О признании незакон.решен.жилищной комиссии об отказе в выдаче государст.жилищного сертификата



Дело № 2-1012/10 ....

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2010 года г. Саров.

Саровский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Журавлевой Н.М.,

при секретаре Давыдовой Е.В.,

с участием истца Гавай А.П., представителя ответчика Администрации г. Саров Даниловой Е.С. - по доверенности, третьего лица Гавай Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавай Александра Петровича к Администрации г. Сарова о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, обязанности включить в состав участников указанной подпрограммы, выдаче государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Гавай А.П. обратился в суд с указанным иском к Администрации г. Сарова, мотивируя следующими обстоятельствами.

С 22.04.2008г. его семья состоит в очереди на получения жилья по договору социального найма в Администрации г. Сарова. Своего жилья семья Гавай в г. Сарове не имеет, вынуждены снимать жилое помещение. Гавай А.П. с 1994 года проходит службу в ... РФ. В г. Саров перевелся в августе 2004г. из ... г. ... области. По достижении 45-летнего возраста истец обратился 03.06.2010г. в Администрацию г. Сарова с заявлением о предоставлении жилищного сертификата. Постановлением комиссии по жилищным вопросам ему отказано в выдаче ГЖС.

Истец полагает такой отказ незаконным, поскольку на основании п.п. а п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 он имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. После вступления в силу нового ЖК РФ с 1 марта 2005 года в органах МВД в очередь на получение жилья не ставят. Такой учет ведется только по месту жительства.

Гавай А.П. просил суд признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Сарова об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, незаконным; обязать жилищное управление включить истца и членов его семьи в состав участников указанной подпрограммы и выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с действующим законодательством.

Определением суда в порядке подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Гавай Л.Д. с несовершеннолетними И., 0000 года рождения, Д., 0000 года рождения, В., 0000 года рождения; Гавай А.А.; несовершеннолетний И., 0000 года рождения; орган опеки и попечительства в лице Департамента образования г. Саров л.д. ...

В письменном отзыве представитель ответчика Администрации г. Сарова просил суд отказать в иске, указывая, что истец не состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат. Обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом не относится к предмету регулирования жилищного законодательства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 предоставление субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Администрация г. Сарова не обладает полномочиями по включению истца в список участковой подпрограммы и по выдаче ГЖС. Такими полномочиями в отношении истца обладает федеральный орган исполнительной власти л.д. ...).

В судебном заседании каждая из сторон поддержала свою позицию по делу, изложенную в письменной форме.

Третье лицо Гавай Л.Д. мотивированную позицию по делу суду не выразила.

Третьи лица Гавай А.А., несовершеннолетний И. в письменных ходатайствах поддержали заявленный иск, просили о рассмотрении дела без их участия л.д. ...).

Представитель третьего лица Департамента образования г. Саров в письменном заявлении оставлял разрешение спора на усмотрение суда с учетом интересов несовершеннолетних Гавай. Просил о рассмотрении дела без их участия л.д. ...).

Выслушав стороны, третье лицо Гавай Л.Д., исследовав материалы дела, оценив представленные и изученные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ... Гавай А.П. проходит службу в ... РФ с 0000г. по настоящее время, в должности ... с 03.12.2007 года (справка от 28.05.2010г. № 18/18/85-ок ... по г. ... области -л.д. ...). Финансирование осуществляется из федерального бюджета.

С 28.01.2008 года семья Гавай в составе: Гавай А.П. (муж), Гавай Л.Д. (жена), дети Гавай А.А., И., Д., В. зарегистрированы в качестве квартирантов в жилом доме № N по адресу г. Саров Нижегородской области, ул. ... (домовая книга -л.д. ...).

С 22.04.2008г. Гавай А.П. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в администрации г. Сарова по дате подачи заявления (справка -л.д. ...).

03.06.2010г. Гавай А.П. обратился с заявлением к главе администрации г. Сарова с просьбой о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, приложив необходимые документы л.д. ...). Указал, что относится к категории сотрудников ....

