Решение о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в ж/п



Решение

именем Российской Федерации

г. Саров Нижегородской области 29 декабря 2010 года

принято в окончательной форме 11 января 2011 года

Саровский городской суд Нижегородской области в составе судьи А.К. Аниканова,

при секретаре судебного заседания А.Ю. Турканове,

с участием

представителя истца - адвоката адвокатской конторы г. Сарова Нижегородской областной коллегии адвокатов А.Б. Абакумова, предоставившего удостоверение от ****г года № № и ордер от ****г года № №,

представителя ответчика - Е.С. Даниловой, действующей на основании доверенности от ****г года № №,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ломакина Александра Ивановича к администрации г. Саров Нижегородской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности принять на учет и предоставить жилье,

установил:

А.И. Ломакин обратился в Саровский городской суд Нижегородской области с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации г. Саров в постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязать администрацию г. Саров принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставить ему жилье в соответствии с ЖК РФ во внеочередном порядке.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником 1/2 доли в однокомнатной квартире по адресу: г. Саров Нижегородской области ул. ... ..., кв. ...; в данной квартире проживают 4 человека: А.И. Ломакин, его жена Н., а также их сын А. и внук А., ****г г. р. Они живут в одной комнате площадью 17 кв. м. Истец ..., при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец, ссылаясь на п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, считает, что имеет право на получение отдельного жилого помещения. Указывает, что 4 мая 2010 года он обратился в администрацию г. Саров с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Поскольку на приеме ему пояснили, что для этого необходимо написать заявление о признании его малоимущим, он так и сделал, однако в поставке на учет ему было отказано. 27 сентября 2010 года он вновь обратился в администрацию г. Саров с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, четко указав, по какому основанию он просит это сделать; но в ответ ему вновь указали, что он не является малоимущим, и не поставили на учет.

Представитель администрации г. Саров Нижегородской области подал отзыв на иск (с дополнением), в котором указал, что истец не подавал заявления о его постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях жилищного фонда Нижегородской области, хотя обеспечение жильем лиц, ..., осуществляется именно за счет данного фонда. Поскольку истец не относится к малоимущим, за счет жилищного фонда г. Саров Нижегородской области ему жилое помещение предоставлено быть не может.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области, являющееся уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области.

В судебное заседание истец и представитель третьего лица не явились без объяснения причин, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме. Пояснил, что А.И. Ломакин не является малоимущим, и поэтому им обжалуется только отказ администрации г. Саров, выраженный в ответе от 27 октября 2010 года на заявление истца от 27 сентября 2010 года. Обратил внимание на то, что в этом письме А.И. Ломакин просил поставить его на учет именно в качестве .... Уточнил, что заявление по форме, установленной законодательством Нижегородской области, на тот момент истцом не подавалось, поскольку администрация не дала соответствующий бланк; к заявлению от 27 сентября 2010 года какие-либо документы не прикладывались. Считает отказ в постановке А.И. Ломакина на учет незаконным, поскольку он мотивирован не отсутствием каких-либо документов, а ссылками на иные обстоятельства: на то, что А.И. Ломакин не является малоимущим. В настоящее время, получив бланк заявления, А.И. Ломакин вновь обратился в администрацию г. Саров Нижегородской области с заявлением о постановке на учет; ответ им еще не получен.

Представитель ответчика иск не признала. Пояснила, что им не оспаривается .... А.И. Ломакину разъяснялось, что для постановки на учет необходимо оставить заявление по определенной форме, однако такое заявление с необходимыми документами тот подал лишь 23 декабря 2010 года (до настоящего времени оно не рассмотрено). Считает заявленные требования необоснованными, поскольку А.И. Ломакину было отказано лишь в постановке на учет в качестве малоимущего, а заявление истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с заболеванием по установленной форме было подано лишь в декабре 2010 года. Обратила внимание на то, что предоставление жилья лицам, ..., относится к компетенции Нижегородской области.

Свидетель Н. показала, что А.И. Ломакин является .... Она ходила в администрацию выяснять, что необходимо для постановки на учет, и ей сказали, что если их не признают малоимущими, то ничего не дадут. 23 декабря 2010 года, получив новый бланк, она подала в администрацию очередное заявление, но ответа они пока не получили.

Выслушав представителей сторон и свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ... № № А.И. Ломакину принадлежит 1/2 доли в праве собственности на квартиру ... дома ... по ул. ... в г. Саров Нижегородской области.

Согласно выписке из лицевого счета указанная квартира имеет общую площадь 35,8 кв. м, жилую - 17,4 кв. м, является однокомнатной. В квартире зарегистрированы по месту жительства А.И. Ломакин, Н., А. и А. (****г г. р.).

