Решение о признаии незаконным постановления о вводе в эксплуатацию законченного строительством жилого дома (не вступило в закон.силу)



... № 2-686/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 мая 2012 г.

Саровский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего - судьи Елисеевой Н.В.,

при секретаре - Бариновой М.И.,

с участием заявителя Назарова Г.М., его представителя Дорожкиной Е.А., представителя заинтересованного лица Половниковой Н.Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Назарова Глеба Михайловича о признании незаконным постановления администрации г.Сарова о вводе в эксплуатацию законченного строительством жилого дома,

у с т а н о в и л:

             Назаров Г.М. обратился в суд с настоящим заявлением и просит признать незаконным Постановление администрации ... от 30 декабря 2011 года о вводе в эксплуатацию законченного строительством блокированного малоэтажного жилого дома, расположенного в МКР-, в квартале ..., участке ... и отменить его; признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30 декабря 2011 года и отменить его.

Свои требования мотивирует следующим.

           Постановлением Администрации г.Саров от 30 декабря 2011 года разрешен ввод в эксплуатацию законченного строительством блокированного малоэтажного жилого дома в МКР-, квартале ..., участке .... Жилому дому присвоен адрес - ул. ..., д...., блок ....

           На основании указанного постановления 30 декабря 2011 года администрацией г.Саров выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию .

           Однако данные постановление и разрешение о вводе жилого дома в эксплуатацию являются незаконными по следующим основаниям.

            Строительство жилого дома осуществлял Фонд «Доступное жилье» по договору участия в долевом строительстве объекта недвижимости, заключенного с заявителем, за счет его средств, для постоянного проживания в доме его и его семьи.

            Согласно условиям договора по завершении строительства жилого дома, после ввода его в эксплуатацию и принятия заявителем по акту приема - передачи за заявителем возникает право собственности на данный объект.

             В конце марта 2012 года на основании оспариваемых постановления и разрешения администрации г.Саров о вводе объекта в эксплуатацию Фондом «Доступное жилье» заявителю было предложено подписать акт о реализации договора, то есть акт приема - передачи жилого дома.

           Однако к настоящему моменту и соответственно к моменту издания оспариваемых решений администрации г.Саров, объект строительства не был обеспечен инженерными системами, а именно отсутствовало электроснабжение и газоснабжение.

          Несмотря на очевидность недостатков объекта строительства, администрация в основу оспариваемого постановления положила заведомо недостоверные сведения, о том, что жилой дом полностью соответствует техническим условиям электроснабжения и газоснабжения.

          В связи с этим 12 апреля 2012 года заявителем был направлен запрос в Z.Z.Z о состоянии газоснабжения и о соответствии его проекту в МКР -, в том числе и в части, касающегося его дома.

          Согласно ответу Z.Z.Z от 18 апреля 2012 года, в соответствии с техническими условиями от 13 апреля 2010 года было выполнено два отдельных проекта (2 этапа работы) - «Строительство магистральных сетей в МКР-» (1 этап) и «Внутриквартальные сети газоснабжения низкого давления в МКР- квартал ... г.Саров» (2 этап).

           Заказчиком по первому указанному проекту является МУ «УКС администрации г.Саров», по второму, по поручению администрации г.Саров заказчиком выступил Фонд «Доступное жилье».

           Однако МУ УКС администрации г.Саров» не выполнило проект газоснабжения, заказчиком по которому являлось, то есть первый этап работ. К настоящему времени не осуществлено строительство газовых объектов (газорегуляторный пункт, газопровод высокого давления и распределительный газопровод низкого давления ...). Исполнительно - техническая документация в полном объеме не представлялась.

           2 этап работ по второму проекту газоснабжения Фондом «Доступное жилье» выполнен полностью.

           Однако пуск газа до настоящего времени не осуществлен, так как присоединение к действующей газораспределительной сети и пуск газа во внутриквартальные сети возможен только после завершения 1 этапа строительства, то есть после выполнения первого проекта, заказчиком которого является администрация г.Саров.

          Таким образом, на момент издания постановления о вводе дома в эксплуатацию и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, должностные лица администрации г.Саров не могли не знать о невыполнении проекта газоснабжения, так как администрация г.Саров являлась заказчиком данного проекта. Сведения, положенные в основу постановления о соответствии газоснабжения техническим условиям, являются заведомо ложными.

            В соответствии с п.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.

           Письмо Z.Z.Z подтверждает несоответствие дома заявителя техническим условиям и проекту в части газоснабжения, что делает постановление и разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию незаконными и влечет их отмену. По мнению заявителя, в эксплуатацию принят непригодный для проживания и не соответствующий проекту объект строительства.

          Оспариваемыми решениями органа местного самоуправления нарушается право заявителя на жилище. Решение администрации г.Саров о вводе дома заявителя в эксплуатацию ставит его в положение, при котором он должен принять и пользоваться непригодным для проживания помещением.

          О существовании Постановления администрации на ввод объекта в эксплуатацию от 30 декабря 2011 года и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30 декабря 2011 года заявитель узнал только 17 февраля 2012 года при рассмотрении Саровским городским судом гражданского дела по его иску к ФДЖ о взыскании неустойки. Указанные акты были истребованы из администрации г.Саров по запросу суда и в указанный день заявитель их впервые увидел. Таким образом, трехмесячный срок на обращение в суд не пропущен.

