Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию (не вступило в закон.силу)



По делу № 2-116/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 февраля 2012 г.

Саровский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего - судьи Ушаковой Н.Ю.,

при секретаре - Тимохиной Е.В.,

с участием истца Шукшиной О.А.,

представителя ответчика Бронниковой Н.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шукшиной Ольги Андреевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарове Нижегородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л:

Шукшина О.А. обратилась в суд с настоящим иском и просит:

- признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии;

- включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периоды работы 1 год как 1 год 3 месяца: с 12 ноября 1984 года по 18 июля 1991 года, с 7 декабря 1992 года по 1 ноября 1999 года, а так же периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 8 ноября 1985 года по 25 марта 1987 года и с 13 января 1990 года по 18 мая 1991 года.

- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарове Нижегородской области (далее по тексту ГУ - УПФ РФ в г.Сарове) назначить и выплачивать досрочную пенсию с момента обращения в ГУ - УПФ РФ в г.Сарове, то есть с 15.08.2011 г.;

Свои исковые требования мотивирует следующим.

С 10 августа 1981 года она работала ... в медицинских учреждениях в городах и сельской местности, имеет необходимый стаж в льготном исчислении более 30 лет.

15 августа 2011 года она обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Сарове с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.11.2001 г. № 173-ФЗ.

Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Сарове Нижегородской области в специальный медицинский стаж не зачло периоды работы истца с 12 ноября 1984г. по 18 июля 1991г. и 07 декабря 1992г. по 01 июня 2001г. ... СПК Племзавод колхоза "Батурино" Рыбновского района Рязанской области. Данное решение обосновано тем, что наименование учреждения, в котором осуществлялась трудовая деятельность истца не предусмотрено Списками должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999 года и Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г.

Шукшина О.А. считает, что в результате неправомерных действий ответчика было нарушено право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, начиная с 15.08.2011 года, гарантированное законодательством РФ.

Истец в обоснование своих требований ссылается на ст. 18 Конституции РФ и указывает, что при исчислении стажа, дающего право на пенсию ранее общеустановленного возраста в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, подлежит применению то законодательство, которое действовало во время выполнения соответствующей работы.

Истец указывает, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464 " Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и соответствующим списком профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, не зависимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанным правом наделены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.

В периоды с 12.11.1984г. по 18.07.1991г. и с 07.12.1992г. по 01.06.2001г. Шукшина О.А. работала в СПК Племзавод колхоза "Батурино" Рыбновского района Рязанской области.

В соответствии с должностной инструкцией, штатным расписанием и графиком работы, ею оказывалась квалифицированная ... помощь по своей специальности: используя современные методы диагностики и лечения, разрешаемые для применения в медицинской практике, производила осмотр больных, проводила терапевтические и хирургические методы лечения зубов, проводила осмотр и лечение учащихся Н.Батуринской восьмилетней школы, обеспечивала своевременное и качественное оформление документации, вела журналы пациентов, каждое посещение фиксировала в амбулаторных картах, соблюдала правила и принципы врачебной этики и деонтологии, проводила лечебно- профилактическую работу всему сельскому населению.

