Решение о понуждении к совершению определенных действий



Дело № 2- 737/11                                                                                              

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2011 года                                                                     г.Саров

Саровский городской суд Нижегородской области в составе:

федерального судьи Максименко Т.В.,

при секретаре Серовой Т.Е.,

с участием пом. прокурора ЗАТО г.Сарова Грачева А.А.,

           представителя ответчика ПСО «Буревестник» Тихова А.В., представителя третьего лица Администрации г.Сарова Половниковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора ЗАТО г.Сарова Нижегородской области, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к потребительскому садовому обществу «Буревестник» об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности

УСТАНОВИЛ:

    И.о. прокурора ЗАТО г.Сарова Нижегородской области обратился в суд с иском к ПСО «Буревестник» об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

    В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой ЗАТО г.Сарова была проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности в ПСО «Буревестник». В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ ( ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 18 июня 2003 года N 313, руководитель организации не прошел обучение пожарно-техническому минимуму ( ППБ 01-03 п.3; НПБ п.31), распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим ( ППБ 01-03 п.15), на улицах и проездах отсутствует наружное освещение, не произведено испытание и не проведены замеры сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств ( ППБ 01-03 п.п. 3, 57; ПТЭЭП п. 2.12.17), расстояние от застройки на территории товарищества до лесных массивов менее 15м.( ППБ 01-03 п. 3; СНиП 30-02-97* п.4.7*), территория не обеспечена противопожарным водоснабжением ( ППБ 01-03 п. 3; СНиП 30-02-97* п.п. 5.9*, 8.5* СНиП 2.04.02-84* п. 9.29).

       В ходе судебного разбирательства пом. прокурор отказался от следующих требований по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности: руководитель организации не прошел обучение пожарно-техническому минимуму ( ППБ 01-03 п.3; НПБ п.31), распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим ( ППБ 01-03 п.15), не произведено испытание и не проведены замеры сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств ( ППБ 01-03 п.п. 3, 57; ПТЭЭП п. 2.12.17), в связи с добровольным устранением ответчиком указанных нарушений.

      Так как отказ от иска в данной части мотивирован добровольным исполнением ответчиком исковых требований, определением суда от 04.08.2011г. в указанной части производство по делу прекращено.

       В остальной части пом. прокурора исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

       Представитель ответчика ПСО «Буревестник» Тихов А.В. исковые требования не признал, утверждая, что исполнить требования по наружному освещению улиц и проездов невозможно, так как в организации отсутствует электрическая подстанция. Устранение нарушения расстояния от застройки на территории товарищества до лесных массивов не признал, так как застройка производилась более 20 лет назад. Требование по обеспечению территории противопожарным водоснабжением невозможно исполнить.

       Выслушав пом. прокурора, представителя ответчика, допросив свидетеля Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

         Согласно абзацу второму статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в целях настоящего закона под пожарной безопасностью понимает состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

        В соответствии с абзацами третьим и четвертым указанной статьи под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

           Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

       Согласно п. 3 Правил, наряду с ними следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

        Из материалов дела видно, что исковые требования и.о. прокурора ЗАТО г.Сарова об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности основаны на Акте проверки Отдела ГПН Специального управления ФПС МЧС России от 19 апреля 2011 года.

       В ходе проверки было выявлено, что на улицах и проездах ПСО «Буревестник» отсутствует наружное освещение.

       Данное обстоятельство представитель ответчика не отрицал.

        В соответствии с п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

        Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлена обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Указано, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

        Таким образом, требование прокурора об устранении нарушений по наружному освещению ПСО «Буревестник» являются законным.

       Согласно ст. 206 ГПК Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

       С учетом характера действий, которые следует совершить ответчику, суд устанавливает срок исполнения решения суда в течение 4 месяцев.

       Вместе с тем, требования прокурора об устранении ответчиком нарушений относительно расстояния от застройки на территории ПСО «Буревестник» до лесного массива, обеспечение общества противопожарным водоснабжением не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии с ч. 18 ст. 68 главы 15 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей).

        Пунктом п. 5.9 СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" также предусмотрено, что для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, куб. м, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей); количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".

          В соответствии с ч. 1 ст. 75 главы 16 «Требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями» Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров.

       Между тем, как следует из Закона (раздел II) и СНиП 30-02-97* (п. 1.1), указанные нормы распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, а также служат основой разработки градостроительной документации.

         Согласно представленным документам, потребительское садоводческое общество «Буревестник», было создано в 1996 году, то есть до принятия Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и введения в действие СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения".

        Из объяснений представителя ответчика и материалов дела следует, что территория садоводческого общества эксплуатируется садоводами на протяжении более 30 лет.

        В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

       Доказательств того, что дальнейшая эксплуатация хозяйственных и дачных домиков на территории садоводческого общества приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, суду не представлено.

       Исходя из изложенного, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по устранению выявленных проверкой нарушений относительно расстояния от застройки на территории садоводческого общества до лесных массивов, а также обеспечение противопожарным водоснабжением.

       Таким образом, исковые требования и.о. прокурора подлежат частичному удовлетворению.

        Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

       В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ПСО «Буревестник» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

       Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск и.о. прокурора ЗАТО г.Сарова Нижегородской области удовлетворить частично.

        Обязать ПСО «Буревестник» устранить нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, выявленное проверкой: на улицах и проездах отсутствует наружное освещение.

        В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

        Решение суда подлежит исполнению в течение 4 месяцев со дня вступления его в законную силу.

       Взыскать с ПСО «Буревестник государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

         Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

                  Судья                                                           Т.В.Максименко