Дело № 2-556/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года г. Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе:
судьи Садчиковой Е.В.,
С участием заявителя Ефимовой И.А.,
Представителя заинтересованного лица УФМС России по Нижегородской области,
При секретаре Турканове А.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда Нижегородской области гражданское дело по заявлению Ефимовой Ирины Александровны о признании незаконным бездействия отдела Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области,
У С Т А Н О В И Л :
Ефимова И.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия отдела УФМС по Нижегородской области, в обоснование своего заявления указала следующее. 10 марта 2010 года она обратилась в Саровский отдел УФМС России по НО с заявлением о выдаче паспорта нового поколения для осуществления временных выездов за пределы Российской Федерации. К заявлению Ефимова И.А. приложила необходимые документы по перечню. По истечению установленного в законе срока в 1 месяц заявителю заграничный паспорт выдан не был, одновременно она не получила и отказа в выдаче заграничного паспорта. При этом, в апреле 2010 года она получила уведомление из УФМС о том, что согласование ее заявления о выдаче заграничного паспорта задерживается в виду непоступления в УФМС заключения о фактической осведомленности Ефимовой И.А. о сведениях, составляющих государственную тайну. После этого, в марте 2011 года на свое обращение о разъяснении причин задержки в выдаче заграничного паспорта, она получила ответ, из которого следовало, что необходимое согласование о возможности выдачи заявителю загранпаспорта с органами безопасности до настоящего времени не поступило. Заявитель полагает бездействие УФМС противоречащим закону, нарушающим ее конституционное право на беспрепятственный выезд за пределы Российской Федерации и просит обязать заинтересованное лицо УФМС выдать ей заграничный паспорт нового поколения.
При разбирательстве дела заявитель Ефимова И.А. поддержала заявленные требования, указав, что не все предоставленные отделу УФМС меры реагирования при задержке в получении документов о согласовании ее выезда были заинтересованным лицом использованы, что влечет значительное увеличение сроков производства по ее заявлению и существенно нарушает права заявителя.
Заинтересованное лицо представитель УФМС России по Нижегородской области И. заявление не признала, указав, что Саровский отдел УФМС РФ по НО действительно получил 10 марта 2010 года заявление Ефимовой И.А. о выдаче заграничного паспорта нового поколения со всеми документами. На следующий день указанное заявление было направлено в Саровский отдел УФСБ РФ для согласования. Более Саровский отдел никаких сведений от УФСБ не получал. По истечению месячного срока, в течение которого они обязаны выдать заявителю паспорт или сообщить об отказе в выдаче заграничного паспорта с указанием периода ограничений на его получение, Саровский отдел УФМС направил в адрес Ефимовой И.А. уведомление о задержке в согласовании на предмет истечения/неистечения сроков давности допуска ее к сведениям, составляющим государственную тайну. После чего, не имея ответа из УФСБ, Саровский отдел еще дважды направлял запросы о результатах согласования. Единственный полученный ответ поступил от заместителя начальника службы безопасности ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» в октябре 2010 года, согласно которому степень секретности у Ефимовой И.А. на дату обращения с заявлением о выезде сохраняется, что ограничивает ее право на выезд за пределы Российской Федерации. Ответа из федеральной службы безопасности о согласовании или отказе в согласовании выезда Ефимовой И.А. за рубеж не поступало, вследствие чего Саровский отдел УФМС не имел возможности ни выдать ей заграничный паспорт нового поколения, превысив свои полномочия, ни отказать в выдаче по основанию наличия временных ограничений, т.к. было неизвестно об их наличии и сроке ограничений во выезде. Просила заявление Ефимовой И.А. оставить без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
Статья 254 ГПК РФ указывает, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
Учитывая, что бездействие носит длительный характер, суд находит, что срок обращения заявителя в суд за судебной защитой нарушенного права не пропущен.
Статья 10 Федерального закона РФ от 15 августа 1996г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 21.12.2009г.) регламентирует порядок и сроки выдачи гражданину паспорта. Паспорт оформляется соответствующим государственным органом в сроки, предусмотренные настоящей статьей, и выдается сроком на пять лет (за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи).
Паспорт, содержащий электронный носитель информации, выдается сроком на десять лет.
Датой подачи заявления о выдаче паспорта считается день подачи всех предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона надлежащим образом оформленных документов, а также фотографий.
При этом срок оформления паспорта гражданину Российской Федерации, имеющему (имевшему) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне» не должен превышать три месяца со дня подачи заявления о выдаче паспорта.
(часть пятая введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 416-ФЗ и к настоящим правоотношениям не применима, т.к. регулирует правоотношения, возникшие после ее введения в действие, следовательно, срок для рассмотрения заявления Ефимовой И.А.- 1 месяц).
В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту жительства срок оформления паспорта не должен превышать один месяц со дня подачи указанного заявления.
(часть введена Федеральным законом от 24.06.1999 N 118-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 337-ФЗ)
Судом установлено, что 10 марта 2010 года Ефимова И.А. обратилась в УФМС по НО в Саровский отдел с заявлением о выдаче ей паспорта нового поколения для временных выездов за пределы Российской Федерации, ее заявление было принято к производству и ее обращению был присвоен регистрационный номер №, о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне ее заявления. Как усматривается из копии журнала разносной корреспонденции, по реестру № от 11 марта 2011 года заявление Ефимовой И.А. о выдаче загранпаспорта нового поколения было принято сотрудником УФСБ России отдела в г. Саров.
14 апреля 2010 года в адрес Ефимовой И.А. было отправлено уведомление Саровским отделом УФМС по НО о задержке в выдаче заграничного паспорта в связи с отсутствием результатов согласования (заключения) о фактической осведомленности о сведениях, составляющих государственную тайну.
