Решение
именем Российской Федерации
г. Саров Нижегородской области 10 марта 2011 года
принято в окончательной форме немедленно
Саровский городской суд Нижегородской области в составе судьи А.К. Аниканова,
при секретаре судебного заседания А.Ю. Турканове,
с участием
прокурора - помощника прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области А.А. Грачева,
представителя заинтересованного лица Е.В. Сушкова, действующего на основании доверенности от 1 марта 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления,
установил:
Прокурор ЗАТО г. Саров Нижегородской области обратился в Саровский городской суд Нижегородской области с заявлением, в котором просит признать незаконными подпункт 2 пункта 1.2.3, пункт 2.2.3, подпункт 2 пункта 2.3.1, подпункты 2, 3 пункта 2.3.2, подпункты 2, 3 пункта 2.3.3, пункт 3.2.3, подпункт 2 пункта 3.3.1 «Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров», утв. решением городской Думы от 24.06.1999 г. №89-гд.
Заявленные требования обоснованы тем, что подпункт 2 пункта 1.2.3 Правил вступает в противоречие с положениями ч. 1 ст. 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", пункт 2.2.3 и пункт 3.2.3 Правил противоречат пункту «в» части 7 статьи 11 Закона, подпункт 2 пункта 2.3.1 Правил противоречит части 9 ст. 10 Закона, подпункты 2, 3 пункта 2.3.2 и подпункт 2 пункта 3.3.1 Правил противоречат части 20 статьи 10 Закона, подпункты 2, 3 пункта 2.3.3 Правил противоречат части 15 статьи 10 Закона.
В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях, уточнив, что оспариваемые пункты должны быть признаны недействующими в части, противоречащей закону.
Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями согласился.
Выслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пунктом 1 решения городской Думы г. Саров Нижегородской области от 24 июня 1999 года № 89-гд утверждены Правила содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров.
Эти правила содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по содержанию и обслуживанию территорий города, являющихся муниципальной собственностью, а также территорий, общедоступных для граждан, но не являющихся муниципальной собственностью (п. 1.1, п. 1.6), в связи с чем являются нормативно-правовым актом.
Уставом г. Саров Нижегородской области на момент принятия оспариваемого акта предусматривалось, что вопросы содержания дорог местного значения и благоустройства территории муниципального образования относятся к вопросам местного значения (п. п. 15, 16 п. 2 статья 8 Устава г. Саров), а принятие нормативных правовых актов по данным вопросам входило в компетенцию Думы г. Саров Нижегородской области (п.п. 3 п. 1 ст. 22 Устава).
Действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, равно как и организация благоустройства территории городского округа, по-прежнему отнесены к вопросам местного значения городского округа (п. п. 5, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Следовательно, оспариваемый нормативный акт принят городской Думой г. Саров в пределах предоставленных указанному органу полномочий.
Согласно п. 2 ст. 25 Устава г. Саров Нижегородской области (в редакции, действующей на момент принятия Правил) нормативные правовые акты принимаются Думой в форме решений и подписываются председателем Думы; решение Думы считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного общего числа депутатов Думы г. Саров; решение Думы вступает в силу после его опубликования в газете «Городской курьер», если иное не предусмотрено самим решением.
Выкопировка из газеты «Городской курьер» от 14 октября 1999 года № 41 подтверждает, что решение городской Думы г. Саров от 24 июня 1999 года № 89-гд и Правила содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров были опубликованы.
Из протокола заседания городской Думы г. Саров от 24 июня 1999 года следует, что оспариваемый нормативный акт принят на заседании городской Думы единогласно, при этом присутствовало 27 из 31 депутата.
Следовательно, порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюден, он принят в надлежащей форме и введен в действие в установленном порядке.
Проверяя, соответствует ли содержание оспариваемых пунктов Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, в частности, относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Частью четвертой статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" установлено, что правовое регулирование в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти Нижегородской области и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 1.2.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) периоды года, принятые в настоящих Правилах, соответствуют:
- 5 месяцам (II и III квартал календарного года) - для летнего времени;
- 5 месяцам (I и IV квартал календарного года) - для зимнего времени;
- 1 месяцу (II кв. календарного года) - для переходного периода от зимы к лету;
- 1 месяцу (IV кв. календарного года) - для переходного периода от лета к зиме.
Для зимнего времени пунктом 2.3 Правил предусмотрен ряд мероприятий по обслуживанию дорог и улиц:
2.3.1. Очистка дорожных покрытий от снега производится в 2 этапа:
1-й этап:
- сгребание и подметание снега на расчищаемой поверхности, достаточной для движения транспорта;
- обработка расчищенной поверхности противогололедными материалами (при необходимости);
- образование проездов и проходов в валах снега на перекрестках, у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов из дворов и т.п.
