Решение о защите активного избирательного права



Дело № 2-1989/11                                                           ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 декабря 2011 года                                                                          г. Саров.

Саровский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Журавлевой Н.М.,

при секретаре Тимохиной Е.В.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Саров Сурнина А.Л., заявителя Абдуллина М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абдуллина Марата Илизаровича о защите активного избирательного права,

    УСТАНОВИЛ:

Абдуллин М.И. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, мотивируя тем, что 4 декабря 2011 года ему было отказано участковой избирательной комиссией в реализации основных конституционных прав, принадлежащих ему от рождения и уже признанных государством РФ: на осуществление своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ); высшее непосредственное выражение власти народа, которым являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ); участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ); избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции РФ). Отказ обоснован тем, что «свидетельство об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке», выданное нотариусом на основании ст. 84 Основ законодательства о нотариате, не может быть использовано для реализации указанных прав человека. Данное решение и обусловленные им действия, по мнению заявителя, являются противоестественными, нарушающими права человека, закрепленные как в Конституции РФ, так и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966г. В свидетельстве приведены нотариально заверенные юридические факты. Документ имеет серию, номер, дату и место выдачи, информацию о лице, его выдавшем; выполнен на гербовой бумаге и защищен от подделки.

Абдуллин М.И. просил суд применить высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации при восстановлении его нарушенных основных конституционных прав в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»; на основании высшей юридической силы Конституции РФ и ее прямого действия обязать участковую избирательную комиссию № 2065 не препятствовать ему в реализации своего основного конституционного права на участие в управлении делами государства через выборных представителей.

Определением суда в порядке подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: избирательная комиссия Нижегородской области; территориальная избирательная комиссия города Сарова; участковая избирательная комиссия № 2065.

В судебном заседании Абдуллин М.И. поддержал доводы и требования заявления. Дополнил, что в силу религиозных и иных личных убеждений он не желает получать паспорт гражданина Российской Федерации по существующей форме. В ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, не является исчерпывающим. В части невозможности использования для удостоверения личности «свидетельства об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке» в указанном Федеральном законе имеется пробел, устранимый путем прямого применения Конституции РФ.

Представители заинтересованных лиц, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились. Представители избирательной комиссии Нижегородской области, участковой избирательной комиссии № 2065 в соответствующих ходатайствах просили о рассмотрении дела без их участия, против требований возражали. От представителя территориальной избирательной комиссии города Сарова ходатайств не поступало.

Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора ЗАТО г. Саров, возражавшего против заявленных требований, оценив представленные и изученные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

Из объяснений заявителя, представленных материалов следует и судом установлено, что на выборах 04 декабря 2011 года депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва участковой избирательной комиссией № 2065 на основании п. 6 ст. 64 и п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Абдуллину М.И. было отказано в выдаче избирательного бюллетеня для голосования, поскольку в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина, им было предъявлено «свидетельство об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке», выданное 01.10.2010г. нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга в соответствии со ст. 84 Основ законодательства РФ о нотариате. Такой отказ Абдуллину М.И. в возможности реализовать свое активное избирательное право оформлен решением от 04.12.2011г. участковой избирательной комиссии № 2065, подписанным председателем и секретарем комиссии и заверенным печатью.

Полагая отказ неправомерным и необоснованным, избиратель обратился в суд за защитой своих прав.

На основании объяснений заявителя судом установлено, что Абдуллин М.И. не получал в установленном порядке паспорт гражданина РФ.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

В силу ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Право гражданина Российской Федерации, достигшего на день голосования 18 лет, избирать депутатов Государственной Думы установлено ст. 5 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Пункт 5 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ определяет порядок голосования, по которому бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Аналогичные нормы содержатся в п. 6 ст. 75 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ.

По смыслу приведенных Федеральных законов при обращении за реализацией активного избирательного права гражданство Российской Федерации должно быть удостоверено.

Согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Паспорт гражданина Российской Федерации введен в действие Указом Президента Российской Федерации № 232 от 13 марта 1997г. При этом установлено, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Министерству внутренних дел РФ предписывалось осуществить до 1 июля 2004 г. поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.

По мнению суда, исходя из ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ виды других документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, применительно к рассматриваемому делу устанавливаются федеральным законом, регулирующим порядок осуществления избирательных прав граждан РФ.

На основании изложенного ссылки заявителя на любые иные федеральные законы, регулирующие, в частности пенсионные правоотношения; отношения, связанные с реализацией гражданами права на выбор места жительства, места пребывания и передвижения, отклоняются судом как неправомерные.

