Решение о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справок (не свтупило в закон.силу)



...

Дело № 2- 2013/11                                                                                                                               

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       

    22 декабря 2011 года                                                                             г.Саров

          Саровский городской суд Нижегородской области в составе:

федерального судьи Максименко Т.В.,

при секретаре Серовой Т.Е.

            с участием представителя заявителя Кашинцова Г.В.- Коваля А.Б.( по доверенности), представителя заинтересованного лица МИФНС России № 3 по Нижегородской области Брагина Д.Г.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Кашинцова Глеба Владимировича к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Нижегородской области г.Сарова о признании недействительными справок о наличии задолженности по налогу и пеням, признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справок,

УСТАНОВИЛ:

       Кашинцов Г.В. обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Нижегородской области г.Сарова

- о признании недействительными справок, выданных МИФНС № 3 по Нижегородской области от 26.08.2011г. ( о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам), от 04.08.2011г. в части сведений о наличии у заявителя задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 3264.31 руб., уплате пеней в сумме 3560.69руб. за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц,

- о признании незаконными действий МИФНС № 3, выразившихся в выдаче указанных справок без отражения информации о невозможности взыскания предполагаемой задолженности в принудительном порядке, о наличии предполагаемой задолженности неподтвержденной документально,

- признании незаконными действий по начислению и учету пени по НДФЛ, начисленному за 2002 год, а также требование об уплате пени;

- о признании налогового органа утратившим возможность взыскания числящейся в учете задолженности по НДФЛ за 2002г. и пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания. Обязать МИФНС № 3 по Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в соответствии с полномочиями, предусмотренными п.п.2 п.2 ст.59 НК РФ.

     Заявленные требования мотивированы тем, что на запрос Кашинцова Г.В. 04 августа 2011г. МИФНС № 3 по Нижегородской области выдала справки , о наличии задолженности по уплате налога на доходы физических лиц за 2002 год по состоянию на 01.08.2011г. В указанных справках содержатся сведения о задолженности без отражения информации о невозможности взыскания долга в принудительном порядке. Действия инспекции по указанию в справках сведений о наличии у налогоплательщика задолженности без указания информации о невозможности ее взыскания не соответствуют требованиям, установленным подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ, нарушают права и законные интересы налогоплательщика. Это повлекло для заявителя невозможность участия в аукционах по продаже права на заключение договоров аренды нежилых помещений намеченных на 08.09.2011г. на основании постановления администрации от 19.07.2011. Кроме того, действия по начислению и учету пени по НДФЛ, начисленному за 2002 год, и требования об их уплате заявитель также считает незаконными, так как налоговый орган утратил возможность взыскания числящейся задолженности по НДФЛ за 2002г. и пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания.

     В судебном заседании представитель заявителя Коваль А.Б. уточнил заявленные требования в части признании недействительными справок от 26.08.2011г. за и от 04.08.2011г. за , выданных МИФНС № 3 по Нижегородской области о наличии у заявителя задолженности по уплате пеней в сумме 3560.69 рублей за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц. В остальной части заявленные требования поддержал.

       Представитель заинтересованного лица МИФНС России № 3 по Нижегородской области Брагин Д.Г. требования не признал, пояснив, что за Кашинцовым Г.В. числится задолженность перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц. Заявителю были выданы справки о наличии задолженности по налогу на доходы физических лиц в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина РФ от 18.01.2008г. . Пропуск налоговым органом срока для принудительного взыскания задолженности по налогам не влечет прекращение начисления пени и не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате существующей задолженности. Отражение в справках информации о пропуске срока для принудительного взыскания задолженности по налогам и пени законом не предусмотрено.     

         Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

            В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

          Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 ст.31 и пункт 2 ст.32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (ст.33 Кодекса).

     Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

    Судом установлено, что Кашинцов Г.В. в июле 2011г. обратился в МИФНС № 3 по Нижегородской области с просьбой выдать справку об отсутствии задолженностей по уплате налогов и арендных платежей с целью участия в конкурсе по приобретению права аренды нежилых муниципальных помещений обратился в МИФНС № 3 по Нижегородской области.

    04.08.2011г. МИФНС № 3 по Нижегородской области выдала Кашинцову Г.В. справку за о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства РФ.

       26.08.2011г. Кашинцову Г.В. была выдана справка за о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 августа 2011г., из которой следует, что у заявителя имеется задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 3264.31 руб., уплате пеней в сумме 3560.69руб. за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц.

      Кашинцовым Г.В. заявлено требование о признании незаконными действий по начислению пеней и признании недействительными справок от 26.08.2011г. за и от 04.08.2011г. за , выданных МИФНС № 3 по Нижегородской области о наличии у заявителя задолженности по уплате пеней за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц.

       Заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

      В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента ((в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ).

        Согласно административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, налоговые органы обязаны по запросам налогоплательщиков и налоговых агентов предоставлять им справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

        В соответствии с п. 104 Регламента должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получившее запрос налогоплательщика (его представителя) на исполнение, формирует на основании информационных ресурсов инспекции ФНС России и документов, поступивших в инспекцию ФНС России на дату формирования справки, соответствующую справку (приложения N 8, N 9 к Административному регламенту) на дату, указанную в запросе.

        Форма справки утверждена Приказом ФНС России от 23.05.2005 "Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению". Указанные в справке сведения должны быть достоверными.

        Согласно п. 3 Методических указаний при формировании справки запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации", делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.

      Из материалов дела следует, что согласно представленной декларации по налогу на доходы физических лиц за 2002 год Кашинцов Г.В. обязан был уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 3264.31 рублей.              

      Представитель заявителя не отрицал, что Кашинцов Г.В. не уплатил в бюджет налог по НДФЛ за 2002 год.

       Согласно требованию Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области по состоянию на 20.08.2004г. Кашинцову Г.В. предлагалось погасить числящуюся задолженность в размере 3264.31 руб. в срок до 30.08.2004г.

       В связи с неоплатой указанного долга на указанную сумму недоимки начислялись пени за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц, что подтверждается копией лицевого счета.

       Доводы представителя заявителя о незаконности начисления пеней за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц, судом не могут быть приняты во внимание.

       В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе начислять пени в случае неуплаты налога, который налогоплательщик обязан уплатить в установленный законом срок.

      То обстоятельство, что налоговый орган не предъявлял требований в суд о принудительном взыскании налога и пени не является основанием для признания действий налогового органа по начислению пеней незаконными. Налогоплательщик при предъявлении ему соответствующих требований не лишен возможности погасить имеющуюся задолженность по налогу и пеням во внесудебном порядке.         

     Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

     Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 ). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

      Так как по состоянию на 01 августа 2011г. у Кашинцова Г.В. имелась задолженность по налогу на НДФЛ и пеням, МИФНС № 3 по Нижегородской области по установленной регламентом форме выдала Кашинцову Г.В. справки за , о наличии задолженности.

      Оснований для признании незаконными действий налогового органа по начислению пеней и выдаче справок у суда не имеется.

     Вместе с тем требования заявителя о признания налогового органа утратившим возможность взыскания числящейся задолженности по НДФЛ за 2002г. и пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, а также признания незаконными действий МИФНС № 3 по Нижегородской области, выразившиеся в выдаче справок без указания факта утраты возможности взыскания задолженности в принудительном порядке, суд считает обоснованными.

        В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

       В случае, если лицо, отказалось добровольно уплатить сумму налога или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением.

        В соответствии со ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога может быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

         Согласно требованию Межрайонной ИФНС России № 3 по Нижегородской области от 20.08.2004г. Кашинцову Г.В. предлагалось погасить числящуюся задолженность за 2002г. по НДФЛ в размере 3264.31 руб. до 30.08.2004г.

         В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данный срок является пресекательным.

          Таким образом, шестимесячный пресекательный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки истек в 2005 году.

          Представитель МИФНС России № 3 по Нижегородской области не отрицал, что налоговый орган в судебные органы с иском о взыскании с Кашинцова Г.В. задолженности по налогу и пеням не обращался.

          Следовательно, налоговый орган утратил возможность взыскания с Кашинцова Г.В. числящейся задолженности по НДФЛ за 2002г. и пеням в судебном порядке, в связи с истечением установленного срока взыскания.

          Однако, в справках по состоянию на 01.08.2011г., выданных Кашинцову Г.В., содержатся сведения о задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени за просрочку уплаты налога без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

         Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает право Кашинцова Г.В. на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.

        То обстоятельство, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 , утвердивший форму справки, не предусматривает информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

         Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

       Данная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.09.2009г. .

      Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает требование заявителя о признании незаконными действий МИФНС № 3 по Нижегородской области, выразившиеся в выдаче справок , без отражения информации о невозможности взыскания задолженности в принудительном порядке подлежащим удовлетворению.

     В силу п.1 ст.258 ГПК РФ суд считает необходимым обязать МИФНС № 3 по Нижегородской области устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя Кашинцова Г.В.

      На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Заявление Кашинцова Глеба Владимировича удовлетворить частично.

       Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Нижегородской области, выразившиеся в выдаче справок , без отражения информации о невозможности взыскания задолженности в принудительном порядке.

       Возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Нижегородской области обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Кашинцова Глеба Владимировича.

       В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

       Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

           П/п-судья Т.В.Максименко

          ...

          Судья                                                                   Т.В.Максименко