Решение об обязании устранить нарушения законодательства (не вступило в закон.силу)



... № 2-333/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 мая 2012 г.

Саровский городской суд Нижегородской области в составе:

Председательствующего - судьи Елисеевой Н.В.,

При секретаре - Бариновой М.И.,

С участием помощника прокурора г.Сарова Нижегородской области Вагина С.В.,

Представителя ответчика Рындиной Е.Н., действующей на основании доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Сарова Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Аптеки Сарова» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор ЗАТО г.Сарова Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском и просит обязать ОАО «Аптеки Сарова» оборудовать вход в аптеки (г.Саров пр...., д....), (г.Саров ул...., д....), (Г.Саров ул...., д....), (г.Саров ул...., д....), (г.Саров пр...., д....) пандусами для доступа инвалидов-колясочников; обязать ОАО «Аптеки Сарова» оборудовать вход в аптеку «...» (г.Саров пр...., д....) поручнем для доступа инвалидов-колясочников.

Свои исковые требования мотивирует следующим.

Прокуратурой ЗАТО г.Саров проведена проверка соблюдения законодательства об общедоступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов в ОАО «Аптеки Сарова».

В ходе проведения проверки установлено, что ОАО «Аптеки Сарова» не исполняет требования законодательства о социальной защите прав инвалидов в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Так, у входа в аптеки (г.Саров пр...., д....), (г.Саров ул...., д....), (г.Саров ул...., д....), (г.Саров ул...., д....), (г.Саров пр...., д....) отсутствуют пандусы для доступа инвалидов-колясочников, а у входа в аптеку «...» (г.Саров пр...., д....) отсутствует поручень для доступа инвалидов-колясочников.

18 апреля 2012 г. прокурор изменил исковые требования и просит суд обязать ОАО «Аптеки Сарова» осуществить по согласованию с Саровской организацией Нижегородской областной общественной организацией «Всероссийского общества инвалидов» меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, связанных с приобретением товаров, торговля которыми осуществляется в аптеках (г.Саров пр...., д....), (г.Саров ул...., д....). В связи с добровольным исполнением требований прокурора от исковых требований в части аптеки (г.Саров пр...., д....) отказывается. В остальной части (аптеки (г.Саров ул...., д....), (г.Саров ул...., д....) на заявленных требованиях настаивает.

Определением Саровского городского суда Нижегородской области от 18 апреля 2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Саровская организация Нижегородской областной организации «Всероссийского общества инвалидов».

Определением Саровского городского суда Нижегородской области от 04 мая 2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП «Центр ЖКХ».

В судебном заседании 23 мая 2012 г. помощник прокурора ЗАТО г.Саров Нижегородской области Вагин С.В. исковые требования от 18 апреля 2012 г. поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Рындина Е.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив суду, что часть требований прокурора исполнена добровольно.

Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, никаких доводов по существу заявленного иска суду не предоставили.

Заслушав помощника прокурора, возражения представителя ответчика по существу заявленных требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Как следует из материалов дела, прокуратура г.Сарова провела проверку на предмет соблюдения требований действующего законодательства ОАО «Аптеки Сарова».

В ходе проверки установлено, что у входа в аптеки (г.Саров пр...., д....), (г.Саров ул...., д....), (г.Саров ул...., д....), (г.Саров ул...., д....), (г.Саров пр...., д....) отсутствуют пандусы для доступа инвалидов-колясочников, а у входа в аптеку «...» (г.Саров пр...., д....) отсутствует поручень для доступа инвалидов-колясочников.

В соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, здания аптек является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здания аптек должно быть приспособлено для доступа инвалидов.

Суд исходит из того, что несоблюдение и невыполнение администрацией ОАО «Аптеки Сарова» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивают как интересы неопределенного круга - инвалидов. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Положения Закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.

Положениями ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Из представленных материалов дела следует, что решением Саровского городского суда Нижегородской области от 04 сентября 2009 г. на МУП «Аптеки Сарова» возложена обязанность оборудовать крыльцо аптеки, расположенной по адресу: г.Саров пр...., д...., пандусами для доступа инвалидов-колясочников.

Согласно заключению Управления архитектуры, градостроительства и землеустройства Отдела архитектуры и градостроительства Администрации г.Сарова от 01.12.2010 г. Администрация города не согласовала эскизное предложение по ремонту входной группы аптеки ; 6 по пр...., д.... с оборудованием пандуса и считает невозможным оборудование крыльца дополнительным и громоздким пандусом с поручнями для доступа инвалидов-колясочников.

В соответствии с градостроительным заключением от 29.03.2012 г. рекомендовано ООО «Аптеки Сарова» для обеспечения доступа инвалидов-колясочников и иных маломобильных посетителей в аптеку выполнить следующие мероприятия: дополнительно предусмотреть установку разделительных поручней в центре лестницы главного входа в аптеку с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р611261; установить на крыльце главного входа в доступном месте «кнопку вызова».

Согласно акту выполненных работ от 17 апреля 2012 г. в аптеке по адресу: г.Саров пр...., д...., установлены кнопка и прибор для вызова фармацевта.

