Решение об устранении нарушений требований пожарной безопасности и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (не вступило в закон.силу)



Дело № 2-507/11 ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2011 года г. Саров.

Саровский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Журавлевой Н.М.,

при секретаре Тимохиной Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора ЗАТО г. Саров Аношина С.В., представителя ответчика Воронина Ю.В. - по доверенности, представителя третьего лица ГУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России» Мушкаева В.И. - по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Саров в интересах Российской федерации и неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел МВД России в городе Саров Нижегородской области (УВД в г. Саров) об устранении нарушений требований пожарной безопасности и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Саров обратился в суд в интересах Российской федерации и неопределенного круга лиц к УВД в г. Саров с указанным иском, мотивируя тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой ЗАТО г. Саров по заданию прокуратуры Нижегородской области совместно с представителями ГУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России» и Регионального управления № 50 ФМБА России, в изоляторе временного содержания УВД установлены нарушения Правил пожарной безопасности. Кроме этого, в несоответствие ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» санитарная площадь на одного человека в ИВС при УВД г. Саров составляет менее 4-х метров и равна 2,57 кв.м. В нарушение требований п. 45 утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел камеры в ИВС не оборудованы столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды; кнопкой для вызова дежурного; тазами для гигиенических целей и стирки одежды, а имеющиеся санитарные узлы не соответствуют требованиям приватности. Во всех камерах, за исключением камеры №, стены оштукатурены методом «под шубу», что не соответствует требованиям приказа МВД России от 07.03.2006 №. Все без исключения камеры изолятора в нарушение требований названного приказа МВД России оборудованы полами с бетонным покрытием.

Такие действия ответчика ущемляют интересы государства и общества в сфере пожарной безопасности, а также в сфере регулирования Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; создают опасность для жизни и здоровья граждан, содержащихся и работающих в изоляторе временного содержания при УВД г. Саров, круг которых определить не представляется возможным; нарушают права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, право содержащихся под стражей лиц на личную безопасность, гарантированные государством.

Прокурор ЗАТО г. Саров просил суд обязать УВД в г. Саров устранить выявленные проверкой нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно:

  1. Провести проверку соответствия схемы электроснабжения ИВС фактическим эксплуатационным электрического щита;
  2. Предоставить органам госпожнадзора акт замера сопротивления изоляции электросетей ИВС;
  3. Установить во всех помещениях ИВС на окнах распашные решетки;

4) Предоставить органам госпожнадзора акт проверки
работоспособности внутреннего противопожарного водопровода ИВС;

5) Произвести перекатку пожарного рукава ИВС на новую скатку;

6) Определить для помещений кладовых (№) ИВС категорию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПЭУ. В случае наличия помещений различных классов функциональной пожарной опасности разделить их между собой противопожарными преградами;

7) Отделать стены путей эвакуации ИВС (около дежурного)
негорючими материалами;

8) Оборудовать места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и эвакуационные пути ИВС знаками пожарной безопасности;

9) Разместить во всех помещениях ИВС на видных местах таблички с указанием номера вызова пожарной охраны;

10) Разместить в помещениях ИВС план (схему) эвакуации людей в
случае пожара;

11) Оборудовать светильник в комнате хранения личных вещей
содержащихся под стражей лиц колпаком (рассеивателем), предусмотренным
конструкцией;

12) Устранить в полу на путях эвакуации (около комнаты дежурного) в
ИВС перепад высот менее 45 см;

13) Оборудовать двери на путях эвакуационных выходов ИВС
запорами, обеспечивающими людям, находящимся внутри здания
(сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без
ключа;

14) Нанести на пожарный шкаф ИВС маркировку в соответствии с НПБ
151-2000;

15) Утвердить и согласовать с территориальным органом ГПН для
проведения противопожарных инструктажей специальные программы
обучения мерам пожарной безопасности;

16) Обеспечить прохождение руководителем и ответственными лицами за пожарную безопасность обучения по пожарно-техническому минимуму;

17) Оборудовать помещения ИВС (камеры, комната хранения матрасов) автоматической пожарной сигнализацией;