В обоснование своих требований истец ссылается на п.10, 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 №25 " О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", п.2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года №464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В судебном заседании истец Шукшина О.А. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что ответчик ссылается в обоснование отказа в назначении досрочной пенсии на постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которым утвержден список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, указанным правом наделены врачи, независимо от наименования должности и учреждений всех форм собственности. Работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом списке 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа считается за 1 год и 3 месяца. В спорный период работы Шукшина О.А. осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, что подтверждено справками, выданными СПК «Племзавод колхоза Батурино» Рыбновского района Рязанской области и Администрацией Батуринского сельского поселения Рыбновского района Рязанской области, на момент выполнения истцом работы .... Шукшина О.А. не согласна с тем, что она не выполняла работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью, в связи с чем 24 мая 1991 года вместо одной введено 0,5 ставки ... и в этой связи ей не может быть назначена досрочная пенсия. Она считает, что с 1984 года по июля 1991 года она работала полную ставку и выполняла весь объем работ. Половину ее ставки в 1991 году отдали зубному технику, поэтому поделили ставку пополам, а Шукшина О.А. почти сразу после этого ушла работать в Рыбновскую Центральную районную больницу, но так как техник, проработав полтора месяца, уволился, она вернулась назад, и работала уже на полставки, и получала заработную плату соответственно. Начинала работать Шукшина О.А. в зубном кабинете Племзавода колхоза «Россия», потом он был переименован, о чем представлены документы в дело, и в итоге стал называться «СПК Племзавод колхоза «Батурино». Она считает, что зубной кабинет в тот период времени, когда она там работала, и выполняла работу ..., мог быть отнесен к лечебным учреждениям. Поскольку до 1 ноября 1999 года работа на полставки также давала право на досрочную пенсию, истец считает, что спорный период должен быть отнесен к специальному льготному стажу работы. Кроме того, при назначении заработной платы истец брала справку в Рыбновской ЦРБ, а также получала медикаменты в этой же больнице, отчитывалась в указанной организации. Кроме того, по мнению истца, работа ... была очень напряженной в колхозе. В колхоз входило 5 населенных пунктов, колхоз считался миллионером. Зубной кабинет находился в одном здании с фельдшерско-акушерским пунктом, но относился не к больнице, а к колхозу. Шукшина О.А. просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Бронникова Н.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, представив суду письменный отзыв на иск.

Представитель ответчика Бронникова Н.А. суду пояснила, что УПФ в г.Сарове возражает против требований Шукшиной О.А. в связи с отсутствием 30-летнего стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. По мнению представителя ответчика, зубной кабинет должен был относиться к какому-либо медпункту, и ни в одном из списков, в том числе утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, такого вида учреждения, как зубной кабинет, не было предусмотрено, и медпунктом или поликлиникой зубной кабинет колхоза не может считаться. Медпункт относится к больнице, и это должно быть отражено в документах. УПФ в г.Сарове не наделен полномочиями предполагать, и основываясь на списках и номенклатуре медицинских учреждений, зубной кабинет не может подпадать под определение учреждения по причине того, что в районной больнице идет систематическое оказание медицинских услуг. В документах не отражено, что зубной кабинет проверялся со стороны медицинских учреждений. Кроме того, в лицевом счете видно, что не применялась доплата 25% как работающим в сельской местности, в связи с тем, что условия были приближены к городским. Поэтому ответчик считает, что напряженной работа истца не была, и она не получила право на досрочную трудовую пенсию. Кроме того, декретные отпуска, по мнению представителя ответчика, также не могут быть отнесены к льготному стажу, так как в этот период работа не выполнялась, и это был период отпуска. Просит в иске отказать.

Заслушав истца по заявленным исковым требованиям, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 15 августа 2011 г. Шукшина О.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г.Сарове с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

ГУ - УПФ РФ в г.Сарове Нижегородской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Шукшиной О.А. было отказано, в связи с отсутствием на день обращения необходимого специального стажа работы.

При определении права Шукшиной О.А. на назначение досрочной пенсии ответчик установил, что стаж ее ... деятельности по состоянию на 15 августа 2011 года составляет 14 лет 10 месяцев 14 дней.

Не включен в специальный стаж период работы с 12 ноября 1984 года по 18 июля 1991 года и с 7 декабря 1992 года по 1 июня 2001 года - периоды работы ... СПК Племзавод колхоза «Батурино» Рыбновского района Рязанской области, так как наименование данного учреждения не предусмотрено Списками должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года и Постановлением Правительства № 781 от 29 октября 2002 года (л.д. ...).

Из трудовой книжки истца следует, что с 12 ноября 1984 года по 18 июля 1991 года и с 7 декабря 1992 года по 1 июня 2001 года работала ... Племзавода колхоза «РОССИЯ» Рыбновского района Рязанской области (л.д. ...).

