Решение об отмене пункта постановления о снятии с учета нуждающихся в получении ж/п ветерана ВОВ



Дело № 2-154/11 ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 2011 года г. Саров.

Саровский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Журавлевой Н.М.,

при секретаре Кафиевой Р.В.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Саров Сурнина А.Л., представителя ответчика Даниловой Е.С. - по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Саров в интересах Тимонина Василия Максимовича к Администрации г. Сарова о признании незаконным подпункта протокола заседания комиссии по жилищным вопросам, об отмене пункта постановления в части снятия с учета нуждающихся в получении жилых помещений ветерана ВОВ,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально прокурор ЗАТО г. Саров обратился в суд с иском в интересах Тимонина В.М. к ответчику об отмене пункта постановления администрации г. Сарова, мотивируя тем, что прокуратурой ЗАТО г. Саров проведена проверка заявления Тимонина В.М. о правомерности снятия его с учета как ветерана Великой Отечественной войны, имеющего право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Проверкой установлено, что Тимонин В.М. является ветераном ВОВ и имеет право на льготы, установленные законодательством для участников ВОВ, что подтверждается бессрочным удостоверением. Постановлением администрации г. Сарова от 31 мая 2010 года № Тимонин В.М. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2010 года № Тимонин В.М. включен в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Однако постановлением администрации г. Сарова от 13 декабря 2010 года № он был снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по договору социального найма на основании п. 2.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Основанием такого действия послужило указание Министерства социальной политики Нижегородской области о том, что лица, принимавшие участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, перечисленных в разделах 1 и 2 приложения к Федеральному закону «О ветеранах», не имеют право на получение мер социальной поддержки в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945гг».

Тимонин В.М. участвовал в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, имеет удостоверение ветерана - участника ВОВ, выданное уполномоченным органом, в связи с чем, по мнению прокурора, на него распространяется действие ст.ст. 2 и 4 ФЗ «О ветеранах».

Прокурор ЗАТО г. Саров просил суд отменить пункт 2 постановления администрации г. Сарова от 13 декабря 2010 года № о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений ветерана Великой Отечественной войны Тимонина В.М. (л.д. ...).

Определением суда в порядке подготовки к судебному разбирательству на основании приложенного к иску письма от 17.11.2010г. № 40514-14005 Министерства социальной политики Нижегородской области (л.д. ...) к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Нижегородской области (л.д. ...).

Представитель ответчика, направив суду письменный отзыв, оставлял решение на усмотрение суда (л.д. ...). Указал, что Тимонин В.М. подал в городскую администрацию заявление о постановке на учет как гражданин, относящийся к определенной категории - участник ВОВ, с приложением необходимого пакета документов. Его заявление было рассмотрено и принято положительное решение. Однако после этого в администрацию г. Сарова поступили разъяснения от 28.09.2010г. Минсоцполитики, согласно которым ряд категорий граждан - участников ВОВ, в том числе и Тимонин В.М., не подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета по Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714. Письмом от 17.11.2010г. Минсоцполитики просило исключить указанных граждан из списков. На основании полученных разъяснений Тимонин В.М. был исключен из списков.

В письменных возражениях представитель Правительства Нижегородской области просил о рассмотрении дела без их участия и пояснил, что в соответствии с постановлением от 24.03.2010 № 148 Правительства Нижегородской области полномочия по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области возложены на министерство социальной политики Нижегородской области. Указанный орган исполнительной власти Нижегородской области является юридическим лицом, самостоятельно участвующим в судебных процессах (л.д. ...).

Определением суда в предварительном судебном заседании 15.02.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области (л.д. ...).

Представитель третьего лица Министерства социальной политики Нижегородской области в письменном отзыве на иск заявленные требования не признал, мотивируя их не соответствием действующему законодательству (л.д. ...).По разъяснениям министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07 не подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945г.г.» лица, принимавшие участие в войнах и боевых действиях в государствах и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Тимонин В.М. принимал участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году. Боевые действия в Венгрии указаны в приложении I и II к Федеральному закону «О ветеранах». Действия администрации по снятию Тимонина В.М. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как ветерана Великой Отечественной войны, являются законными. Последний не подлежит восстановлению на учете нуждающихся и у него отсутствует право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения согласно положениям Федерального закона «О ветеранах». Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области просил рассмотреть спор в их отсутствие.

Привлеченный к участию в деле в качестве истца Тимонин В.М. в письменном заявлении, поддержав заявленные требования, просил о рассмотрении дела без его участия по состоянию здоровья (л.д. ...).

Заявлением от 23.03.2011г. прокурор ЗАТО г. Саров на основании ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования и просил суд признать незаконным п.п. 2 п. 14 протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Сарова от 08 декабря 2010 года; отменить пункт 1 постановления № от 13.12.2010г. Администрации г. Сарова в части, касающейся снятия с учета нуждающихся в получении жилых помещений ветерана Великой Отечественной войны Тимонина В.М. (л.д. ...).

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Саров Сурнин А.Л. поддержал доводы и требования заявленного иска с учетом внесенных изменений.

Представитель ответчика Данилова Е.С., оставляя разрешение спора на усмотрение суда, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.

Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные и изученные доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Тимонин В.М., **** года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны (удостоверение № от 16.09.1993г., выданное Первомайским райвоенкоматом Нижегородской области - л.д. ...). Он принимал участие в боевых действиях на территории Венгрии с 24.10.1956г. по 26.05.1956г. (л.д. ...).