18) Сблокировать систему оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре ИВС с СОУЭ здания УВД;

19) Предоставить в территориальный орган ГПН сертификат пожарной безопасности на материал покрытия пола на путях эвакуации ИВС;

20) Обеспечить выполнение требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в соответствии с которыми норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров;

21) Оборудовать камеры ИВС столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды; кнопкой для вызова дежурного; тазами для гигиенических целей и стирки одежды;

22) Обеспечить соответствие санитарных узлов в камерах требованиям приватности;

23) Привести стены и полы камер ИВС в соответствие с требованиями приказа МВД России от 07.03.2006 №, запрещающими нанесение на стены покрытия «под шубу», а также оборудование полов бетонным покрытием.

Определением суда в порядке подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России»; Региональное управление № 50 ФМБА России (л.д. №).

В письменном отзыве представитель Регионального управления № 50 ФМБА России указал суду, что по представленным материалам нарушений исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, приказа МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999г. № «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» не выявлено. Представитель оставлял разрешение иска на усмотрение суда (л.д. ...).

В отдельном ходатайстве представитель Регионального управления № 50 ФМБА России просил суд о рассмотрении дела без их участия (л.д. ...).

Определением суда в судебном заседании 27.04.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУВД по Нижегородской области как главный распорядитель бюджетных средств (л.д. ...).

В письменном отзыве представитель ГУВД по Нижегородской области сообщил суду, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел РФ. Для приведения ИВС УВД в г. Саров в полное соответствии требованиям действующего законодательства требуется проведение капитального ремонта, финансовые средства на который должны перечисляться из федерального бюджета. ИВС является структурным подразделением УВД в г. Саров. По Положению УВД в г. Саров - самостоятельное юридическое лицо, которое в порядке, установленном законодательством может иметь обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам. Тем самым, обязанность по созданию надлежащих условий содержания лиц в ИВС возложена на УВД в г. Саров.

В судебном заседании старший помощник прокурора ЗАТО г. Саров Аношин С.В. поддержал доводы и требования заявленного иска, за исключением п. 5 и п. 10, а также из п. 21 исключить требование об оборудовании камер ИВС тазами для гигиенических целей и стирки одежды, в связи с устранением указанных нарушений до судебного разбирательства.

Представитель ответчика в судебном заседании согласился с заявленным иском. Выявленные нарушения не оспаривал. Указал, что часть недостатков устранена. На исправление других нарушений необходимы финансовые средства, которые у ответчика отсутствуют. Начальником УВД в г. Саров был сделан соответствующий запрос денежных средств в ГУВД по Нижегородской области, однако в связи с отсутствием ассигнований в просьбе было отказано.

Представитель третьего лица ГУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России» Мушкаев В.И. заявленный иск поддержал.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные и изученные доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с последующими изменениями и дополнениями) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

По ст. 37 указанного закона руководители организации обязаны, в том числе:

- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 1 - 4 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003г., Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 4 - 6 Правил пожарной безопасности в РФ руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В силу ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с последующими изменениями и дополнениями) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

По ст. 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Правилами внутреннего распорядка устанавливается, в том числе, порядок: приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам; материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых и т.д.

Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950, камеры ИВС должны оборудоваться: столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды; кнопкой для вызова дежурного; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

По п. 3 указанных Правил организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС.

На основании материалов дела: акта от 09.03.2011г. совместной проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, технического паспорта изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УВД в г. Саров, рапорта от 14.03.2011г. старшего помощника прокурора ЗАТО г. Саров, а также согласованных объяснений сторон судом установлено, что в ИВС УВД в г. Саров допущены нарушения требований пожарной безопасности ППБ 01-03, ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП 21-01-97, ГОСТ Р 12.143-2009, НПБ 151-2000, НПБ 110-03, НПБ 104-03, Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, приказа МЧС от 12 декабря 2007г. № 645.