2-й этап:
- формирование снежных валов;
- удаление снега со всей проезжей части (вывоз или переброска на свободные территории);
- зачистка дорожных лотков после удаления снега;
- скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований;
- подметание дорог при отсутствии снегопада.
2.3.2. 1-й этап очистки дорожных покрытий от снега производится с начала снегопада, продолжается в течение всего снегопада и должен быть завершен по окончании снегопада не позднее:
- 8 часов - для дорог 1-й очереди;
- 16 часов - для дорог 2-й очереди;
- 24 часов - для дорог 3-й очереди.
2.3.3. 2-й этап очистки дорожных покрытий от снега производится по окончании 1 этапа и должен быть завершен в течение:
- 2 суток - для дорог 1-й очереди;
- 4 суток - для дорог 2-й очереди;
- 7 суток - для дорог 3-й очереди.
2.3.4. Ликвидация зимней скользкости от снегопада проводится параллельно с исполнением 1-го этапа очистки дорожных покрытий и в те же сроки. Ликвидация скользкости от гололеда производится заблаговременно при получении соответствующей метеорологической сводки и немедленно - при возникновении гололеда. Ликвидация скользкости от гололеда производится как механическими способами, так и при использовании химических веществ.
Для переходного периода от зимы к лету пунктом 2.4 Правил также предусмотрен ряд мероприятий по обслуживанию дорог и улиц:
2.4.1. Основным требованием данного периода является своевременное удаление (отвод) с проезжей части вод снеготаяния, что позволяет избежать интенсивного разрушения покрытия и других элементов дорог, улиц.
2.4.2. Очистка колодцев и отстойников, промывка центральных ливневых коллекторов.
2.4.3. Уборка и вывоз скопившегося за зиму смета, отработанных инертных материалов, мусора и т.п. - по согласованному графику и в сроки, определенные распорядительным актом главы местного самоуправления.
2.4.4. При выпадении снега - выполнение ряда работ, характерных для зимнего периода, при отсутствии - переход к работам летнего регламента.
Кроме этого, для зимнего времени пунктом 3. 3. Правил предусмотрен ряд мероприятий по обслуживанию тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек, посадочных площадок:
3.3.1. Очистка покрытий тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек, посадочных площадок от снега производится с начала снегопада, продолжается в течение всего снегопада и должна быть завершена по окончании снегопада не позднее:
- 8 часов - для тротуаров и пешеходных дорожек первой очереди и посадочных площадок;
- 16 часов - для тротуаров и пешеходных дорожек второй очереди и велосипедных дорожек.
3.3.2. Ликвидация зимней скользкости от снегопада проводится параллельно с исполнением очистки покрытий и в те же сроки. Ликвидация скользкости от гололеда производится заблаговременно при получении соответствующей метеорологической сводки и немедленно - при возникновении гололеда. Ликвидация скользкости от гололеда производится как механическим способом, так и при использовании химических веществ.
3.3.3. Очистка урн от мусора производится 1 раз в 3 суток.
В свою очередь, для переходного периода от зимы к лету пунктом 3.4 Правил также предусмотрен ряд мероприятий по обслуживанию тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек, посадочных площадок:
3.4.1. Основным требованием данного периода является своевременное удаление (отвод) с покрытий вод снеготаяния, что позволяет избежать интенсивного разрушения покрытия и других элементов объектов.
3.4.2. Уборка и вывоз скопившегося за зиму смета, отработанных инертных материалов, мусора и т.п. производится по согласованному графику и в сроки определенные распорядительным актом главы местного самоуправления.
3.4.3. При выпадении снега - выполнение ряда работ, характерных для зимнего периода, при отсутствии - переход к работам летнего регламента.
3.4.4. Очистка урн от мусора производится 1 раз в 2 суток.
Статьей 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" установлено:
1. Зимний период уборочных работ устанавливается с 1 ноября текущего календарного года по 15 апреля следующего календарного года. В случае значительного отклонения погодных условий текущей зимы от климатической нормы сроки начала и окончания зимнего периода уборочных работ могут изменяться решением органов местного самоуправления. Нормы настоящего Закона, устанавливающие требования к проведению уборочных работ в зимний период, применяются в случае снегопада и (или) гололеда, произошедших вне пределов зимнего периода уборочных работ.
2. До 1 октября текущего года органами местного самоуправления и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега (снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега), уборочной техники к работе в зимний период.
Базы для хранения противогололедных материалов должны быть полностью оборудованы и отремонтированы.
