Решение о признании незаконным отказа во въезде в город



... Дело № 2- 2011/11                                                                                                                          Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             29 декабря 2011 года       г.Саров

            Саровский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Максименко Т.В.,

при секретаре Серовой Т.Е.,

с участием представителя истца Черентаева П.В. - Черентаевой В.А.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черентаева Павла Вячеславовича к Администрации г.Сарова, ОУФСБ по г.Саров Нижегородской области об устранении препятствий во въезде в ЗАТО г.Саров

УСТАНОВИЛ:

          Истец Черентаев П.В. обратился в суд с указанным иском.          Требования мотивированы тем, что истец родился и проживал в г.Сарове. 20 ноября 2007 года истец был осужден Саровским городским судом к 2 годам лишения свободы, по приговору суда начал отбывать наказание с июля 2009г. В июле 2011 г. истец был освобожден из мест лишения свободы по отбытии наказания, но в город на постоянное проживание его не пустили, так как отдел УФСБ в г.Саров отказал в согласовании допуска на территорию города. Администрация г.Саров также отказала истцу в оформлении документов на въезд в город. Истец полагает действия ответчиков, выразившиеся в отказе оформить документы на въезд в г.Саров незаконными, ограничивающими его конституционные права на жилище, выбор места жительства и воссоединение с семьей, просит суд восстановить нарушенные права на проживание по прежнему месту жительства, обязать ответчиков выдать разрешение на въезд в город.

В судебном заседании представитель истца Черентаева В.А. поддержала заявленные требования.

          Представитель администрации г.Сарова Данилова Е.С. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве указала, что администрация г.Сарова лишена возможности оформить Черентаеву П.В. документы на въезд в город, так как по результатам проверочных мероприятий отделом УФСБ г.Сарова отказано истцу в согласовании допуска на территорию ЗАТО.

Представитель ответчика ОУФСБ в г.Саров по Нижегородской области просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве указано, что Черентаев П.В. имеет неснятую и непогашенную судимость за тяжкое преступление, в связи с чем на основании Закона РФ «О государственной тайне» ему отказано в допуске на территорию ЗАТО г.Сарова.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Судом установлено, что Черентаев Павел Вячеславович родился ****г в г.Арзамас-16 Горьковской области (ныне г.Саров Нижегородской области) и состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу г.Саров ул.... дом ..., кв.....

          20.11.2007г. Черентаев П.В. был осужден Саровским городским судом по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ. 07 июля 2009г. Черентаев П.В. был осужден приговором мирового судьи судебного участка № 3 г.Сарова Нижегородской области за совершение преступлений, предусмотренных ст.116 ч.2 п. «а», ст. 74 ч.4, 70 УК РФ и ему назначено наказание в виде 2 лет 10 дн. лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселении.

       Согласно справке начальника ФКУ ИК-4 от 15.07.2011 года Черентаев П.В. был освобожден из мест лишения свободы по отбытии наказания, и ему следовало возвратиться к месту жительства в г.Саров.         Письмом Главы администрации г. Сарова от 09.11.2011г. Черентаеву П.В. было отказано в оформлении документов на въезд в ЗАТО г.Саров по причине несогласования органами ФСБ оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

           

        Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации № 3297-1 от 14.07.1992г. «О закрытом административно-территориальном образовании» органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон; участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон.

     В силу п. 18 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 693 въезд граждан для постоянного проживания на территории закрытого образования согласовывается с органом федеральной службы безопасности. Согласование предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность.     

      Допуск оформляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О государственной тайне». Гражданину может быть отказано в оформлении допуска по основаниям, указанным в этом Законе.

      Руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемом настоящим Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта (п. 19 указанного Положения).

           На основании п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне» и Указа Президента Российской Федерации № 90 от 11.02.2006г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» дислокация режимных и особо важных объектов составляет государственную тайну. Каждый житель закрытого административно-территориального образования фактически является секретоносителем, так как знает систему охраны контролируемых зон, расположение и систему охраны особо важных объектов. В связи с этим всем совершеннолетним жителям закрытых административно-территориальных образований оформляются допуска в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне».

          Согласно ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне может являться наличие у него неснятой судимости за тяжкие преступления.

          Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне должно приниматься руководителем организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

    Определением Конституционного суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 420-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сормовского районного суда г.Н.Новгорода «О проверке конституционности ряда положений Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" разъяснено, что положениями статей 3 и 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" - по своему действительному смыслу - не запрещается гражданину, имеющему постоянное место жительства на территории ЗАТО и покинувшему его в связи с лишением свободы по приговору суда, по отбытии наказания вернуться к постоянному месту жительства на территории указанного образования.         

        Таким образом, действующие правовые нормы не устанавливают однозначного и безусловного запрета на въезд лица, имеющего неснятую судимость за тяжкие преступления, на территорию закрытого административно-территориального образования.

На основании представленных материалов и объяснений представителя истца установлено, что Черентаев П.В. до осуждения проживал в городе Сарове вместе с матерью Черентаевой В.А. по адресу ул.... дом ... кв.....

          Согласно справке ЖЭУ- от 07.11.2011 г. Черентаев П.В. зарегистрирован в указанном жилом помещении по месту жительства, право пользование жилым помещением за истцом сохранено. Сведений о том, что Черентаев П.В. приобрел право на какое-либо жилое помещение, расположенное за пределами г.Саров, в распоряжении суда не имеется.

        В г.Сарове у истца проживают близкие родственники: мать, брат.

В результате отказа компетентными органами в согласовании допуска на территорию Сарова, истец лишен возможности проживать на своей жилой площади и воссоединиться с семьей.

        Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

           Так как конституционные права истца на выбор места жительства, на жилище нарушены, суд считает требования истца об устранении препятствий для въезда в г.Саров путем согласования и дачи разрешения на въезд в г.Саров для постоянного проживания подлежащими удовлетворению.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Исковые требования Черентаева Павла Вячеславовича удовлетворить.

          

          Возложить на администрацию города Сарова Нижегородской области и отдел УФСБ по г.Саров Нижегородской области обязанность по устранению препятствий для въезда Черентаева Павла Вячеславовича в г.Саров, путем согласования и дачи разрешения на въезд в г.Саров Нижегородской области для постоянного проживания.

          

           Решение может быть обжаловано сторонами в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.

                  П/п-судья Т.В.Максименко

                  ...

            Судья                                                             Т.В.Максименко