Общая площадь камер изолятора временного содержания УВД в г. Саров, предназначенных для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, составляет 95 кв.м. при лимите наполнения изолятора 37 человек. Тем самым, санитарная площадь на одного человека в ИВС УВД в г. Саров равна 2,57 кв.м. и составляет менее положенных 4-х метров.

Камеры в ИВС УВД в г. Саров не оборудованы столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды; кнопкой для вызова дежурного, а имеющиеся санитарные узлы не соответствуют требованиям приватности.

Во всех камерах, за исключением камеры №, стены оштукатурены методом «под шубу», что не отвечает требованиям приказа МВД России от 07.03.2006 №. Все без исключения камеры изолятора в нарушение требований названного приказа МВД России оборудованы полами с бетонным покрытием.

Наличие приведенных нарушений лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

В соответствии с приведенными выше правовыми нормами обозначенные нарушения требуют устранения.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Поскольку ответчик является самостоятельным юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности (ст. 48 ГК РФ), обязанность по устранению допущенных нарушений должна быть возложена именно на него.

Таким образом, на основании изложенного суд удовлетворяет заявленный иск полностью.

Каких-либо иных требований заявлено не было. Суд, в соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении», принимает решение только по заявленным требованиям.

Других доказательств, ходатайств у лиц, участвующих в деле, не имеется, что подтверждается их личными заявлениями, занесенными в протокол судебного заседания.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора ЗАТО г. Саров в интересах Российской федерации и неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел МВД России в городе Саров Нижегородской области (УВД в г. Саров) удовлетворить.

Обязать Управление внутренних дел МВД России в городе Саров Нижегородской области (УВД в г. Саров) устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»:

- провести проверку соответствия схемы электроснабжения ИВС фактическим эксплуатационным характеристикам электрического щита;

- предоставить органам госпожнадзора акт замера сопротивления изоляции электросетей ИВС;

- установить во всех помещениях ИВС на окнах распашные решетки;

- предоставить органам госпожнадзора акт проверки
работоспособности внутреннего противопожарного водопровода ИВС;

- определить для помещений кладовых (№) ИВС категорию по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПЭУ. В случае наличия помещений различных классов функциональной пожарной опасности разделить их между собой противопожарными преградами;

- отделать стены путей эвакуации ИВС (около дежурного)
негорючими материалами;

- оборудовать места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и эвакуационные пути ИВС знаками пожарной безопасности;

- разместить во всех помещениях ИВС на видных местах таблички с указанием номера вызова пожарной охраны;

- оборудовать светильник в комнате хранения личных вещей
содержащихся под стражей лиц колпаком (рассеивателем), предусмотренным
конструкцией;

- устранить в полу на путях эвакуации (около комнаты дежурного) в
ИВС перепад высот менее 45 см;

- оборудовать двери на путях эвакуационных выходов ИВС
запорами, обеспечивающими людям, находящимся внутри здания
(сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без
ключа;

- нанести на пожарный шкаф ИВС маркировку в соответствии с НПБ
151-2000;

- утвердить и согласовать с территориальным органом ГПН для
проведения противопожарных инструктажей специальные программы
обучения мерам пожарной безопасности;

- обеспечить прохождение руководителем и ответственными лицами за пожарную безопасность обучения по пожарно-техническому минимуму;

- оборудовать помещения ИВС (камеры, комната хранения матрасов) автоматической пожарной сигнализацией;

- сблокировать систему оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре ИВС с СОУЭ здания УВД;

- предоставить в территориальный орган ГПН сертификат пожарной безопасности на материал покрытия пола на путях эвакуации ИВС;

- обеспечить выполнение требований ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в соответствии с которыми норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров;

- оборудовать камеры ИВС столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды; кнопкой для вызова дежурного;

- обеспечить соответствие санитарных узлов в камерах требованиям приватности;

- привести стены и полы камер ИВС в соответствие с требованиями приказа МВД России от 07.03.2006 №, запрещающими нанесение на стены покрытия «под шубу», а также оборудование полов бетонным покрытием.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий п/п Н.М.Журавлева.

... Судья Н.М.Журавлева.