Решение о признании незаконным отказа во въезде в город (не вступило в закон.силу)



... Дело № 2- 401/12                                                                                                                          Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          

19 марта 2012 года                                                                                           г.Саров

            Саровский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего, судьи Максименко Т.В.

при секретаре Серовой Т.Е.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению Гришкина Евгения Владимировича к Главе Администрации г.Сарова Нижегородской области о признании незаконным отказа во въезде на постоянное проживание в г.Саров и обязании выдать разрешение на въезд

                   

УСТАНОВИЛ:

Гришкин Е.В. обратился в суд с указанным заявлением к Главе Администрации г.Саров. Требования заявителя мотивированы тем, что его мать Р. в 2011г. обратилась к Главе администрации г.Сарова с просьбой выдать ему разрешение на въезд и постоянное проживание в городе. На обращение был получен отказ по причине несогласования въезда с органами федеральной службы безопасности. Заявитель считает отказ незаконным, так как ранее он проживал в г.Сарове и выбыл из города в ноябре 2008г., в связи с осуждением и отбытием наказания за пределами г.Сарова. После отбытия наказания заявитель имеет намерение возвратиться на прежнее место жительство к своим родственникам. В г. Сарове он не собирается устраиваться на работу, связанную с доступом к государственной и военной тайне, поэтому ему не может быть отказано во въезде в город со ссылкой на ст.22 Закона РФ «О государственной тайне». Заявитель считает отказ во въезде в город нарушающим его права на свободу передвижения, выбор места жительства, право на государственную защиту семьи. Заявитель просит суд признать незаконным действие Главы Администрации г.Сарова, связанное с отказом во въезде на постоянное проживание в г.Саров и обязать Главу администрации г.Саров выдать разрешение на въезд для постоянного проживания по адресу г. Саров ул.... дом ... кв.....

Определением суда в порядке подготовки к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел УФСБ по Нижегородской области в г.Сарове.

      Заявитель Гришкин Е.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть заявление без его участия (л.д.4).

      Представитель администрации г.Сарова Деулина М.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве указала, что лицам, отбывшим наказание по решению суда, для въезда на территорию ЗАТО необходимо повторное оформление допуска. Оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, на территории г. Сарова осуществляет отдел УФСБ по Нижегородской области. Органы Федеральной службы безопасности имеют право отказать гражданину в оформлении допуска на основаниях, предусмотренных ст.22 Закона «О государственной тайне». При наличии такого отказа городская администрация не вправе оформлять документы на въезд граждан на территорию ЗАТО. По результатам проверочных мероприятий, произведенных УФСБ, Гришкину Е.В. было отказано органами ФСБ в оформлении документов на въезд на территорию города Сарова, поэтому администрация лишена возможности оформить въезд без согласования ФСБ.

       Представитель заинтересованного лица отдела УФСБ в г.Саров по Нижегородской области в судебное заседание не явился. Из письменного отзыва зам.начальника отдела Ш. от 16.03.2012г. следует, что в ходе проверочных мероприятий было установлено, что Гришкин Е.В. в анкетном материале сообщил заведомо ложные сведения относительно судимостей, поэтому ему отказано в согласовании допуска.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

         В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

         Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

      Из материалов дела следует, что Гришкин Е.В., ****г.р. проживал в г.Сарове Нижегородской области с июля 2000 года.

       Приговором Саровского городского суда от 31 мая 2002г. Гришкин Е.В. был осужден за совершение преступления, предусмотренного ст.161 ч.2 п.» г» УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком.

      Приговором Саровского городского суда от 25.01.2008г. Гришкин Е.В. был осужден за совершение преступления, предусмотренного ст.161 ч.1 УК РФ, сроком на 2 г.6 мес. условно с испытательным сроком.

       Приговором Саровского городского суда от 12.09.2008г. Гришкин Е.В. был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.161 УК РФ на 1год 6мес. На основании ст.70 УК РФ присоединено не отбытое наказание по приговору Саровского городского суда от 25.01.2008г. и окончательно назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, что подтверждается справкой ИЦ ГУВД по Нижегородской области.

      Согласно справке ... ФКУ ... от 08 июля 2011г. Гришкин Е.В. 08 июля 2011г. отбыл наказание и ему следовало возвратиться по месту жительства в г.Саров ул.... дом ....

