РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 июля 2011 года г. Саров. Саровский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Журавлевой Н.М., при секретаре Тимохиной Е.В., с участием истца Лопаткина В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лопаткина Василия Федоровича к муниципальному унитарному предприятию «Центр жилищно-коммунального хозяйства» об обязанности перепрограммировать режим работы электронного счетчика электроэнергии, произвести поверку органом Государственной метрологической службы, УСТАНОВИЛ: Лопаткин В.Ф. обратился в суд с указанным иском к МУП «Центр ЖКХ», ссылаясь на то, что электронный счетчик учета потребленной электроэнергии в его квартире по адресу г. Саров Нижегородской области, ул. ..., д. ... кв. ..., установленный в групповом электрощите на лестничной площадке, неправильно определяет дату и время суток, ведет учет потребляемой электроэнергии в выходные и праздничные дни. МУП «Центр ЖКХ» отказался выполнять свои обязательства по договору энергоснабжения и по договору управления многоквартирным домом от 14.12.2005г., оставив соответствующее заявление истца о перепрограммировании электронного счетчика без исполнения. Лопаткин В.Ф. просил суд обязать МУП «Центр ЖКХ» перепрограммировать режим работы электронного счетчика учета электроэнергии, соответствующий текущему календарю и времени суток, при этом задать выходные и праздничные дни, ввести запрет автоматического перехода на сезонное время; в 2011 году произвести поверку электросчетчика органом Государственной метрологической службы (1 раз в 6 лет). В судебном заседании Лопаткин В.Ф. поддержал доводы и требования заявленного иска. Представитель ответчика, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Сведений о причинах неявки, ходатайств суду не направил. В предварительном судебном заседании 22.06.2011г. представитель ответчика Айибов Р.Н., действующий на основании доверенности со специально оговоренными полномочиями, заявленные требования не признал. Указал, что условие заключенного в 2005 году договора управления многоквартирным домом с истцом, по которому счетчик электроэнергии относится к зоне ответственности управляющей организации МУП «Центр ЖКХ», является недействительным, ничтожным, так как противоречит и тексту самого договора, и действующему законодательству, в частности Постановлению Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. Пункты 7,8 указанного Постановления, исключающие индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии из состава общего имущества многоквартирного дома, были предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ и признаны соответствующими закону. При этом высшей судебной инстанцией дано разъяснение, что по смыслу ст. 36 Жилищного кодекса РФ индивидуальный прибор учета электрической энергии к общему имуществу в многоквартирном доме не относится, бремя его содержания возлагается на собственника жилого помещения. Указанное вытекает и из п. 1.1 договора управления многоквартирным домом, согласно которому к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Основным признаком отнесения имущества к общему имуществу многоквартирного дома является обслуживание более одного помещения в таком доме. Индивидуальный прибор учета электрической энергии предназначен для конкретного жилого помещения (квартиры). У управляющей организации нет полномочий по обслуживанию таких счетчиков. Собственниками квартир данные услуги не оплачиваются, соответственно, не могут быть оказаны. Абонент (истец) должен заключать отдельный договор на обслуживание электросчетчика, необязательно с управляющей компанией, а с любой специализированной организацией. На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным и необходимым продолжить судебное разбирательство в отсутствие представителя ответчика. Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные и изученные доказательства в совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска. Из материалов дела, согласованных объяснений сторон следует и судом установлено, что Лопаткину В.Ф. на праве собственности принадлежит квартира по адресу г. Саров Нижегородской области, ул. ..., д. ... кв. ... (свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2006г.). Индивидуальный электронный счетчик учета потребленной в его квартире электроэнергии установлен не в квартире, а в групповом электрощите на лестничной площадке. В начале 2011 года истец обнаружил, что счетчик неправильно определяет дату и время суток, неверно ведет учет потребляемой электроэнергии в выходные и праздничные дни. 14.12.2005г. МУП «Центр ЖКХ» в лице генерального директора (управляющая организация) и Лопаткин В.Ф. (собственник жилого помещения в многоквартирном доме) заключили договор управления многоквартирным домом. По условиям договора собственнику помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, обслуживающие более одного помещения в данном доме; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (п. 1.1.). Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, - общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.2.). По п. 2.1. договора собственник поручает, а управляющая организация принимает на себя обязательства в счет средств, вносимых собственником в виде платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе обеспечение работы инженерного оборудования, строительных конструкций и иного имущества, расположенного внутри жилого помещения собственника или за его пределами, находящегося в общей долевой собственности в многоквартирном доме - в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда. Разграничение инженерного оборудования по принадлежности: «инженерное оборудование общего пользования» и «инженерное оборудование, находящееся в помещении собственника и используемое им в личных целях» производится в соответствии с актом по установлению границ обслуживания и ответственности за техническое состояние приборов отопления, водопроводно-канализационных, газовых и электрических сетей между собственником и управляющей организацией, являющимся Приложением 2 к настоящему договору (п. 2.2.). Согласно Приложению 2 к договору - Акту по установлению границ обслуживания и ответственности за техническое состояние приборов отопления, водопроводно-канализационных, газовых и электрических сетей между собственником и управляющей организацией зона ответственности МУП «Центр ЖКХ» по электрической сети в жилых домах с групповыми электрощитами, установленными на лестничных площадках, - до первой распределительной коробки, установленной на входе в квартиру. По п. 3.3.2. договора управляющая организация обязана производить технические осмотры, обслуживание и ремонт инженерных систем и оборудования дома в соответствии со стандартом предоставления жилищной услуги и согласно требованиям Правил и норм. Ссылаясь на приведенные положения договора, а также нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения, истец считает, что ответчик должен производитьобслуживание (перепрограммирование, поверку) электронного счетчика учета потребленной электроэнергии в его квартире. Оценив приведенные условия договора управления многоквартирным домом, содержащиеся в Приложении № 2 в части зоны