именем Российской Федерации
23 сентября 2010 года г. Саров Нижегородской области
принято в окончательной форме немедленно
Саровский городской суд Нижегородской области в составе судьи А.К. Аниканова,
при секретаре судебного заседания А.Ю. Турканове,
с участием
истицы Л.И. Ярута,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Ярута Людмилы Ивановны к кооперативу № N по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок о признании права собственности на гараж,
установил:
Первоначально в исковом заявлении, поданном Л.И. Ярута в Саровский городской суд Нижегородской области, она просила признать за ней право собственности на гараж № N блока № N гаражно-строительного кооператива № N, обращая свои требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Заявленные требования обоснованы тем, что истица является наследницей И., умершего 0000 года, который, в свою очередь, унаследовал спорный гараж после смерти 0000 года А., на чье имя он был зарегистрирован.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены кооператив № N по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок, администрация г. Саров Нижегородской области, а также Проценко Сергей Иванович, вступивший в права наследства после смерти И. наряду с истицей.
13 сентября 2010 года с согласия истицы в порядке ст. 41 ГПК Российской Федерации была произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - кооператив № N по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок.
Представитель администрации г. Саров Нижегородской области Н.Г. Половникова направила в суд отзыв на исковое заявление Л.И. Ярута, в котором указывает, что назначение спорной постройки соответствует целевому использованию земельного участка, каких-либо планировочных ограничений не предусмотрено. Площадь гаража соответствует площади земельного участка, предоставленного для его строительства, он соответствует градостроительным и строительным нормам, в связи с чем не является самовольной постройкой. Как указано в отзыве, администрация правопритязаний на спорный объект не имеет.
Третье лицо С.И. Проценко подал заявление о том, что с исковыми требованиями согласен, на спорный гараж не претендует.
В судебное заседание ответчик своего представителя не направил без объяснения причин, третьи лица просили провести судебное разбирательство в их отсутствие, что и было сделано.
Истица поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что гараж был зарегистрирован на имя ее матери А., но она об этом не знала. После смерти матери наследство принял отец И., а после смерти последнего - она, Л.И. Ярута, и ее брат С.И. Проценко.
Выслушав объяснения истицы, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Согласно регистрационному удостоверению БТИ г. Арзамас-16 Горьковской области № N право личной собственности на гараж № N блока N в кооперативе № N зарегистрировано за А.. То же следует из письма государственного предприятия Нижегородской области «Нижтехинвентаризация» от 8 сентября 2010 года № N.
Пунктом 1 ст. 218 ГК Российской Федерации установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно справке № N от 14 июня 2010 года, выданной Саровским филиалом государственного предприятия «Нижтехинвентаризация», площадь гаража № N, расположенного в блоке № N литер блока Г1 г. к. № N, составляет 29,1 кв. м.; гараж представляет собой кирпичное одноэтажное строение.
В соответствии с заключением управления архитектуры, градостроительства и землеустройства администрации г. Саров № N, спорный объект - гараж-бокс № N в блоке № N г. к. N - существует; он возведен на земельном участке, предоставленном гаражному кооперативу № N на основании распоряжения главы местного самоуправления от 25 июля 2000 года № 1212-П, расположение которого учтено генеральным планом города. Площадь гаража, указанная в справке № N от 14 июня 2010 года, составляет 29,1 кв. м, что соответствует градостроительным нормам. Гараж-бокс построен в 1983 году, реконструирован на основании разрешения администрации г. Саров Нижегородской области от 7 июня 2001 года № N, в эксплуатацию не принят.
Приведенные доказательства подтверждают, что указанный гараж не являлся самовольной постройкой, в связи с чем А. владела им на законных основаниях.
Как следует из свидетельства о смерти А., она умерла 0000 года.
Статьями 1110, 1113 ГК Российской Федерации установлено, что при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное; наследство открывается со смертью гражданина. Наследование осуществляется по завещанию и по закону; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом; в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. ст. 1111-1112 ГК Российской Федерации).
Как следует из ст. ст. 1152-1153 ГК Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять; принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно материалам наследственного дела, предоставленным нотариусом Г., после смерти А. наследство принял И., подавший соответствующее заявление.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Пунктом 2 ст. 1152 Кодекса установлено, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Таким образом, И., приняв наследство, тем самым приобрел право собственности на спорный гараж, даже несмотря на то, что он не был указан в выданном свидетельстве о праве на наследство.
Как следует из свидетельства о смерти И., он умер 0000 года.
Согласно материалам наследственного дела, предоставленным нотариусом Г., после смерти И. наследство приняли Л.И. Ярута и С.И. Проценко.
В свидетельствах о праве на наследство, выданных указанным наследникам, спорный гараж не указан.
Согласно ст. ст. 1164, 1165 ГК Российской Федерации при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников; такое наследственное имущество может быть разделено по соглашению между наследниками.
Поскольку С.И. Проценко заявил о том, что не претендует на спорный гараж и согласен с признанием прав на него за истицей, суд полагает, что тем самым между наследниками достигнуто соглашение о судьбе данного имущества.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению полностью.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Иск Ярута Людмилы Ивановны удовлетворить полностью.
Признать за Ярута Людмилой Ивановной право собственности на гараж № N в блоке № N кооператива № N по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок г. Саров Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд Нижегородской области в течение десяти дней со дня принятия.
П/п судьи А.К. Аниканова