Аналогичное сообщение было также направлено в ее адрес 17 июня 2010 года.
В соответствии о ст. 15 Федерального закона РФ от 15 августа 1996г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
3) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 07.04.2010 N 60-ФЗ)
4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Статья 16. Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
Статья 17. Решения об ограничении права на выезд из Российской Федерации граждан, осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, отнесенных к государственной тайне, а также граждан, допущенных к таким сведениям до вступления в силу настоящего Федерального закона, обжалуются гражданами в Межведомственную комиссию, образуемую в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, которая обязана рассмотреть жалобу и дать ответ не позднее чем в трехмесячный срок. Отказ гражданину Российской Федерации в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Предметом настоящего спора является обжалование Ефимовой И.А. бездействия отдела УФМС по НО в выдаче ей паспорта нового поколения, при этом заявитель основывает свое требование об обязании заинтересованного лица выдать ей паспорт на отсутствии контроля со стороны УФМС за порядком согласования ее заявления службой безопасности. Проверив доводы заявителя, суд не усматривает нарушений со стороны УФМС РФ по НО в лице Саровского отдела действующего законодательства в сфере правового регулирования порядка оформления документов для выдачи заграничного паспорта. Так, на следующий день заявление Ефимовой И.А. было передано в Саровский отдел УФСБ РФ для соответствующего согласования, при этом, действующее законодательство не содержит нормы или указания на соподчиненность органа службы безопасности в решении указанных вопросов УФМС РФ по НО, которая позволяла бы УФМС контролировать процесс согласования службой ФСБ кандидата на получение загранпаспорта на предмет его осведомленности о сведения, составляющих государственную тайну. Суд также отмечает, что ответ Ефимовой И.А. о задержке в выдаче ей паспорта нового поколения был направление руководителем Саровского отдела УФМС РФ по НО, что не лишило заявителя возможности знать о причинах невыдачи ей своевременно загранпаспорта или письменного отказа в его получении.
Из заявления на выдачу загранпаспорта Ефимовой И.А. следует, что в графе № она лично указана, что имела допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» в 2011 году. Из ответа заместителя начальника службы безопасности ФГУП «РФЯЦ ВНИИЭФ» на обращение руководителя Саровского отдела УФМС РФ по НО следует, что принятие решений о выдаче загранпаспортов лицам, осведомленным в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях возможно только по истечению 10 лет, на дату подачи заявления у Ефимовой И.А. сведения сохраняют соответствующую степень секретности, вследствие чего вопрос о возможности оформления загранпаспорта решается по каждому лицу отдельно. Также руководителем Саровского отдела УФМС РФ по НО направлялось обращение в Саровский отдел УФСБ РФ по НО 10 сентября 2010г. за № о предоставлении результатов согласования заявлений граждан на получение паспортов для выездов за пределы РФ, в числе которых не только Ефимова И.А. (всего 76 человек), сроки выдачи паспортов или отказов в выдаче паспортов по которым давно истекли, предложено дать разъяснения о причинах задержки рассмотрения заявлений и оказать содействия в разрешении указанных проблемных вопросов. Согласно пояснениям представителя заинтересованного лица, ответа на свое обращение руководитель Саровского отдела УФМС РФ по НО не получила, вследствие чего суд соглашается с позицией заинтересованного лица, что отсутствие законодательных мер реагирования полностью исключает для УФМС возможность своевременно дать мотивированный ответ заявителю.
В соответствии с приказом МВД РФ N 785, МИД РФ N 14133, ФСБ РФ N 461 от 06.10.2006г. «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.10.2006 N 8378)
в п. 41:. УРАФ ФСБ России или соответствующее подразделение органов безопасности в срок, как правило, не превышающий 20 дней, сообщает уполномоченным государственным органам об отсутствии либо наличии оснований для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации.
П. 42. Сообщение об отсутствии оснований для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации направляется в уполномоченный государственный орган без сопроводительного письма (по реестру) и может быть оформлено в письменной форме или путем проставления на первом листе заявления либо справки специального штампа согласования, подписанного уполномоченным должностным лицом УРАФ ФСБ России или соответствующего подразделения органов безопасности.
П. 43. В случае выявления оснований для временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации УРАФ ФСБ России или соответствующее подразделение органов безопасности направляет в уполномоченный государственный орган письменное сообщение с указанием предусмотренных Федеральным законом оснований для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, подписанное уполномоченным должностным лицом.
Сообщение о наличии оснований для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации, осведомленного о совершенно секретных или особой важности сведениях, составляющих государственную тайну, должно содержать указание на основание и срок ограничения, дату и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
Заявление либо справка из УРАФ ФСБ России или из соответствующего подразделения органов безопасности в таких случаях не возвращается.
При таких обстоятельствах, суд признает, что правовые основания для УФМС РФ по НО в выдаче паспорта нового поколения Ефимовой И.А. при отсутствии сведения от федеральной службы безопасности о наличии или отсутствии оснований для временного ограничения ее права на выезд из Российской как гражданина Российской Федерации, осведомленного о совершенно секретных или особой важности сведениях, составляющих государственную тайну, отсутствовали, вследствие чего бездействие УФМС РФ по НО в лице Саровского филиала не может быть признано незаконным, вследствие чего заявление Ефимовой И.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Ефимовой Ирины Александровны о признании незаконным бездействия Управления Федеральной миграционной службы РФ по Нижегородской области в лице Саровского отдела- отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Саровский городской суд Нижегородской области.
Текст решения составлен машинописным способом.
Судья Е.В. Садчикова