В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона применяемый термин и понятие «документ, заменяющий паспорт гражданина» означает документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.

На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Для иностранных граждан, указанных в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, - документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

За пределами территории Российской Федерации документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Поскольку список документов, приведенных в п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, не содержит ссылок на возможные иные документы (без конкретизации), то есть закрыт, этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию правоприменителями.

Такая правовая позиция подтверждается и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

С учетом изложенного суд отклоняет доводы Абдуллина М.И. о том, что список документов не является исчерпывающим и что в действующем российском законодательстве имеется пробел, требующий прямого применения норм Конституции России и международного права.

Нормы п. 6 ст. 64 и п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не оспорены, не признаны противоречащими Конституции РФ, являются действующими.

Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции РФ. Процедура конституционного судопроизводства определяется как самой Конституцией РФ (ст. 125), так и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционное судопроизводство осуществляют также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

По ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Оснований, способных привести суд к убеждению необходимости применения согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п.п. «в» п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с последующими изменениями и дополнениями) при разрешении настоящего гражданского дела непосредственно Конституции РФ, а не норм п. 6 ст. 64 и п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не усматривается.

Ограничения, установленные указанным Федеральным законом, в части исчерпывающего перечнядокументов, заменяющих паспорт гражданина РФ, нельзя признать необоснованными, поскольку голосовать на выборах депутатов Государственной Думы вправе только граждане России.

Ссылки заявителя на «свидетельство об удостоверении тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке» отклоняются судом, кроме приведенных доводов, по следующим основаниям.

Считая данное свидетельство документом, удостоверяющим личность, Абдуллин М.И. исходил из процедуры выдачи этого документа, акцентировав внимание на установлении его личности нотариусом, в связи с чем при обращении за выдачей бюллетеня для голосования удостоверение его личности может быть произведено уже только на основании этого свидетельства.

Между тем, согласно ст. 84 «Основ законодательства РФ о нотариате» № 4462-1 от 11.02.1993 нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии.

При этом для совершения указанного нотариального действия заинтересованное лицо подает нотариусу соответствующее заявление и свою фотографию, а нотариус, установив личность обратившегося по представленным им документам, должен убедиться, что именно явившийся к нему гражданин изображен на представленной фотографии.

Приказом Минюста РФ от 10.04.2002 № 99 (ред. от 16.02.2009) «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» утверждена форма № 20 «Свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке».

Приведенная форма не содержит сведений о гражданстве лица.

Представленное Абдуллиным М.И. свидетельство не содержит сведений, на основании которых нотариус нотариального округа Санкт-Петербурга установил его гражданство.

Указанный документ является удостоверением факта тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, но не документом, удостоверяющим личность гражданина.

Правовая природа установления факта тождественности, который удостоверяется нотариусом в рамках обеспечительной деятельности, призвана обеспечить возможность беспрепятственного осуществления прав в будущем и гарантировать возможность защиты.

Тем самым, свидетельство может быть предъявлено гражданином для реализации признанного, то есть уже существующего права. Однако оно не является документом, удостоверяющим личность, в случае, когда государством право этого лица в установленном законом порядке не признано.

Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «документ, заменяющий паспорт гражданина» означает документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.

Нотариус не относится к числу государственных органов, уполномоченных выдавать документы, удостоверяющие личность гражданина.

Выдаваемое свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина, подтверждающим его гражданство, место жительства, поскольку не названо в качестве такового избирательным законодательством и не имеет целевого назначения, в данном случае для реализации активного избирательного права.

Таким образом, суд приходит к выводу, что участковая избирательная комиссия № 2065 правомерно и обоснованно отказала в выдаче избирательного бюллетеня для голосования на выборах 04 декабря 2011 года депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва Абдуллину М.И., не представившему ни паспорт гражданина РФ, ни какой-либо из документов, указанных в п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Поскольку оснований для признания незаконными действий и отмены решения от 04.12.2011г. участковой избирательной комиссии № 2065, судом в ходе судебного разбирательства не установлено, заявление Абдуллина М.И. не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 261, 194-198 ГПК РФ,

    РЕШИЛ:

Заявление Абдуллина Марата Илизаровича оставить без удовлетворения полностью.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

      

Председательствующий                п/п                      Н.М.Журавлева.

... Судья Н.М.Журавлева.