3. Лица, на которых возложены обязанности по содержанию соответствующих объектов, должны осуществлять мониторинг состояния этих объектов в целях поддержания их в чистоте и порядке.
4. В зимний период должны проводиться:
1) ежедневное прометание территорий с твердым покрытием;
2) ежедневный сбор мусора со всей территории;
3) уборка снега в соответствии с требованиями настоящей статьи;
4) формирование снежных валов на заранее подготовленной территории. Территории для временного хранения снега определяются органом местного самоуправления с учетом требований настоящего Закона;
5) при возникновении скользкости или образовании гололеда - обработка пешеходных дорожек противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения;
6) скалывание наледи по мере образования. Территория должна быть очищена от снега и наледи до твердого покрытия;
7) уборка мусора из урн по мере накопления;
8) вывоз снега с территорий, не позволяющих организовать хранение в течение допустимых сроков накопившегося объема снега без значительного (более одной четвертой части) зауживания проезжей части или тротуаров;
9) в период таяния снега - рыхление снега и организация отвода талых вод.
5. В зимний период уборочных работ дорожки и площадки парков, скверов, бульваров, тротуары, дворовые территории и проезды должны быть очищены от снега, в случае гололеда - обработаны противогололедным материалом.
6. При уборке пешеходных дорожек в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
7. Не допускается выдвигать или перемещать на проезжую часть магистралей, дорог, улиц и проездов, а также на тротуары снег, счищаемый с внутриквартальных, дворовых территорий, территорий, принадлежащих юридическим и физическим лицам, осуществлять роторную переброску и перемещение загрязненного снега, а также осколков льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
8. К мероприятиям уборки улиц, дорог и магистралей в зимний период относятся:
1) обработка проезжей части дорог противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения;
2) сгребание и подметание снега;
3) формирование снежного вала для последующего вывоза;
4) выполнение разрывов в снежных валах у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий, из дворов, на пешеходных переходах, в иных местах;
5) удаление (вывоз) снега;
6) зачистка дорожных лотков после удаления (вывоза) снега с проезжей части;
7) скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.
9. Обработка проезжей части дорог противогололедными материалами должна начинаться не позднее 1 часа с начала снегопада. В случае получения от метеорологической службы предупреждения об угрозе возникновения гололеда обработка проезжей части дорог, эстакад, мостовых сооружений производится до начала выпадения осадков.
10. С началом снегопада в первую очередь обрабатываются противогололедными материалами наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц - крутые спуски, повороты и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, остановки пассажирского транспорта, площади, перроны железнодорожных вокзалов. В каждой дорожно-эксплуатационной организации должен быть перечень участков, требующих первоочередной обработки противогололедными материалами.
11. По окончании обработки наиболее опасных для движения транспорта участков необходимо приступить к сплошной обработке проезжих частей с твердым покрытием противогололедными материалами.
12. Снег, счищаемый с проезжей части дорог, улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается на обочины дорог и в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы в виде снежных валов, а с подъездов и подходов к зданиям, лестничных сходов - в места, не мешающие проходу пешеходов и проезду транспорта.
13. Формирование снежных валов не допускается:
1) на перекрестках всех дорог и улиц, вблизи железнодорожных переездов;
2) на тротуарах, пешеходных переходах, остановках пассажирского транспорта;
3) ближе 5 метров от пешеходного перехода;
4) ближе 20 метров от остановки пассажирского транспорта;
5) на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
6) в зоне санитарной охраны источников централизованного и децентрализованного водоснабжения (родники, колодцы).
14. На улицах и проездах с односторонним движением транспорта двухметровые прилотковые зоны, со стороны которых начинается подметание проезжей части, должны быть в течение всего зимнего периода постоянно очищены от снега и наледи до бортового камня.
15. Вывоз снега от остановок пассажирского транспорта, наземных пешеходных переходов, с мостов и путепроводов, из мест массового посещения людей (крупных магазинов, рынков, гостиниц, вокзалов, автостанций, театров, учреждений образования), с въездов на территории и выездов с территорий учреждений здравоохранения, а также вывоз снега с улиц и проездов, обеспечивающий безопасность дорожного движения, осуществляется в течение суток после окончания снегопада; вывоз складированного после уборки снега с дворовых территорий и внутридворовых проездов осуществляется в течение 3 суток после окончания снегопада; с остальных территорий - не позднее 5 суток после окончания снегопада.
16. Вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приема снега (снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега). Вывоз снега в другие места запрещается.
Места складирования снега определяются администрациями муниципальных образований Нижегородской области по согласованию с природоохранными органами и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
Места для приема снега после снеготаяния должны быть очищены от мусора и благоустроены.
