г. Истица встала на учет нуждающихся в W.W.W 14.03.1990 и была снята с учета в связи с увольнением из организации по сокращению штатов. После сокращения она была принята на работу в Y.Y.Y, который мог принять решение о сохранении ее очереди, но в ноябре 1994г. Флеганова А.В. уволилась оттуда по собственному желанию. Администрация г. Сарова с очереди по месту жительства истицу не снимала, поэтому уведомлять ее об этом не имела возможности. Флегановой А.В. отказано в восстановлении на учете в Администрации г. Сарова в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, по дате постановки на учет нуждающихся в W.W.W с 14.03.1990г. в связи с отсутствием оснований.

Третьи лица Флегановы в письменных ходатайствах поддержали заявленный иск, просили его удовлетворить. Также просили о рассмотрении дела без их участия.

Представитель третьего лица Департамента образования г. Саров в письменном заявлении оставлял разрешение спора на усмотрение суда с учетом интересов несовершеннолетнего. Просил о рассмотрении дела без их участия.

В судебном заседании каждая из сторон поддержала свою позицию по делу, изложенную в письменной форме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные и изученные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ), жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

В силу ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

По ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР предусматривались случаи снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Снятие с учета осуществлялось органами, по решению которых граждане были приняты на учет.

О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.

Аналогичные нормы содержались в пунктах 9, 13, 19 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области, утвержденных решением исполкома областного Совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных Союзов от 21 января 1985 года № 11 (с последующими изменениями и дополнениями, утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Нижегородской области от 18.03.2005 № 72).

В соответствии с п. 10 Правил ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялось:

в исполнительных комитетах Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами;

на предприятиях и организациях - должностными лицами, специально назначенными приказом администрации по согласованию с профсоюзным комитетом.

Для принятия на учет гражданин должен был подать заявление, которое регистрировалось в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, являющейся документом строгой отчетности (п. 11, 15 Правил).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (п. 14 Правил).

В силу п. 19 Правил граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждений, организацией, если они состояли на учете по месту работы и никто из членов семей не работал на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переводом на выборную должность.

При переходе высвобождаемых работников (в связи с ликвидацией предприятия, организации, сокращения численности или штата) на другое предприятие вопросы улучшения жилищных условий решались администрацией и профсоюзным комитетом с учетом рекомендации Совета трудового коллектива по новому месту работы. При этом учитывается время нахождения работника на учете по прежнему месту работы, а также общий трудовой стаж и его отношение к труду.

В отдельных случаях по инициативе администрации и профсоюзного комитета и с согласия совета трудового коллектива высвобождаемые работники могли быть оставлены на учете для улучшения жилищных условий по прежнему месту работы (постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 года № 1457).

Снятие с учета осуществлялось по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете Совета народных депутатов - общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета.

О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 23.02.1989г. Флеганова А.В. была принята на работу в W.W.W по трудовому договору (запись № N в трудовой книжке -л.д. ...).

Согласно личному (учетному) делу на основании заявления Флеганова А.В. с 14.03.1990г. поставлена в УПП W.W.W на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включена в списки первоочередников как «молодая семья» л.д. ...).

04.04.1994г. Флеганова А.В. уволена из W.W.W по сокращению численности работников, п. 1 ст. 33 КЗОТ РСФСР (запись № N в трудовой книжке -л.д. ...), в связи с чем снята с учета нуждающихся.

Поскольку на учет ее принимало предприятие по месту ее работы, в соответствии с действующим на тот момент законодательством снятие с учета производилось тем же предприятием. О снятии с учета ее должно было уведомить W.W.W.

Возложение такой обязанности на администрацию г. Саров, о чем указано в иске, с учетом приведенных выше правовых норм незаконно.

После сокращения из W.W.W истица была принята на работу в Y.Y.Y, в котором проработала с 01.08.1994 по 30.11.1994г., уволившись по собственному желанию.