4 мая 2010 года А.И. Ломакин, Н. и А. обратились в администрацию г. Саров Нижегородской области с заявлением о признании их малоимущими, приложив к нему ряд документов.

Письмом от 17 июня 2010 года № № начальник жилищного управления администрации г. Саров Нижегородской области сообщил А.И. Ломакину, что поскольку по результатам рассмотрения заявления от 4 мая 2010 года установлено, что величина возможных накоплений с учетом дохода истца и стоимости имущества превысила стоимость жилого помещения по норме предоставления жилья, в признании малоимущим А.И. Ломакину отказано.

В заявлении от 27 сентября 2010 года А.И. Ломакин сообщил о том, что ему поставлен диагноз заболевания ..., которое входит в перечень тяжелых хронических заболеваний, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Указал, что является собственником 1/2 доли в однокомнатной квартире по адресу: ул. ... ..., кв. ... общей площадью 35 кв. м, жилой 19 кв. м; данная квартира занята двумя семьями: им и ..., а также сыном, ... и внуком. Просил признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поставить на учет и предоставить жилое помещение по договору социального найма. На заявлении имеется отметка о том, что оно поступило в администрацию г. Саров Нижегородской области без приложений.

Письмом начальника жилищного управления администрации г. Саров Нижегородской области от 27 октября 2010 года А.И. Ломакину было сообщено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют граждане, признанные малоимущими, либо иные установленные законом категории лиц. Упомянуто, что А.И. Ломакин ранее подавал именно заявление о признании его и членов его семьи малоимущими, в чем ему было отказано. Одновременно разъяснено, что право на обеспечение жильем имеют только граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; это относится и к гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подпунктом «б» пункта 1 части первой статьи 13 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" установлено, что жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области, кроме прочего, предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан).

Согласно ст. 14 данного Закона учет установленных частью 1 статьи 13 настоящего Закона категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в порядке, установленном законодательством Нижегородской области.

Статьей 5 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрено, что основанием для принятия на учет является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, в орган, осуществляющий принятие на учет. Гражданин подает заявление по форме, установленной Правительством Нижегородской области. Заявление подписывается проживающими совместно с ним членами семьи, желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.

Одновременно установлено, что с заявлением должны представляться:

1) решение о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (для граждан, признанных малоимущими);

2) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (для иных категорий граждан, определенных федеральными законами и законами Нижегородской области);

3) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:

а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи);

б) выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);

г) документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества;

д) документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях);

е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований).

Поскольку заявление, поданное А.И. Ломакиным 27 сентября 2010 года, не соответствовало форме, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 15 февраля 2006 г. N 102-р, не было подписано проживающими совместно с ним членами семьи и к нему не прилагалось никаких документов, у администрации г. Саров Нижегородской области на тот момент не имелось законных оснований для того, чтобы поставить А.И. Ломакина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.

Суд напоминает, что жилищные права граждан не являются абсолютными, в связи с чем могут реализовываться не иначе чем в предусмотренных законодателем процедурах.

В рассматриваемом случае, обратившись в суд с требованиями поставить его на учет и предоставить жилье, А.И. Ломакин пытается тем самым в обход установленного порядка улучшить свои жилищные условия, что недопустимо.

Более того, как следует из письма начальника жилищного управления администрации г. Саров Нижегородской области от 27 октября 2010 года, содержание которого оспаривается истцом, в нем не выражен отказ в постановке А.И. Ломакина на учет как гражданина, страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний; в нем содержатся лишь разъяснения по данному вопросу.

То, что в письме четко не указано на действия, которые истцу необходимо совершить для постановки на учет, на суть возникших правоотношений не влияет, тем более что нормативные акты Российской Федерации и Нижегородской области, регламентирующие предоставление жилых помещений, опубликованы и доступны в открытых источниках.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 23 декабря 2010 года, то есть после обращения в суд, А.И. Ломакин, Н. и А. обратились в администрацию г. Саров Нижегородской области с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приложив ряд документов, в том числе справку МСЭ о том, что А.И. Ломакин является ..., а также выписку из протокола заседания ВКК от 27 февраля 2010 года о том, что А.И. Ломакин ....

Это дополнительно подтверждает, что права А.И. Ломакина действиями администрации г. Саров не нарушались, и он не был лишен возможности стать на учет в соответствии с законом.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении иска Ломакина Александра Ивановича полностью.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд Нижегородской области в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.

П/п судьи А.К. Аниканова

...

Судья А.К. Аниканов