Решение о понуждении к совершению определенных действий (не вступило в закон.силу)



Решение

именем Российской Федерации

г. Саров Нижегородской области 14 июля 2011 года

принято в окончательной форме немедленно

Саровский городской суд Нижегородской области в составе судьи А.К. Аниканова,

при секретаре судебного заседания А.Ю. Турканове,

с участием

прокурора - помощника прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области А.Л. Сурнина,

представителя ответчика - садоводческого некоммерческого товарищества «Авангард-Кремешки» - П.А. Кочкурова, действующего на основании устава товарищества,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области к садоводческому некоммерческому товариществу «Авангард-Кремешки» о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных проверкой,

установил:

Первоначально прокурор ЗАТО г. Саров Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Саровский городской суд Нижегородской области с исковым заявлением, в котором, обращая свои требования к садоводческому некоммерческому товариществу «Авангард-Кремешки», просит устранить выявленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности, заключающиеся в следующем:

  • в садоводческом товариществе для целей пожаротушения отсутствует прицепная мотопомпа;
  • в садоводческом товариществе не установлен распорядительным документом противопожарный режим, не регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ. Не определены места для складирования горючих отходов;
  • территория садоводческого товарищества не обеспечена противопожарным водоснабжением путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров емкостью 60 м3 и более;
  • не проведены испытания и измерения сопротивления изоляции электропроводки в помещении правления;
  • руководитель товарищества не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму;
  • не проведен противопожарный инструктаж с электромонтером товарищества;
  • у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);
  • к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
  • помещения правления не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
  • помещения правления не оборудованы первичными средствами пожаротушения;
  • расстояние от застройки на территории товарищества до лесных массивов менее 15 м;
  • на участке , товарищества имеются проезды, ширина которых составляет менее 3,5 м.

Заявленные требования обоснованы тем, что приведенные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки соблюдения требований правил пожарной безопасности в садоводческом некоммерческом товариществе «Авангард-Кремешки». Ссылаясь на ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», прокурор полагает, что действиями ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, а также может создаваться опасность для жизни, здоровья и имущества граждан - посетителей товарищества, - круг которых определить невозможно.

До рассмотрения дела по существу прокурор отказался от иска в части устранения нарушения следующих требований:

  • в садоводческом товариществе не установлен распорядительным документом противопожарный режим, не регламентирован порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ. Не определены места для складирования горючих отходов;
  • не проведены испытания и измерения сопротивления изоляции электропроводки в помещении правления;
  • руководитель товарищества не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму;
  • не проведен противопожарный инструктаж с электромонтером товарищества;
  • у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);
  • помещения правления не оборудованы первичными средствами пожаротушения.

Поскольку отказ от иска в данной части мотивирован добровольным исполнением ответчиком исковых требований, он принят судом и производство по делу в соответствующей части прекращено.

В ходе судебного разбирательства прокурор поддержал иск в остальной части по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик согласился с требованиями прокурора устранить следующие нарушения:

  • в садоводческом товариществе для целей пожаротушения отсутствует прицепная мотопомпа;
  • помещения правления не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Подал письменное заявление о признании иска в данной части. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены.

Требования обеспечить территорию садоводческого товарищества противопожарным водоснабжением путем устройства противопожарных водоемов или резервуаров емкостью 60 м3 и более - не признал, указав, что это в соответствии с законом предусмотрено на стадии проектирования садоводческих товариществ, а возглавляемое им товарищество образовано в 1957 году.

Требования устроить подъезды к естественным водоисточникам с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года полагал не подлежащими удовлетворению, поскольку такие площадки в товариществе имеются.

Требования устранить нарушение расстояния от застройки на территории товарищества до лесных массивов также не признал, указав, что не соблюдено расстояние от леса до объектов застройки, принадлежащих гражданам, а не обществу; кроме того, эти строения возводились 10-20 и более лет назад, снести либо перенести их он не может.

Требования устранить нарушение, выразившееся в том, что на участке , товарищества имеются проезды, ширина которых составляет менее 3,5 м., не признал, отметив, что данные проезды существуют очень давно, их ограничивают участки граждан и изменить размер этих участков он не в состоянии.

Свидетель Л., государственный инспектор специального управления ФПС МЧС России, проводивший проверку, на основании результатов которой прокурором был заявлен иск, пояснил, что он включил в акт требование устройства противопожарных водоемов или резервуаров, поскольку не знал, когда территория товарищества была запроектирована и не видел проекта; при составлении акта проверки исходил из его нынешнего состояния.

Уточнил, что размер подъездов к реке не замерял, т. к. была зима и их границы были непонятны, однако визуально ему показалось, что они меньше, чем 12х12.

Также пояснил, что противопожарный интервал в 15 м не соблюден от застройки садовых участков № , , , , и ; расстояние же до здания правления этим требованиям соответствует.

Кроме того, показал, что ширину менее 3,5 м имеют проезды, ограниченные заборами участков № , и ; участка и участка напротив; участка и участка напротив; участков № , и ; участков и . Когда и кем были сформированы и огорожены эти участки, ему неизвестно; в настоящее время ими пользуются граждане.

Выслушав прокурора и представителя ответчика, а также свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск; суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Поскольку прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с требованиями устранить нарушения, которыми может создаться опасность для жизни и здоровья граждан, суд полагает, что признание ответчиком иска в части не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимает его.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, требования прокурора обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Авангард-Кремешки» устранить следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, выявленные проверкой: в садоводческом товариществе для целей пожаротушения отсутствует прицепная мотопомпа; помещения правления не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией - подлежат удовлетворению.