Согласно справки председателя СПК Племзавод колхоза «Батурино» от 14 июля 2011 года следует, что зубной кабинет, в котором работала Шукшина О.А. с 12 ноября 1984 года по 18 июля 1991 года и с 7 декабря 1992 года по 1 июня 2001 года ... относится к сельской местности, должность ... относится к среднему медицинскому персоналу, основанием является номенклатура учреждений здравоохранения (л.д. ...).

Согласно справки председателя СПК Племзавод колхоза «Батурино» от 14 июля 2011 года колхоз «Россия» переименован в Племзавод колхоза «Батурино», а Племзавод колхоза «Батурино» переименован в СПК Племзавод колхоза «Батурино» (л.д. ...). Из справки следует, что в соответствии с реорганизацией исполкома Батуринского сельского Совета народных депутатов Рыбновского района Рязанской области в Батуринскую сельскую администрацию, а затем управзднена в связи с принятием Устава Рыбновского района Постановлением главы Рыбновского района от 28.02.1997г. за с 01.03.1997 года в администрацию Батуринского сельского округа, а затем решением Рыбновской районной Думы от 03.11.2005 г. ликвидирована администрация Батуринского сельского округа и образована администрация Батуринского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области (л.д. ...).

Согласно должностной инструкции ... кабинета Племзавода колхоза «Россия» от 3 августа 1981 года основной задачей ... является оказание качественной лечебно-профилактической помощи населению, ... проводит лечебную, диагностическую профилактическую и организационную работу в лечено-профилактических учреждениях, а также в школах, детских дошкольных учреждениях (л.д. ...).

Из справки о работе Шукшиной О.А. следует, что она находилась в отпуске по беременности и родам с 12 августа 1985 года по 7 ноября 1985 года и в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 8 ноября 1985 года по 25 марта 1987 года, а также в отпуске по беременности и родам с 12 сентября 1989 года по 12 января 1990 года и в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 13 января 1990 года по 18 мая 1991 года (л.д.13). Указанные сведения подтверждаются также копиями свидетельств о рождении детей (л.д. ...).

Из сообщения государственного бюджетного учреждения Рязанской области «Рыбновская центральная районная больница» следует, что зубной кабинет СПК Племзавода колхоза «Батурино» Рыбновского района Рязанской области, располагался в здании Выселковского фельдшерско-акушерского пункта, к структурному поздразделению больницы не относится, но при этом со стороны Рыбновской центральной районной больницы осуществлялся контроль за работой ... в этом кабинете, ... Шукшиной О.А. сдавались отчеты в организационно-методический кабинет Рыбновской центральной районной больницы на статистическую обработку и определение показателей их работы по форме , заведующий стоматологической службой района Рыбновской центральной районной больницы подводил итоги работы и контролировал деятельность указанного кабинета с выездом по месту его расположения (л.д....).

По справке от 4 января 2012 года следует, что Шукшина О.А. в период работы с 12.11.1984 года по 18.07.1991 года и с 07.12.1992 года по 02.06.3002 года ... СПК «Племзавод колхоза «Батурино» в соответствии с должностной инструкцией, штатным расписанием и графиком работы, оказывала квалифицированную ... помощь по своей специальности, используя современные методы диагностики и лечения, проводила осмотр больных, проводила терапевтические и хирургические методы лечения зубов, осмотр и лечение учащихся Батуринской восьмилетней школы, обеспечивала ведение документации, соблюдала принципы врачебной этики, проводила лечебно-профилактическую работу всему сельскому населению (л.д. ...).

Из справки от 08.02.2012г. следует, что в СПК Племзавоз колхоза «Батурино» входят населенные пункты д.д. Новое Батурино, ст. Батурино. Ст. Веселово, Нагорное, Выселки (л.д. ...).

При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж, в данном случае лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2),35 (часть 1), 37 (части 1 и 3),39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей учреждений здравоохранения, в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших лечебную деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма лечебная деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2),39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

При определении права на пенсию медицинским работникам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

С учетом данных требований действующего законодательства период работы Шукшиной О.А. ... на 0,5 ставки подлежит включению в специальный стаж частично по 31 октября 1999 года, поскольку после указанной даты работа ... подлежит включению в льготный стаж только при условии работы в данной должности в течение полного рабочего дня.