17. В период снегопадов и гололеда тротуары и другие пешеходные зоны на территории поселений должны обрабатываться противогололедными материалами. Обработка всей площади тротуаров должна быть произведена в течение 4 часов с начала снегопада.
18. Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на улицах, дорогах, тротуарах, пешеходных дорожках и остановках пассажирского транспорта начинаются не позднее 1 часа после окончания снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными материалами должны повторяться после каждых 5 см выпавшего снега.
В местах, где невозможно применение техники, для уборки снега должна использоваться ручная зачистка.
19. Тротуары и лестничные сходы должны быть очищены на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно-ледяных образований). Не допускается наличие на тротуарах и лестничных сходах уплотненного снега, снежно-ледяных образований.
В период снегопада тротуары и лестничные сходы, площадки и ступеньки при входе в здания (гостиницы, театры, вокзалы и другие места общественного пользования), проходы для движения пешеходов должны расчищаться и обрабатываться противогололедными материалами.
При получении оповещения о гололеде или возможности его возникновения, в течение 2 часов после оповещения, противогололедными материалами в первую очередь обрабатываются лестничные сходы, а затем тротуары.
20. Внутридворовые проезды, контейнерные площадки, подъездные пути к ним, тротуары и другие пешеходные зоны, имеющие усовершенствованное покрытие (асфальт, бетон, тротуарная плитка), должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Время на уборку снега и обработку протигололедными материалами не должно превышать 12 часов после окончания снегопада.
21. Технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части улиц и проездов, тротуаров и дворовых территорий должны обеспечить беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.
Требования к уборке в зимний период дорог и иных объектов по отдельным технологическим операциям устанавливаются нормативными правовыми актами Нижегородской области.
22. При проведении уборочных работ в зимний период должны соблюдаться установленные настоящим Законом требования к уборке территорий, иных объектов от мусора.
Из изложенного видно, что положения подпункта 2 пункта 1.2.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) не соответствуют положениям части первой статьи 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", поскольку изначально не относят к зимнему периоду промежуток времени с 1 по 15 апреля, хотя в силу закона сроки начала зимнего периода уборочных работ могут быть изменены решением органов местного самоуправления лишь в случае значительного отклонения погодных условий текущей зимы от климатической нормы, то есть ситуационно.
При этом суд не может считать, что введением переходного периода от зимы к лету данное несоответствие преодолено, поскольку в такой переходный период выполнение работ зимнего периода предусмотрено лишь на случай выпадения снега, но не влияния других, характерных для зимы, погодных условий (в частности, низкой температуры).
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах положения подпункта 2 пункта 1.2.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) должны быть признаны недействующими в части, не предусматривающей включение периода с 1 по 15 апреля в зимнее время.
Суд считает возможным признать эти положения недействующими в данной части, а не полностью, поскольку оспариваемая норма является дефинитивной и сама по себе, в отрыве от иных норм, не порождает каких-либо правоотношений.
Положения подпункта 2 пункта 2.3.1 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) не соответствуют положениям части девятой статьи 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", поскольку обусловливают обработку расчищенной поверхности противогололедными материалами соображениями «необходимости».
Это указывает на неопределенность соответствующей нормы и неоднозначность ее толкования, поскольку в оспариваемом акте не нашли своего отражения вопросы, связанные с определением критериев, которыми надлежит руководствоваться при установлении необходимости обработки, ничего не сказано и о процедуре принятия соответствующего решения.
Как разъяснил на основании ст. 126 Конституции Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 Постановления от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части.
При таких обстоятельствах положения подпункта 2 пункта 2.3.1 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) должны быть признаны недействующими.
Положения подпункта 2 пункта 3.3.1 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) не соответствуют положениям части двадцатой статьи 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", поскольку предусматривают возможность завершения очистки покрытий тротуаров и пешеходных дорожек по истечении 12 часов после окончания снегопада.
Следовательно, положения подпункта 2 пункта 3.3.1 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) должны быть признаны недействующими.
Рассматривая вопрос о соответствии закону положений подпунктов 2 и 3 пункта 2.3.2 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд), суд обращает внимание на то, что, по смыслу норм части двадцатой статьи 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", они распространяются только на внутридворовые проезды, контейнерные площадки, подъездные пути к ним, тротуары и другие пешеходные зоны.
Поскольку пунктом 4.2.1 Правил предусмотрено, что обслуживание внутриквартальных и межквартальных проездов производится в соответствии с требованиями раздела 2 Правил, применительно для дорог 2 очереди, положения подпункта 2 пункта 2.3.2 Правил вступают в противоречие с положениями части двадцатой статьи 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", в связи с чем должны быть признаны недействующими.