Что касается иных заявленных требований, суд отмечает следующее.

Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На стадии принятия искового заявления к производству суда прокурору было разъяснено, что он, в частности, обязан доказать, что на ответчика возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, на которые указано в иске, и что данные требования ответчиком нарушены.

Согласно абзацу второму статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в целях настоящего закона под пожарной безопасностью понимает состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с абзацами третьим и четвертым указанной статьи под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

Как следует из пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, они устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно п. 3 Правил, наряду с ними следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с ч. 18 ст. 68 главы 15 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей).

Пунктом п. 5.9 СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" также предусмотрено, что для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, куб. м, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей); количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".

Между тем, как следует из Закона (раздел II) и СНиП 30-02-97* (п. 1.1), указанные нормы распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, а также служат основой разработки градостроительной документации.

Из объяснений представителя ответчика следует, что территория товарищества эксплуатируется садоводами на протяжении более 50 лет. Согласно представленным документам, потребительское садоводческое общество «Авангард», которое впоследствии было преобразовано в садоводческое некоммерческое товарищество «Авангард-Кремешки», было зарегистрировано как юридическое лицо 5 декабря 1995 года, то есть до принятия Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и введения в действие СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения".

Согласно ч. ч. 2-3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Исходя из изложенного, суд в рассматриваемом случае не находит возможным считать, что отсутствие в товариществе «Авангард-Кремешки» противопожарных водоемов или резервуаров является нарушением требований пожарной безопасности, тем более что, как следует из плана границ землепользования садоводческого товарищества «Авангард» и приложенных к материалам дела фотографий, территория товарищества расположена непосредственно вдоль реки Сатис, являющейся природным водотоком, и, следовательно, отсутствие дополнительного водоема или резервуара не приводит к угрозе жизни и здоровью людей.

Соответственно, оснований возлагать на ответчика обязанность по устройству противопожарных водоемов либо резервуаров не имеется.

Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации.

В подтверждение нарушения ответчиком указанного требования прокурором представлен акт проверки от 19 апреля 2011 года, составленный государственным инспектором Специального управления ФПС МЧС России Л..

Возражая против иска в данной части, представитель ответчика представил фотоизображение подъезда (по которому видно, что оно имеет твердое покрытие) и утверждал, что его размеры превышают 12х12 м.

Поскольку Л. в суде пояснил, что при выходе на место границы подъезда к воде видны не были, и измерительные приборы не применялись, суд с учетом распределения бремени доказывания по делу находит недоказанным, что нарушение пункта 94 Правил пожарной безопасности ответчиком в действительности имело место, в связи с чем считает необоснованным требование прокурора о возложении на ответчика обязанности устроить подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлена обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Указано, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 главы 16 «Требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями» Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров.

Ссылка прокурора на нарушение ч. 15 ст. 69 указанного Закона (устанавливающую, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров), несостоятельна, поскольку соответствующие нормы на застройку садоводческих обществ не распространяются.

Требования прокурора, вытекающие из указанных норм, основаны на содержании акта проверки от 19 апреля 2011 года, составленного государственным инспектором Специального управления ФПС МЧС России Л.; иных доказательств не представлено.

Между тем, в суде Л. заявил, что расстояние от зданий, принадлежащих ответчику, до лесного массива соответствует требованиям пожарной безопасности, а противопожарные интервалы не соблюдены при застройке гражданами принадлежащих им садовых участков.

Как следует из ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садоводческие некоммерческие товарищества создаются гражданами в целях реализации их прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав. При этом собственностью такого товарищества является лишь имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества.

Поскольку Законом прямо установлено, что такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов, оснований для возложения на ответчика ответственности за нарушение его членами правил застройки - не имеется.

При таких обстоятельствах, садоводческое некоммерческое товарищество «Авангард-Кремешки» является ненадлежащим ответчиком по данным требованиям, поскольку интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в указанном прокурором аспекте не нарушало.

В соответствии с ч. 18 ст. 67 главы 15 «Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности» Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов - не менее 3,5 метра.

Требования прокурора, вытекающие из указанных норм, основаны на содержании акта проверки от 19 апреля 2011 года, составленного государственным инспектором Специального управления ФПС МЧС России Л.. Иных доказательств не представлено.

Между тем, в суде Л. пояснил, что проезды заужены за счет ограждения садовых участков, которыми владеют граждане.

Следовательно, садоводческое некоммерческое товарищество «Авангард-Кремешки» является ненадлежащим ответчиком и по данным требованиям.

С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению в части.

Согласно ст. 206 ГПК Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом характера дела, действий, которые следует совершить ответчику, а также особенностей формирования фондов садоводческого некоммерческого товарищества (раздел 3 устава) суд устанавливает срок исполнения решения суда в 10 месяцев.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку прокурором заявлялись требования неимущественного характера, размер государственной пошлины, определенный в соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 200 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области удовлетворить в части.

Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Авангард-Кремешки» устранить следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, выявленные проверкой:

в садоводческом товариществе для целей пожаротушения отсутствует прицепная мотопомпа;

помещения правления не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение суда подлежит исполнению в течение 10 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества «Авангард-Кремешки» 200 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд Нижегородской области в течение десяти дней со дня принятия.

П/п судьи А.К. Аниканова

...

Судья А.К. Аниканов