При таких обстоятельствах, требование истицы о включении в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периодов работы с 12 ноября 1984 года по 18 июля 1991 года и с 7 декабря 1992 года по 1 ноября 1999 года является обоснованным.

С доводами представителя ответчика о том, что истец не предоставил все необходимые для назначения пенсии документы, а также о том, что зубной кабинет не относился к учреждениям здравоохранения, суд не может согласиться, поскольку он основан на неправильном применении и толковании норм закона, не соответствует установленным обстоятельствам.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования необходимый стаж полностью или частично.

Следовательно, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.

В период работы Шукшиной О.А. ..., действовал утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым была предусмотрена должность .... Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 утратило силу только с 1 октября 1993 года.

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, действовавшем с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В числе прочих, в указанном списке указаны медицинские кабинеты. Зубной кабинет в данном случае относится к определенному типу амбулаторно-поликлинических учреждений, наряду с фельдшерско-акушерским пунктом. При этом, поскольку список наименований таких учреждений не является исчерпывающим, зубной кабинет племзавода колхоза являлся, на что указывает список в совокупности с приказами Минздрава того периода времени, сельским лечебно-профилактическим учреждением.

Список от 6 сентября 1991 г., в то же время, не является исчерпывающим, в нем определен лишь характер соответствующих учреждений, а не их наименование. Однако отсутствие того или иного учреждения в указанной Номенклатуре не является достаточным основанием для отрицательного решения ответчика.

Согласно ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. к государственной системе здравоохранения относятся как подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно - профилактические учреждения, так и лечебно - профилактические учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, организациями помимо Минздрава РФ и министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Так, согласно Приказу Минздрава РСФСР от 12.08.1982 N 535 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания в колхозах и совхозах РСФСР» в целях коренного улучшения медицинского обслуживания, условий труда и быта в колхозах и совхозах республики, всемерного развития материальной базы сельских лечебно-профилактических учреждений в свете решений XXVI съезда КПСС, Майского 1982 г. Пленума ЦК КПСС и Постановления Совмина РСФСР от 28.07.1982 N 428 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания в колхозах и совхозах РСФСР» было принято решение о создании в центральных районных, краевых, областных и республиканских (АССР) больницах и диспансерах дополнительных выездных амбулаторий, стоматологических, зубопротезных и флюорографических кабинетов, женских консультаций, клинико-диагностических лабораторий и других передвижных видов медицинского обслуживания колхозников, рабочих совхозов, а также жителей отдаленных и малонаселенных пунктов и в период массовых сельскохозяйственных работ. При расчетах потребности и места дислокации вновь открываемых амбулаторий было приказано иметь в виду работу в них врачей: терапевта, педиатра, стоматолога (или зубного врача). При небольшой численности населения предусматривать обслуживание амбулаторий близлежащих населенных пунктов, а по отдельным отдаленным районам, где организация амбулаторий (из-за недостатка численности населения) не укладывается в действующие нормативы, вносить предложения в Минздрав РСФСР для рассмотрения вопроса об утверждении индивидуальных штатов.

Очевидно, что в отсутствие ограничений по наименованию учреждений, собственники таких учреждений вправе давать им названия и не совпадающие с перечнем Номенклатуры Минздрава, что не дает оснований исключать эти учреждения из числа лечебно - профилактических. Кроме того, утверждая Номенклатуру учреждений для целей оплаты труда, Минздрав РФ учитывает действующую систему этих учреждений, а значит, не включает в нее учреждения, существовавшие в прежние годы, когда могла иметь место работа лица, обращающегося за пенсией. Так, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, среди лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений были предусмотрены, например, психиатрические колонии, пункты сбора грудного молока, санитарно - эпидемиологические, противомалярийные, противоэпидемические, прививочные, бактериологические и коревые станции, пункты, отряды и лаборатории. В приведенных выше Номенклатурах 1995 г. такие учреждения не упоминаются, но это не свидетельствует о том, что они не предусмотрены Списком от 6 сентября 1991 г.

