Дело № 2-560/11 ...
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2011 года г. Саров.
Саровский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Журавлевой Н.М.,
при секретаре Мироновой С.М.,
с участием истца Жаркова Ю.А., представителя ответчика Даниловой Е.С. - по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жаркова Юрия Алексеевича к Администрации г. Сарова о понуждении к заключению договора приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Жарков Ю.А. обратился в суд с указанным иском к Администрации г. Сарова, мотивируя тем, что с 01 июня 1995г. проживает на основании договора найма жилого помещения в однокомнатной квартире, расположенной по адресу г. Саров, ул. ..., д. ... кв. .... В ответ на обращение истца Администрация г. Сарова отказала ему в приватизации занимаемого жилого помещения в связи с тем, что жилой дом № ... по ул. ... включен в муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов. Между тем, жилой дом не отвечает признакам специализированного. Жилое помещение предоставлялось ему в качестве улучшения жилищных условий. Кроме того, он заселился в этот дом до его отнесения к указанному фонду. Жарков Ю.А. просил суд обязать Администрацию г. Сарова заключить с ним договор приватизации указанной квартиры.
Представитель ответчика не признал заявленные требования, направив суду письменный отзыв. Указал, что истцу по договору найма было предоставлено жилое помещение в специальном муниципальном жилищном фонде (СМЖФ). Ордер, послуживший основанием для вселения в квартиру, подтверждает особый статус жилого помещения. Заключенный договор найма имел типовую форму и отражал лишь права и обязанности сторон. Правовой режим СМЖФ исключал возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
В судебном заседании каждая из сторон поддержала свою позицию по делу.
Представитель третьего лица МУП «Городское общежитие» просил рассмотреть иск без их участия. Мотивированных возражений по иску суду не привел.
Представитель третьего лица МУП «Центр ЖКХ», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Каких-либо заявлений, ходатайств, письменного отзыва на иск от него в суд не поступало.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные и исследованные доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что на основании решения № от 22.10.1992г. Городского Совета народных депутатов г. Арзамас-16 (бывшее наименование г. Саров) Нижегородской области «Об улучшении жилищных условий социально незащищенных групп населения города» за счет средств городского бюджета создан специальный муниципальный жилой фонд (СМЖФ) для решения жилищной проблемы остронуждающейся и социально незащищенной части населения города. Жилой дом № ... ..., строительство которого осуществляется полностью за счет средств городского бюджета, отнесен к категории СМЖФ.
Согласно акту государственной приемочной комиссии и распоряжения Администрации г. Арзамас-16 от 30.12.1994г. № жилому дому № ... ... присвоен адрес ул. ... ....
В соответствии с действующим на тот момент «Порядком признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилой площади в специальном муниципальном жилом фонде и предоставления жилых помещений», утвержденным распоряжением Администрации г. Арзамас-16 № от 02.02.1993г. «Об организации учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилой площади в специальном муниципальном жилом фонде» к категории граждан, имеющих право на получение квартир в СМЖФ, были отнесены инвалиды и граждане пожилого возраста, а также иные лица при наличии определенных условий.
Распоряжением Администрации г. Саров № от 07.03.1995г. Жаркову Ю.А. на семью из 1 человека, проживающему по адресу ул. ... д. ... кв. ..., в соответствии с личным заявлением выделена в жилом доме СМЖФ по ул. ..., д. ... однокомнатная квартира № .... Дом № ... по ул. ... был признан непригодным для проживания, определен под снос в 1983 году.
На основании ордера № от 01.06.1995г. истец вселился в отдельную однокомнатную квартиру № ... д. ... по ул. ....
Между Жарковым Ю.А., как нанимателем, и МУП «ЖРЭП», как наймодателем, 23.08.2005 был заключен договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов на обозначенную квартиру, общей площадью 28,0 кв.м. По паспорту жилое помещение представляет собой изолированную квартиру, состоящую из отдельной жилой комнаты площадью 12,6 кв.м.; кухни площадью 6,6 кв.м.; ванной комнаты; коридора и кладовки. Каким-либо сроком действие договора по его условиям не ограничено.
Согласно поквартирной карточке, выписке из лицевого счета МУП «Городское общежитие» в данном жилом помещении зарегистрирован Жарков Ю.А.