Согласно выписке из протокола № 12 от 23.06.2010г. заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Сарова, утвержденного постановлением № 3399 от 25.06.2010г. и.о. главы администрации, комиссия, рассмотрев обращение Гавай А.П., постановила рекомендовать главе администрации отказать Гавай А.П. во включении участников подпрограммы, так как по п. 18 «а» Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 выдачу сертификатов категории граждан, к которой может быть отнесен заявитель, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Органы местного самоуправления осуществляют выдачу сертификатов гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01.01.2005г. В соответствии с п. 19 граждане, в данном случае ..., заявление (рапорт) подают соответственно в ..., организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти л.д. ...).

Начальником жилищного управления городской администрации был дан 02.07.2010г. ответ Гавай А.П. на его обращение с изложением приведенной выписки из протокола л.д. ...).

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153 (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, устанавливающие порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.

В соответствии с п. 2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством. Обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом к этому перечню не относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и Жилищный кодекс РСФСР.

Тем самым, приведенные Правила регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2006 г. № ВКПИ06-68).

П.п. «а» п. 5 Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации - военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

- сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

По п.п. «г» п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:

- граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Приведенные нормы подпункта «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы были предметом рассмотрения в порядке нормоконтроля в Верховном Суде РФ. Решением от 24 июня 2008 г. № ГКПИ08-265 они признаны не противоречащими действующему российскому законодательству.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Определении от 16 января 2009г. № 147-О-О указал, что нормы п. 5 Правил сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие принцип равенства и право на жилище, закрепленные статьями 19 (части 1 и 2) и 40 Конституции Российской Федерации. Принцип равенства при регулировании жилищных правоотношений не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, при том что введение таких различий, как и изменение круга субъектов федеральным законодателем не могут быть произвольными. Данные нормативные положения не ограничивают возможность применения Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» (в том числе в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), в частности его статьи 30 «Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью», равно как и норм жилищного законодательства, предусматривающих предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.е. служат дополнительной гарантией реализации права на жилище для отдельных категорий граждан.

В ходе судебного разбирательства, а также в иске Гавай А.П. признал, что относится к категории граждан, перечисленных в п.п. «а» п. 5 Правил.

Согласно п. 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее по тексту Правил - федеральные органы исполнительной власти).

Остальным гражданам выдачу сертификатов, в зависимости от категорий, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты); администрация г. Байконура.

Следовательно, администрация г. Сарова как орган местного самоуправления не отнесена федеральным законодательством к числу органов, осуществляющих выдачу сертификатов.

По одному этому основанию исковое требование об обязанности ответчика выдать ГЖС является неправомерным, поскольку по закону такая обязанность у него отсутствует.

В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению, к которому прилагают определенные документы.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (п. 26).

Федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год (п. 27).

Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти (п. 28).

Следовательно, исходя из приведенных норм, в зависимости от категории граждан органом, осуществляющим мероприятия по включению в состав участников подпрограммы и выдаче ГЖС, являются либо федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта РФ, администрация г. Байконура.

Термин «соответственно» в приведенном п. 19 Правил означает, что гражданин должен обращаться в компетентный орган в зависимости от того, к какой категории участников подпрограммы он относится.

Как установлено судом, истец не состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат.

На основании изложенного суд приходит к выводу о неправомерности заявленных требований. Возложение на администрацию обязанностей, перечисленных Гавай А.П. в резолютивной части иска, противоречит нормам Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153.

В соответствии с п. 19 Правил истец, являющийся действующим сотрудником внутренних дел, вправе обратиться с заявлением (рапортом) о включении в число участников подпрограммы и выдаче ГЖС в учреждение федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу.

Помимо этого, подпрограмма не исключает возможность улучшения жилищных условий военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, как очередника путем получения государственного или муниципального жилья по договору социального найма (Решение Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. № ВКПИ06-48).

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и приведенных правовых норм суд приходит к выводу о законности и обоснованности действий ответчика.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении иска полностью.

Согласно ст. 131 ГПК РФ требования и основания иска указываются истцом. Суд не наделен полномочиями надлежащим образом формулировать исковые требования и их основания.

Суд, в соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении», принимает решение только по заявленным исковым требованиям.

Судебные расходы истца взысканию с ответчика не подлежат на основании ст. 88, 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Гавай Александра Петровича к Администрации г. Сарова оставить без удовлетворения полностью.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий п/п Н.М.Журавлева.

.... Судья Н.М.Журавлева.