ответственности МУП «Центр ЖКХ», суд находит их недействительными, ничтожными. По смыслу статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Индивидуальные приборы учета электрической энергии предназначены для обслуживания и эксплуатации одного помещения (квартиры). Следовательно, такие приборы учета не могут быть включены в состав общего имущества дома, бремя расходов на содержание которого несут собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии с долей в праве общей собственности (части 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ). В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» Постановлением от 27.09.2003 № 170 Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. По п. 5.6.2. указанных Правил и норм организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию, в том числе: - шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; - внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; - этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии. Приведенные нормы во время заключения 14.12.2005г. сторонами по делу договора управления многоквартирным домом уже действовали. Следовательно, условия договора не могли противоречить изложенным правовым нормам. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (ч. 2 ст. 166 ГК РФ). В соответствии со ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Следовательно, суд вправе по своей инициативе, с учетом возражений представителя ответчика, признать данные условия договора управления многоквартирным домом ничтожными. На основании изложенного, суд по нормам ст. 168, 180 ГК РФ признает приведенные условия рассматриваемого договора управления многоквартирным домом ничтожными и отклоняет ссылки истца на договорную обязанность МУП «Центр ЖКХ» выполнить требования иска. В развитие приведенных выше правовых норм Правительство РФ, исходя из предоставленных ему ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ полномочий, Постановлением от 13 августа 2006 г. № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила, как видно из их преамбулы, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 7 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Пунктом 8 Правил предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Обозначенные пункты Правил были предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ в порядке нормоконтроля. Решением Верховного Суда РФ от 26.05.2008 № ГКПИ08-1022 оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими пунктов 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ч. 1, 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. При этом закон не закрепляет обязанности энергоснабжающей организации производить ремонт или замену неисправных приборов учета за свой счет. Ссылки истца на положения ст. 543 ГК РФ необоснованны. Статья 543 указанного Кодекса не предусматривает иное, устанавливая в пункте 2, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, названная статья предусматривает в указанном в ней случае обязанность энергоснабжающей организации обеспечить надлежащее состояние и безопасность приборов учета потребления энергии, вопрос относительно бремени расходов по содержанию таких приборов учета не регулирует. Кроме того, предписание пункта 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ не является императивным, изложенная в нем норма допускает возможность установления других правил, в том числе иными нормативными правовыми актами, каковым является и нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации (статья 3 Гражданского кодекса РФ). Такое толкование обозначенных норм нашло свое отражение в решении Верховного Суда РФ от 26.05.2008 № ГКПИ08-1022. Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане, являющиеся собственниками жилого помещения, обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Исходя из ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает представление услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а для собственников помещений - и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Как следует из Приказа Минрегиона РФ от 02.09.2010 № 394 «Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов», установка индивидуального прибора системы учета электрической энергии производится за счет средств собственника жилья на основании договора со специализированной организацией. И только лишь установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии осуществляется за счет средств платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Согласно «Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (с последующими изменениями и дополнениями), пункту 140, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. Таким образом, обслуживание, в рассматриваемом деле перепрограммирование и поверка, приборов учета электроэнергии производится за счет средств собственника квартиры (истца) на основании самостоятельного договора. В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. По ст. 162 - 164 ЖК РФ управляющая организация отвечает по договорам только за выполнение услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Услуги и работы по содержанию и ремонту самого жилого помещения (то есть имущества, не входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме) в соответствии с частью 10 статьи 155 Жилищного кодекса выполняются в соответствии с иными договорами за отдельную плату. Невыполнение управляющей организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме является нарушением правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) жилых помещений, если из договора следует обязанность выполнить такую услугу или работу за соответствующую ей плату. Отсутствие в содержащемся в договоре перечня услуг и работ невыполненных услуг и работ свидетельствует об отсутствии обязанности выполнять незаказанные и неоплаченные услуги и работы. Поскольку в рассматриваемом договоре управления многоквартирным домом, заключенном сторонами, отсутствует прямое указание на обязанность МУП «Центр ЖХК» как управляющей организации производить обслуживание (перепрограммирование, поверку) индивидуального прибора системы учета потребленной электрической энергии в квартире истца, с соответствующей оплатой этой услуги, возложить на последнюю такую обязанность в судебном порядке неправомерно и необоснованно. Доводы истца о том, что счетчик находится в собственности ответчика, какими-либо доказательствами, отвечающими принципам относимости и допустимости доказательств, не подтверждены, в связи с чем судом отклоняются. Кроме того, суд полагает их недостоверными, так как руководство по эксплуатации счетчика находится на руках у истца, предъявлено им в суд. Учитывая изложенные нормы права, обстоятельства, установленные по данному делу, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Каких-либо иных требований заявлено не было. Других доказательств, ходатайств у лиц, участвующих в деле, не имеется. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Лопаткина Василия Федоровича к муниципальному унитарному предприятию «Центр жилищно-коммунального хозяйства» оставить без удовлетворения полностью. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий п/п Н.М.Журавлева. ... Судья Н.М.Журавлева.