В ходе рассмотрения дела заявитель Назаров Г.М. и его представитель Дорожкина Е.А. заявление поддержали.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Сарова Нижегородской области Половникова Н.Г., действующая на основании доверенности, заявление не признала, представив суду письменный отзыв на него.

Определением Саровского городского суда Нижегородской области от 03 мая 2012 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Фонд «Доступное жилье», представитель которого, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание, назначенное на 12 мая 2012 г., не явился, никаких доводов по существу заявления суду не представил.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Заявитель оспаривает постановление Администрации г.Сарова от 30 декабря 2011 г. о вводе в эксплуатацию законченного строительством блокированного малоэтажного жилого дома, расположенного в МКР -, квартале ..., участке ..., и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30 декабря 2011 г.

Оспариваемые решения органов местного самоуправления являются ненормативными актами, так как не обладают существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт: наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц.

      Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

     Таким образом, для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение актом прав и законных интересов гражданина.

Доводы заявителя и его представителей сводятся к тому, что оспариваемые решения органа местного самоуправления противоречат ст.55 ГрК РФ, Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006 г. , ст.15 ЖК РФ.

В силу ч.3 ст.246 ГПК РФ при разрешении и рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации г.Сарова Нижегородской области от 30 декабря 2011 г. , на основании заявления Назарова Г.М. от 29 декабря 2011 г., договора субаренды земельного участка от 01 марта 2010 г., постановления администрации от 04 декабря 2009 г., разрешения на строительство от 15 апреля 2010 г., акта приема-передачи законченного строительством объекта от 08 декабря 2011 г., акта о соответствии законченного строительством объекта проектной документации от 16 декабря 2011 г., акта о соответствии законченного строительством объекта требованиям технических регламентов от 16 декабря 2011 г., справок W.W.W от 19 декабря 2011 г., МУП «Горводоканал» от 30 декабря 2011 г., S.S.S от 16 декабря 2011 г. о выполнении технических условий, схемы объекта градостроительной деятельности от 16 декабря 2011 г. разрешен ввод в эксплуатацию законченного строительством блокированного малоэтажного жилого дома в МКР-, квартал ..., участок .... Присвоен адрес блокированному малоэтажному жилому дому в МКР-, квартал ..., участок ... - ул...., д...., блок ....

На основании указанного постановления Администрация г.Сарова Нижегородской области 30 декабря 2011 г. выдала разрешение на ввод объекта в эксплуатацию .

В соответствии со ст. 55 ГрК РФ, 1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

7. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Судом установлено, что Администрация города Сарова, выдавая разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, действовала в пределах своих полномочий.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию составлено по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. .

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Администрацию г.Сарова были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст.55 ГрК РФ, а именно: договор субаренды земельного участка, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, акт приемки объекта капитального строительства, документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технического регламента и проектной документации, подписанные лицами, осуществляющими строительство, схема, отображающая расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, планировочная организация земельного участка, подписанная лицом, осуществляющим строительством (л.д....).

В соответствии с ч.4.1 ст.55 ГрК РФ, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.

Части 6, 7 и 9 ст.55 ГрК РФ устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. В целях устранения неоднозначного толкования норм Кодекса на практике Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" п. 23 ст. 1 внесено уточнение о том, что в случае ввода в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства не допускается отказ в выдаче разрешения на строительство по основанию несоответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта проектной документации, поскольку для такого строительства проектная документация вообще не требуется.

Исходя из выше изложенного, суд считает, что оспариваемые решения Администрации г.Сарова, а именно постановление о вводе в эксплуатацию законченного строительством блокированного малоэтажного жилого дома, расположенного в МКР-, квартале ..., участке ..., и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию соответствуют нормам действующего законодательства.

Доводы заявителя и его представителя о том, что представленные в Администрацию документы, явившиеся основанием для принятия оспариваемых решений, являются не соответствующими действительности, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку не оспорены в судебном порядке, хотя в ходе рассмотрения дела судом ставился вопрос об оспаривании данных документов и рассмотрении дела в порядке искового производства, однако заявитель и его представитель настаивают на рассмотрении дела по заявленным требованиям.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что оспариваемые решения приняты Администрацией г.Сарова на основании заявления Назарова Г.М. от 29 декабря 2011 г., что непосредственно указано в постановлении, а в случае, если в Администрацию города обращалось с заявлением лицо, уполномоченное самим Назаровым Г.М. на совершение указанного действия на основании доверенности, то доверенность Назарова Г.М. не отозвана им.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения его требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Назарова Глеба Михайловича о признании незаконными постановления Администрации г.Сарова от 30 декабря 2011 г. о вводе в эксплуатацию законченного строительством блокированного малоэтажного жилого дома и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30 декабря 2011 г. и их отмене оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с момента принятия судьей решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 мая 2012 г.

П.п.Судья Саровского городского суда -Н.В.Елисеева

... судья -                                  Н.В.Елисеева