... № 2-1146/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 октября 2010 г.
Саровский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего - судьи Елисеевой Н.В.,
при секретаре - Кузнецовой Ю.И.,
с участием прокурора Дивеевского района Нижегородской области Барышникова В.Н.,
представителей ответчиков М., действующей на основании распоряжения администрации ... области, Д., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Х., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дивеевского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W», Администрации г.Сарова об обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дивеевского района Нижегородской области обратился в суд с настоящим иском и просит обязать МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W», Администрацию г.Сарова Нижегородской области устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W»:
Требования мотивированы следующим.
Прокуратурой Дивеевского района установлено, что в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детском оздоровительно-образовательном центре «W.W.W» в нарушении требований федерального законодательства из года в год, то есть на протяжении длительного периода времени, не устраняются нарушения пожарной безопасности.
Все нарушения были выявлены в 2008 году, отражены в предписании ОГПН по Дивеевскому району от 11.04.2008 года, срок исполнения предписания - 1 год. Между тем, нарушения не устранены до настоящего времени.
Кроме того, в МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» помимо вышеуказанных нарушений пожарной безопасности выявлены следующие:
Для устранения перечисленных нарушений требований пожарной безопасности главным государственным инспектором Дивеевского района по пожарному надзору представителю юридического лица МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» неоднократно выдавались предписания. Кроме того, за нарушения требований пожарной безопасности директор МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» неоднократно привлекался к административной ответственности.
Таким образом, руководитель юридического лица МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» обязан своевременно выполнять мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, предписанные инспекторами ОГПН. Однако, выше перечисленные нарушения, выявленные в МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» в 2008 году, не устранены до настоящего времени.
В ходе рассмотрения дела прокурор Дивеевского района Нижегородской области поддержал заявленные исковые требования, просит также установить срок для устранения недостатков до мая 2010 года.
Представитель ответчика - директор МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» М.. иск прокурора признала, пояснив, что готовы устранить нарушения пожарной безопасности, если будет финансирование.
Представитель ответчика Администрации г.Сарова Нижегородской области Данилова Е.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, представив суду письменный отзыв на иск л.д....).
Определением суда от 31 августа 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент по делам молодежи и спорта Администрации г.Сарова.
Представитель Департамента по делам молодежи и спорта Администрации г.Сарова Х., действующий на основании доверенности, не возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что финансирование МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» заложено в бюджет, деньги на устранение нарушений пожарной безопасности выделяются, они заложены в бюджет, согласованны.
Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» создано в соответствии с распоряжением Главы администрации г.Арзамаса-16 от 15 апреля 1994 года № N.
Учредителем Центра является Администрация г.Саров в лице Главы местного самоуправления. Центр является юридическим лицом.
Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются: собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное Центру учредителем; средства родителей (законных представителей); добровольное пожертвования других физических и юридических лиц; средства, полученные от реализации путевок юридическим и физическим лицам (в том числе родителям); средства, полученные от реализации продукции и услуг, а так же от других видов разрешенной самостоятельной деятельности; кредиты банков и других кредиторов; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Центр самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.
Центр отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам Центра отвечает учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
08-09 апреля 2008 г. в ходе проверки МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» главным государственным инспектором Дивеевского района по пожарному надзору выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, которые отражены в предписании № N от 11.04.2008 г. л.д....).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 05 июня 2009 года, вынесенном Мировым судьей судебного участка Дивеевского района директор МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ л.д....).
25-26 мая 2010 года в ходе проведения проверки МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» государственным инспектором Дивеевского района по пожарному надзору выявлены нарушения требований пожарной безопасности л.д....):
1. в здании столовой помещение кабинета зав.складами, два здания кемпингов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (АПС), коридоры в спальных корпусах «Q.» и «S.» не в полном объеме обеспечены автоматическими пожарными извещателями АПС (ППБ 01-03 п.3, НБП 110-03 табл.1);
Постановлением государственного инспектора Дивеевского района по пожарному надзору от 31 мая 2010 года директор МОУ ДОД ДООЦ «Березка» Б. привлечен к административной ответственности л.д.34-35).
Распоряжением администрации г.Сарова от 04 октября 2010 года № N, с 01 октября 2010 года по 30 сентября 2010 года на должность директора МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» назначена М.
В соответствии со ст.20 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 указанного Закона, Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных;
обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст.38 Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:
обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;
создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;
создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» является самостоятельным юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности (ст. 48 ГК РФ), обязанность по устранению допущенных нарушений ППБ должна быть возложена именно на него.
Однако МОУ также является и муниципальным бюджетным учреждением (ст. 120 ГК РФ), поэтому отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В судебном заседании прокурор просит назначить срок для устранения нарушений пожарной безопасности до мая 2011 года.
Представители ответчика МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» и Департамента по делам молодежи и спорта не возражают против установления указанного срока.
Представитель Департамента по делам молодежи и спорта пояснил суду, что ориентировочный срок окончания всех работ по устранению нарушений пожарной безопасности в МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W» - 1 квартал 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Дивеевского района Нижегородской области действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ ДОД ДООЦ «W.W.W», Администрации г.Сарова об обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр «Березка» в срок до мая 2011 года устранить нарушения пожарной безопасности:
1. в здании столовой помещение кабинета зав.складами, два здания кемпингов не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (АПС), коридоры в спальных корпусах «Q.» и «S.» не в полном объеме обеспечены автоматическими пожарными извещателями АПС (ППБ 01-03 п.3, НБП 110-03 табл.1);
Исковые требования прокурора Дивеевского района Нижегородской области к Администрации г.Сарова Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной уд в течение 10 дней.
П.п.Судья Саровского городского суда - Н.В.Елисеева
... судья - Н.В.Елисеева