        

        27.07.2011г. Р. обратилась к Главе Администрации г.Сарова с заявлением с просьбой разрешить въезд на территорию ЗАТО Саров сыну Гришкину Е.В.

        Письмом Главы Администрации г.Сарова от 28 октября 2011г. Р. сообщено о том, что Администрация г.Сарова дала разрешение на оформление документов на въезд Гришкину Е.В. установленным порядком. Анкетный материал поступил в Администрацию г.Сарова 08 августа 2011 года и был отправлен на проверку. В связи с тем, что органами федеральной службы безопасности было отказано в согласовании, Администрация г.Сарова не вправе оформить Гришкину Е.В. допуск на въезд в ЗАТО Саров.

Изложенные в заявлении доводы Гришкина Е.В. о том, что Глава администрации г.Сарова незаконно отказал во въезде в город Саров суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции России права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Одним из таких законов является Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".

            Город Саров Нижегородской области является закрытым
административно-территориальным образованием.

            В соответствии со ст. 3 Закона РФ №3297-1 от 14.07.1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании», особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает ограничение на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории.

       Обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

         В статье 4 Закона о ЗАТО указано, что органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемом настоящим Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта (п. 19 указанного Положения).

         В пункте 18 постановлением Правительства РФ №693 от 11.06.1996 года « Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии», предусмотрено, что согласование предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность.

      Допуск оформляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации № 5485-1 от 21.07.93 г. «О государственной тайне». Гражданину может быть отказано в оформлении допуска по основаниям, указанным в этом Законе.

       Из смысла вышеназванных положений нормативно-правовых актов следует, что выдача разрешения на въезд гражданина на территорию ЗАТО для постоянного проживания обусловлена согласованием с органом федеральной службы безопасности,которое предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Допуск оформляется по основаниям и в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О государственной тайне".

Как предусмотрено ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии с данным законом Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

В соответствии с п. 27, 28 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010г. № 63, подготовка материалов для оформления допуска граждан к государственной тайне осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации.

      Направлять граждан в режимно-секретные подразделения и органы безопасности по вопросам, связанным с оформлением допуска к государственной тайне, запрещается.

Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету (форма 4), в которой обязаны указывать достоверные данные.

В соответствии с п.п. «д» п. 12 Инструкции основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

         В статье 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в качестве основания для отказа гражданину в допуске к государственной тайне указано - сообщение гражданином заведомо ложных анкетных данных.

      Из письменного отзыва зам.начальника отдела УФСБ по Нижегородской области Ш. от 16.03.2012г. и представленного анкетного материала следует, что в анкетном материале Гришкин Е.В. не указал наличие всех судимостей, в частности судимости от 31 мая 2002г. за совершение преступления, предусмотренного ст.161 ч.2 п.» г» УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком.

        Анкета заполнена Гришкиным Е.В. собственноручно, ему было известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные в анкете, могут повлечь отказ в оформлении допуска, о чем указано в п.20 анкеты.

       Так как Гришкин Е.В. сообщил в анкете заведомо ложные сведения относительно судимостей, поэтому отделом УФСБ по Нижегородской области ему отказано в согласовании допуска.

В соответствии с положениями вышеуказанных законов руководитель органа местного самоуправления ЗАТО не имеет права выдать разрешение на въезд гражданина на территорию ЗАТО без согласования допуска с органом федеральной службы безопасности, которое предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Так как отделом УФСБ г.Саров по Нижегородской области в согласовании допуска Гришкина Е.В. на въезд в г.Саров было отказано, Глава администрации г.Сарова не имел права выдать заявителю разрешение на въезд на постоянное проживание на территорию ЗАТО.

В данном случае право Гришкина Е.В. на выбор места жительства Главой администрации г.Сарова не нарушено, так как заявитель не лишен возможности вновь обратиться в органы местного самоуправления с предоставлением анкеты, отражающей достоверные сведения о всех судимостях, и заполненной с учетом требований Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010г. № 63.

      На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Гришкина Евгения Владимировича к Администрации г.Сарова Нижегородской области о признании незаконным отказа во въезде на постоянное проживание в ЗАТО Саров и обязании выдать разрешение на въезд в город оставить без удовлетворения.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение 30 дней со дня вынесения мотивированного решения.

             П/п-судья Т.В.Максименко

             ...

             Судья                                                                   Т.В.Максименко