Тимонин В.М. проживает в двухкомнатной квартире № ... в доме № ... по ул. ... в г. Сарове Нижегородской области, общей площадью 43,1 кв.м., в том числе жилой площадью 27,6 кв.м. Кроме него, в квартире зарегистрированы и проживают 3 человека: О. - дочь (собственник жилого помещения), Т. - внучка, С. - ... (л.д. ...).

Дом, расположенный по адресу Нижегородская область, Первомайский район, ..., в котором до января 2010 года проживал Тимонин В.М., по решению межведомственной комиссии Администрации Первомайского района признан негодным для дальнейшего проживания.

Решением жилищной комиссии от 26.05.2010г. истец принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, с 20.05.2010г. (выписка из протокола № от 26.05.2010г. заседания жилищной комиссии, утвержденного постановлением № от 31.05.2010г. главы администрации г. Сарова - л.д. ...), поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 10,78 кв.м., что составляет менее учетной нормы, установленной по г. Сарову, равной 11 кв.м. (общая площадь жилого помещения 43,1 кв.м. на 4 членов семьи).

О признании нуждающимся и постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, Тимонин В.М. извещен письмом начальника жилищного управления городской администрации (л.д. ...).

Письмами от 28.09.2010г., от 17.11.2010г. министерства социальной политики Нижегородской области в адрес глав муниципальных районов Нижегородской области разъяснено со ссылками на указания Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010г. № 10496-СК/07, что не подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945г.г.» лица, принимавшие участие в войнах и боевых действиях в государствах и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем предписано организовать работу по снятию с учета в качестве нуждающихся таких лиц (л.д. ...).

На основании приведенных писем, согласно п.п. 2 п. 14 протокола № от 08 декабря 2010 года заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Сарова Тимонин В.М. - участник ВОВ по приложению № ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ (принимал участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году) снят с учета граждан, признанных нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. ...).

Постановлением № от 13.12.2010г. главы администрации г. Сарова Нижегородской области утвержден приведенный протокол № заседания комиссии по жилищным вопросам от 08 декабря 2010 года (л.д. ...).

Письмом начальника жилищного управления городской администрации доведено до сведения Тимонина В.М. о принятом решении (л.д. ...).

30.12.2010г. Тимонин В.М. обратился с заявлением к прокурору ЗАТО г. Саров, в котором просил защитить его жилищные права, указывая на незаконность снятия с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма (л.д. ...).

С учетом возраста и статуса Тимонина В.М., прокурор ЗАТО г. Саров на основании ст. 45 ГПК РФ вправе обращаться в суд с рассматриваемым иском.

Изучив основания заявленных исковых требований, суд находит их правомерными и обоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В силу ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества.

Согласно Приложению к указанному Федеральному закону на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Приложения, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

В раздел I Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации включены боевые действия в Венгрии, 1956 год (Приложение к Федеральному закону «О ветеранах»).

Таким образом, Тимонин В.М. относится к участникам ВОВ (п.п. «а» п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»).

По нормам п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу названной ст. 23.2. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт 2 пункт 3 статьи 23.2).

По письменным заявлениям указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Законом Нижегородской области от 07.07.2006 № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» (с последующими изменениями и дополнениями) в соответствии с частью 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются формы и порядок обеспечения жильем проживающих на территории Нижегородской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, в том числе установленных статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма.

По письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

Формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

Для включения в списки гражданин представляет в орган местного самоуправления, учитывающий его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, перечень определенных документов.

На основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона (ст. 3 Закона Нижегородской области от 07.07.2006 № 68-З).

Федеральный закон «О ветеранах», исходя из положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривает определенные меры их социальной поддержки.

При этом указанный Федеральный закон с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в период других боевых операций по защите Отечества (подпункт "а").

Данное обстоятельство подчеркивается в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах», а также по жалобе граждан А., Б., Г. и И. на нарушение их конституционных прав указанными законоположениями».

Нормативный текст Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусматривает обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», без каких-либо изъятий и исключений определенных категорий участников ВОВ.

Следовательно, он распространяется на всех лиц, отнесенных законодательством к участникам ВОВ (ст. 2 ФЗ РФ «О ветеранах»).

При таких обстоятельствах меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны, распространяются и на военнослужащих, проходивших военную службу в период других боевых операций по защите Отечества (подпункт "а" подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ РФ «О ветеранах» с Приложением), к которым относится и Тимонин В.М.

Ссылки на приведенные письма министерства регионального развития РФ суд не может принять во внимание, поскольку они не относятся к нормативно-правовым актам. Содержание указанных писем умаляет право таких граждан, как истец, на обеспечение жильем.

Однако это является нарушением конституционного принципа справедливости, а также равенства всех перед законом, закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Такого рода ограничения не могут быть обоснованы конституционно значимыми целями, приведенными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Руководствуясь изложенным и установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению.

Судебные расходы взысканию с ответчика не подлежат на основании п. 2 ч. 2 ст. 333.17., п. 19 ч. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ.

Каких-либо иных требований заявлено не было. Суд, в соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении», принимает решение только по заявленным требованиям.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Саров в интересах Тимонина Василия Максимовича к Администрации г. Сарова удовлетворить полностью.

Признать незаконным подпункт 2 пункта 14 протокола № от 08 декабря 2010 года заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Сарова о снятии Тимонина В.М. с учета граждан, признанных нуждающимися в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Отменить пункт 1 постановления № от 13.12.2010г. Администрации г. Сарова в части, касающейся снятия Тимонина В.М. с учета граждан, признанных нуждающимися в получении жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий п/п Н.М.Журавлева.

... Судья Н.М.Журавлева.