В соответствии с письмом Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 , при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01.11.1999, применяется номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395.

Согласно п. 15 указанной номенклатуры учреждений здравоохранения, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Следовательно, номенклатура учреждений здравоохранения, на которую ссылается ответчик в обоснование своих возражений, также не исключает возможности отнесения к учреждениям здравоохранения структурных подразделений других организаций, к которым может относится как колхоз, так и производственный кооператив.

До указанного периода времени действовавшая номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава СССР от 23.10.1978 г. также в п. 16 предусматривала, что здравпункты организуются при предприятиях, учреждениях и организациях и входят в состав поликлиники или амбулатории.

Кроме того, в соответствии с Постановлением «Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974г. № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (п. 83 списка) зубной врач стоматологического кабинета, поликлиники, отделения и кабинета имел право на дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда.

В выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях ... и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно - медицинской академии, военно - медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно - диагностической поликлинике Военно - медицинской академии, медико - санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно - эпидемиологических лабораториях, санитарно - контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.2001 N 130)

Периоды работы после 01.11.1999 засчитываются в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999. Указанные Списки и Правила распространяются на случаи работы в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, к которым зубной кабинет СПК Племзавод колхоза «Батурино» не может быть отнесен, следовательно, наименование в данном случае не имеет существенного значения.

Традиционное наименование зубного кабинета подразумевает работу в стоматологическом кабинете как подразделении стоматологической поликлинике, что однозначно указывает на тождественный характер работы зубного врача в зубном кабинете и в стоматологической поликлинике. Например, Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала, утвержденные Минздравом СССР 28.12.1983 N 2956а-83 предусматривали, что заведующий стоматологическим отделением (кабинетом) и зуботехнической лабораторией обязаны разработать на основании Правил инструкции по технике безопасности и производственной санитарии по отдельным видам работ. В нормативных актах Минздрава, таким образом, зубной кабинет понимается как подразделение стоматологической поликлиники наряду со стоматологическим отделением.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.

В данном случае истец предоставил достаточно доказательств тому, что выполняла работу, подвергаясь неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой работы ... в лечебном учреждении тождественном по своему назначению стоматологической поликлинике - зубном кабинете, в связи с этим суд считает отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии истцу по причине того, что зубной кабинет отдельно не поименован в списке наименования учреждений, неправомерным.

Кроме того, доводы ответчика о том, что работа истца не была интенсивной, опровергаются сведениями о количестве населения, проживающего на обслуживаемом Шукшиной О.А. ..., участке, а также данными о должностных обязанностях ....

Ответчик же в обоснование своих доводов о том, что работа Шукшиной О.А. не была интенсивной, не предоставил.

Кроме того, с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным закономстатья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, при предоставлении женщине отпуска по уходу за ребенком до 06.10.1992, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", время нахождения женщины в указанном отпуске подлежит включению в полном объеме в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку право на включение указанного периода в специальный стаж было приобретено на основе действовавшего на момент возникновения соответствующих правоотношений законодательства до внесения вышеуказанных изменений, с принятием которых время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестало включаться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии. На этом основании требования Шукшиной О.А. о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми, следует признать законными и обоснованными.

В соответствии с п.п.1,2 ст.19 Федерального закона от 17.12.2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Шукшина О.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г.Сарове с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 15 августа 2011 г. Таким образом, трудовая пенсия должна быть ей назначена именно с 15 августа 2011 г. На момент обращения за досрочной трудовой пенсией необходимый трудовой стаж 30 лет у нее имелся.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Шукшиной Ольги Андреевны удовлетворить.

Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период работы с 12 ноября 1984 года по 18 июля 1991 года и с 7 декабря 1992 года по 1 ноября 1999 года, в том числе периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 8 ноября 1985 года по 25 марта 1987 года и с 13 января 1990 года по 18 мая 1991 года.

Признать за Шукшиной Ольгой Андреевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 15 августа 2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарове Нижегородской области назначить Шукшиной Ольге Андреевне досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 15 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Саровский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий      Н.Ю. Ушакова