именем Российской Федерации
г. Саров Нижегородской области 28 декабря 2010 года
принято в окончательной форме немедленно
Саровский городской суд Нижегородской области в составе судьи А.К. Аниканова,
при секретаре судебного заседания А.Ю. Турканове,
с участием
истца В.Н. Комарова,
представителя истца Н.Н. Лазаревой, - полномочия которого определены в устном заявлении В.Н. Комарова,
третьего лица И.Н. Комарова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова Вячеслава Николаевича к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о восстановлении срока, установленного для принятия наследства,
установил:
Первоначально В.Н. Комаров обратился в Саровский городской суд Нижегородской области с исковым заявлением, в котором, обращая свои требования к Межрайонной ИФНС России № № по Нижегородской области, просил продлить ему срок, установленный для принятия наследства после смерти его отца Н..
Указал, что его брат Комаров Иван Николаевич, приняв наследство по завещанию, отказался от наследования по закону в его пользу; сам В.Н. Комаров за принятием наследства не обращался, так как о существовании наследственного имущества по закону ему было неизвестно. В октябре 2010 года, разбирая домашние вещи, заявитель с братом обнаружили документы, подтверждающие наличие у Н. банковских вкладов, в связи с чем В.Н. Комаров решил вступить в наследство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены нотариус г. Саров Нижегородской области А. и И.Н. Комаров.
14 декабря 2010 года произведена замена ответчика на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в суд не явился без объяснения причин; нотариус просил рассмотреть дело без его участия.
На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Истец и его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме.
Третье лицо И.Н. Комаров пояснил, что он от наследства по закону отказался; о наличии у отца банковских вкладов им с братом было неизвестно до осени 2010 года.
Выслушав истца и его представителя, а также третье лицо, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о смерти Н. он умер **** года.
Статьями 1110, 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное; наследство открывается со смертью гражданина. Наследование осуществляется по завещанию и по закону; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом; в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. ст. 1111-1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из представленной истцом копии сберегательной книжки, на имя Н. открыт вклад в W.W.W, на соответствующем лицевом счете имеются денежные средства.
Данное имущество завещано кому-либо не было, в связи с чем оно входит в состав наследства по закону.
Статьями 1153-1154 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство; наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Пунктом 3 статьи 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное), он вправе отказаться от наследства, причитающегося ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
Как следует из материалов наследственного дела Н., на принадлежавшую наследодателю квартиру по адресу ул. ..., д. ... кв. ... И.Н. Комарову было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию; от вступления в наследство по закону И.Н. Комаров отказался в пользу В.Н. Комарова, однако ни последний, ни кто-либо еще за принятием наследства не обращались.
Таким образом, имущество, входящее в наследство по закону, никем из наследников Н. не принято.
Пунктом 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Из представленных документов видно, что истец является сыном Н., в связи с чем на основании пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к его наследникам первой очереди по закону и поэтому может быть призван к наследству.
Переходя к оценке уважительности причин пропуска В.Н. Комаровым срока, установленного для принятия наследства, суд отмечает, что для этого исходя из аналогии закона допустимо использование критериев, закрепленных в Гражданском кодекса Российской Федерации в нормах, регулирующих вопросы исковой давности.
Суд находит, что отсутствие информации о наличии наследственного имущества в значительной мере обессмысливало своевременное обращение истца за принятием наследства в установленном порядке, в связи с чем считает соответствующее обстоятельство уважительной причиной пропуска срока для принятия наследства.
Поскольку В.Н. Комаров обратился в суд за восстановлением срока, установленного для принятия наследства, 29 ноября 2010 года, и при этом, по утверждению истца и третьего лица, узнал о наличии наследственного имущества лишь в октябре 2010 года, указанный срок должен быть ему восстановлен.
Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению, а В.Н. Комаров должен быть признан принявшим наследство.
Абзацем вторым статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
Поскольку сведений о принятии наследства по закону после смерти Н. другими наследниками не имеется, суд находит необходимым определить долю истца в соответствующем наследственном имуществе в размере 100%. Так как обнаруженное наследственное имущество находится на счете в банке, принятия мер по защите наследственных прав истца не требуется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Иск Комарова Вячеслава Николаевича удовлетворить полностью.
Восстановить Комарову Вячеславу Николаевичу срок, установленный для принятия наследства, открывшегося после смерти Н., **** г. р., и признать его принявшим наследство. Определить долю Комарова Вячеслава Николаевича в наследственном имуществе, составляющем наследство по закону, в размере 100%.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд Нижегородской области в течение десяти дней со дня принятия.
П/п судьи А.К. Аниканова
...
Судья А.К. Аниканов