Что же касается положений подпункта 3 пункта 2.3.2 Правил, то они вступают в противоречие с положениями пункта 7.10.2.3 Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области (утв. Постановлением Постановление Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 N 309), согласно которому время, необходимое на одноразовое сгребание, подметание всех улиц и проездов, обслуживаемых одним предприятием, не должно превышать четырех часов, и пункта 7.10.1.6. Типовых правил, согласно которому время, необходимое на сплошную обработку противогололедными материалами всей территории, обслуживаемой одним предприятием, не должно превышать четырех часов с момента начала снегопада. При этом суд отмечает, что образование разрывов в валах в соответствии с Типовыми правилами должно производиться после формирования валов.
Таким образом, положения подпунктов 2 и 3 пункта 2.3.2 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) должны быть признаны недействующими.
Положения подпункта 2 пункта 2.3.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) не соответствуют положениям части пятнадцатой статьи 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", поскольку пунктом 4.2.1 Правил предусмотрено, что обслуживание внутриквартальных и межквартальных проездов производится в соответствии с требованиями раздела 2 Правил, применительно для дорог 2 очереди; тем самым положения подпункта 2 пункта 2.3.3 Правил допускают возможность вывоза складированного после уборки снега с дворовых территорий и внутридворовых проездов по истечении 3 суток после окончания снегопада.
Положения подпункта 3 пункта 2.3.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) также не соответствуют положениям части пятнадцатой статьи 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", поскольку допускают возможность вывоза складированного после уборки снега с соответствующих территорий по истечении 5 суток после окончания снегопада.
Следовательно, положения подпунктов 2 и 3 пункта 2.3.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) должны быть признаны недействующими.
Согласно пункту 2.2.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) поливка дорожных покрытий производится при установившейся сухой погоде для снижения запыленности воздуха при относительной влажности менее 70% и наружной температуре воздуха свыше 25 °С с периодичностью:
- дороги и улицы первой очереди с интервалом 1,5 - 2 часа;
- дороги и улицы второй очереди с интервалом 3 - 4 часа.
Согласно пункту 3.2.3 Правил поливка покрытий тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек, а также посадочных площадок производится при установившейся сухой погоде с целью снижения запыленности воздуха при относительной влажности менее 70% и наружной температуре воздуха свыше 25 °С со следующей периодичностью:
- тротуары и пешеходные дорожки первой очереди, а также велосипедные дорожки и посадочные площадки с интервалом 3 - 4 часа.
Данные положения не соответствуют положениям пункта «в» части седьмой статьи 11 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", установившего, что в летний период при температуре воздуха более 25 °C ежедневно должна проводиться поливка твердого покрытия территорий с твердым покрытием (тротуары, придомовые, дворовые территории, хозяйственные, детские, спортивные площадки, дороги, иные объекты).
При этом суд исходит из того, что пункты 2.2.3 и 3.2.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) вводят не предусмотренное законом условие для возникновения обязанности по поливке, что неизбежно влечет снижение уровня прав граждан. Следовательно, эти пункты должны быть признаны в данной части недействующими.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению в части.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании него были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
На основании части третьей статьи 253 ГПК Российской Федерации после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в газете «Городской курьер».
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области удовлетворить в части.
Со дня вступления решения суда в законную силу признать недействующим подпункт 2 пункта 1.2.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд) в части, не предусматривающей включение в зимнее время периода с 1 по 15 апреля календарного года.
Со дня вступления решения суда в законную силу признать недействующими подпункт 2 пункта 2.3.1, подпункты 2, 3 пункта 2.3.2, подпункты 2, 3 пункта 2.3.3 и подпункт 2 пункта 3.3.1 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд).
Со дня вступления решения суда в законную силу признать недействующим пункт 2.2.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд), в части, устанавливающей одним из условий поливки дорожных покрытий относительную влажность воздуха менее 70%.
Со дня вступления решения суда в законную силу признать недействующим пункт 3.2.3 Правил содержания и обслуживания общегородских территорий г. Саров (утв. решением городской Думы г. Сарова от 24.06.1999 N 89-гд), в части, устанавливающей одним из условий поливки тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек, а также посадочных площадок относительную влажность воздуха менее 70%.
В удовлетворении заявления прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области в остальной части отказать.
По вступлении решения в законную силу сообщение о нем подлежит опубликованию в газете «Городской курьер».
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд Нижегородской области в течение десяти дней со дня принятия.
П/п судьи А.К. Аниканова
...
Судья А.К. Аниканов