Принимая во внимание п. 19 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области именно администрация и профсоюзный комитет Y.Y.Y могли принять решение о сохранении Флегановой А.В. очереди по дате постановки в W.W.W. Однако каких-либо доказательств, свидетельствующих, что истица обращалась с таким заявлением, а равно принятое решение, в распоряжении суда не имеется.

В любом случае, указанный вопрос не входил в компетенцию и полномочия ответчика.

Флеганова А.В. состоит в администрации г. Сарова на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.01.1995г. - по дате подачи заявления в Z.Z.Z, в котором она работала с 20.01.1995г. после увольнения из Y.Y.Y.

Как установлено судом, ранее заявлений о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства истица не подавала.

Данные факты в ходе судебного разбирательства истицей не оспаривались.

По решению арбитражного суда закрытое акционерное общество «W.W.W» 11.12.2007г. ликвидировано вследствие банкротства, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц л.д. ...).

Из W.W.W списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и учетные дела граждан в городскую администрацию не передавались.

Постановлением № N от 24.11.1998г. главы местного самоуправления создана Городская очередь по месту жительства граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем объединения списков граждан, принятых на учет на предприятиях, учреждениях, организациях города, согласно приложению № N, и в соответствии с датой постановки на учет по этим спискам со списками граждан, принятых на учет по месту жительства.

Приложение № N к указанному постановлению свидетельствует, что W.W.W, а также Y.Y.Y не включены в список предприятий, учреждений, организаций, подлежащих объединению в Городскую очередь по месту жительстваZ.Z.Z, напротив, включен.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом, Флеганова А.В. с семьей (...) проживает в общежитии по ул. ... в г. Сарове, д. ... кв. ... л.д. ...).

На заседании комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Сарова (протокол от 17.03.2010 N, утвержденный постановлением администрации от 22.03.2010 N) было рассмотрено обращение истицы. Последней отказано в восстановлении на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации г. Сарова по дате постановки на учет нуждающихся в W.W.W с 14.03.1990г. в связи с отсутствием оснований (ответ главы администрации от 23.03.2010г. в адрес Флегановой А.В. -л.д. ...).

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и приведенных правовых норм суд приходит к выводу о законности и обоснованности действий ответчика.

В ходе судебного разбирательства, отвечая на вопросы суда, истица затруднилась пояснить конкретные календарные даты, когда она встала на учет нуждающихся по месту жительства в администрации г. Сарова, когда последняя сняла истицу с учета, не сообщив ей об этом.

Здесь же суд считает необходимым отметить, что в соответствии с п. 18 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области ежегодно, в период с 1 января по 1 апреля, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводили перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверялись жилищные условия очередников.

Тем самым, истица имела реальную возможность ежегодно, своевременно узнавать о своей очередности.

Поскольку после принятия Флегановой А.В. 23.01.1995г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрация г. Сарова с такого учета ее не снимала, из списков нуждающихся не исключала, протокола заседания жилищной комиссии о снятии ее с очереди, который истица просила истребовать у ответчика, объективно отсутствует.

Ссылка истицы на должностных лиц жилищного управления администрации г. Сарова, рекомендовавших ей обратиться в суд за разрешением спора, на изложенные выводы суда не влияет.

Таким образом, правовые основания для постановки истицы в общегородскую очередь нуждающихся в получении жилья из государственного жилого фонда с 14.03.1990г. отсутствуют.

Согласно ст. 131 ГПК РФ требования и основания иска указываются истцом. Суд не наделен полномочиями надлежащим образом формулировать исковые требования и их основания.

Суд, в соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении», принимает решение только по заявленным исковым требованиям.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в иске полностью.

Судебные расходы истицы взысканию с ответчика не подлежат на основании ст. 88, 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Флегановой Антонины Васильевны к Администрации г. Сарова оставить без удовлетворения полностью.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий п/п Н.М.Журавлева.

.... Судья Н.М.Журавлева.