Из представленной копии поквартирной карточки на квартиру по адресу г. Саров, ул. ..., д. ... кв. ... следует, что Жарков Ю.А. проживал в данном жилом помещении с апреля 1990 года, выбыл на ул. ..., д. ... кв. ....
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика не отрицал тот факт, что ранее истец не участвовал в приватизации жилых помещений.
Указанное обстоятельство считается судом установленным на основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ.
Из ответа начальника жилищного управления от 15.03.2011г. усматривается, что истцу было отказано в приватизации занимаемой квартиры со ссылкой на Положение о муниципальном жилищном фонде социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов, запрещающее приватизацию таких жилых помещений.
Здесь следует отметить, что иные мотивы и основания отказа в приватизации в ответе Администрацией г. Сарова не приведены.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. С 1 марта 2005 года ЖК РСФСР утратил силу.
Согласно ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению.
В силу ст. 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.
По ст. 99, 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан осуществляется по договорам безвозмездного пользования в порядке и на условиях, определяемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № от 04.07.1991г. (с последующими изменениями и дополнениями) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних (статья 2 Закона).
Согласно нормам данной статьи каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статьей 29 Федерального закона РФ № 122-ФЗ от 02.08.1995 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусматривалось, что муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания указанных граждан. Жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов являются муниципальной собственностью и не подлежат приватизации. Однако на основании Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ данная статья утратила силу.
Тем самым, на момент обращения истца с заявлением о приватизации указанная статья уже не действовала.
Суд не может согласиться с доводом отказа, что спорная квартира не подлежит приватизации как расположенная в доме, относящемся к муниципальным жилым помещениям социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.
На момент создания СМЖФ (22.10.1992г.) не был принят Федеральный закон РФ № 122-ФЗ от 02.08.1995 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», которым предусматривалось создание жилищного фонда социального использования.
Вместе с тем, на тот период времени действовал Закон РФ № 4218-1 от 24.12.1992 «Об основах федеральной жилищной политики», статьей 12 которого предусматривалось создание жилищного фонда социального использования. По нормам данной статьи, жилищный фонд социального использования образуется в поселениях для проживания малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях на условиях договора социального найма. Приватизация жилых помещений жилищного фонда социального использования проводится в соответствии с законодательством. Не подлежат приватизации жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения, предусмотренные законодательством.
В силу ст. 1 указанного закона к специализированным домам отнесены общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие.
Следовательно, жилое помещение, занимаемое истцом по договору социального найма, предоставленное ему в порядке улучшения жилищных условий, не могло быть отнесено к жилым помещениям в специализированных домах, поскольку не приведено в указанном перечне.
Закон РФ № 4218-1 от 24.12.1992 «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ.
Согласно решению Городской Думы № 152-гд от 17.12.1998г. в составе муниципального жилищного фонда г. Саров создан жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов и утверждено «Положение о муниципальном жилищном фонде социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов». Постановлением главы местного самоуправления № от 18.01.1999г. «Об организации учета граждан, имеющих право на получение жилья в муниципальном жилищном фонде социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов» жилой дом № ... по ул. ... отнесен к категории муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов, а также утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Изложенное свидетельствует, что жилое помещение было предоставлено истцу до создания жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов и отнесения его жилого дома к указанному жилищному фонду.
Приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина М.).
Статья 4 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Занимаемое истцом жилое помещение не относится к перечисленным категориям.
Учитывая изложенное и установленные по настоящему делу фактические обстоятельства дела, суд полагает, что отсутствуют объективные основания для отказа в праве на приватизацию жилых помещений в СМЖФ, предоставленных в порядке улучшения жилищных условий нуждающимся гражданам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению.
На основании ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в размере 200 рублей, подтвержденные соответствующей квитанцией.
Каких-либо иных требований заявлено не было. Суд, в соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении», принимает решение только по заявленным требованиям. Других доказательств, ходатайств у лиц, участвующих в деле, не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,РЕШИЛ:
Исковые требования Жаркова Юрия Алексеевича к Администрации г. Сарова удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию г. Сарова заключить с Жарковым Юрием Алексеевичем договор приватизации квартиры № ... дома ... корпус ... по ул. ... в г. Сарове Нижегородской области.
Взыскать с Администрации г. Сарова в пользу Жаркова Юрия Алексеевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий п/п Н.М.Журавлева.
... Судья Н.М.Журавлева.