Таким образом, суд принимает отказ истца от иска в данной части, в связи с чем определением Саровского городского суда Нижегородской области от 23 мая 2012 г. производство в данной части иска прекращено.

Согласно градостроительному заключению от 29 марта 2012 г. администрация г.Сарова рекомендует ОАО «Аптеки Сарова» оборудовать крыльцо аптеки дополнительным разделительным поручнем в центральной части лестницы с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р511261.

Согласно акту выполненных работ от 17 апреля 2012 г. у входа в аптеку по адресу: г.Саров пр...., д...., установлены кнопки и прибор вызова фармацевта.

Таким образом, требования в данной части прокурора ответчиком выполнены, следовательно, иск прокурора в данной части не могут быть удовлетворен в связи с добровольным исполнение требований.

Согласно договору аренды нежилого помещения от 012 января 2008 г. МУП «Центр ЖКХ» передало МУП «Аптеки Сарова» во временное возмездное пользование (в аренду) нежилое помещение общей площадью 99,6 кв.метров, расположенное на первом этаже административного здания по адресу: г.Саров ул...., д.....

Согласно градостроительному заключению г. от 03 апреля 2012 г., Администрация г.Сарова констатирует, что оборудование лестничного марша на стилобате здания «...» - подходов к аптеке , расположенной по адресу: г.Саров ул...., д...., пандусом и поручнями для обеспечения доступа инвалидов колясочников и иных маломобильных граждан возможно.

Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности на ОАО «Аптеки Сарова» осуществить по согласованию с Саровской организацией Нижегородской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов» меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, связанных с приобретением товаров, торговля которых осуществляется в аптеке г.Сарова по адресу ул...., д....) являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно градостроительному заключению от 29 марта 2012 г., администрация г.Сарова констатирует, что оборудование крыльца главного входа в аптеку (г.Саров ул...., д....) пандусом и поручнем с заездом со стороны тротуара для обеспечения доступа инвалидов-колясочников и иным маломобильных граждан возможно.

Согласно договору подряда от 01 апреля 2012 г., устройство пандусов и поручней в аптеке по адресу: г.Саров ул...., д.... должно быть выполнено в срок до 01 июля 2012 г.

Из объяснений представителя ответчика следует, что работы ведутся, однако выполнены не до конца.

Таким образом, требования прокурора в части возложения обязанности на ОАО «Аптеки Сарова» оборудовать вход в аптеку г.Сарова, расположенную по адресу: ул...., д...., пандусами для доступа инвалидов-колясочников, являются обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.

Согласно градостроительному заключению от 29 марта 2012 г., администрация г.Сарова констатирует, что оборудование крыльца главного входа в аптеку , расположенную по адресу: г.Саров ул...., д...., пандусом для инвалидов-колясочников не представляется возможным. Рекомендуется ОАО «Аптеки Сарова» для обеспечения доступа инвалидов-колясочников и иным маломобильных посетителей в аптеку выполнить следующие мероприятия: дополнительно предусмотреть установку разделительных поручней в центре лестницы главного входа в аптеку с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р51261, установить на крыльце главного входа в доступном месте «кнопку вызова».

Согласно договору подряда от 01 апреля 2012 г. устройство поручней в аптеке по адресу: г.Саров ул...., д.... планируется выполнить в срок до 01 июля 2012 г.

Из объяснений представителя ответчика следует, что кнопка вызова в аптеке установлено, однако доказательств данному обстоятельству суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора о возложении обязанности на ОАО «Аптеки Сарова» установить пандусы являются необоснованными, с учетом все представленных доказательств суд полагает необходимым возложить на ответчика установить разделительные поручни в центре лестницы главного входа в аптеку и установить на крыльце главного входа в доступном месте «кнопку вызова».

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, 1. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

2. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда - 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора ЗАТО г.Саров Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Исковые требования прокурора ЗАТО г.Сарова о возложении обязанности на ОАО «Аптеки Сарова» по согласованию с Саровской организацией Нижегородской областной общественной организации «Всероссийского общества инвалидов» меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, связанных с приобретением товаров, торговля которых осуществляется в аптеке , расположенной по адресу: г.Саров пр...., д...., оставить без удовлетворения.

Обязать ОАО «Аптеки Сарова» осуществить по согласованию с Саровской организацией Нижегородской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов» меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, связанных с приобретением товаров, торговля которых осуществляется в аптеке г.Сарова по адресу: ул...., д....).

Обязать ОАО «Аптеки Сарова» оборудовать вход в аптеку г.Сарова, расположенную по адресу: ул...., д...., пандусами для доступа инвалидов-колясочников.

Обязать ОАО «Аптеки Сарова» установить разделительные поручни в центре лестницы главного входа в аптеку , расположенную по адресу: г.Саров ул...., д...., и установить на крыльце главного входа в доступном месте «кнопку вызова».

Обязать ОАО «Аптеки Сарова» в срок 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца.

П.п.Судья Саровского городского суда - Н.В.Елисеева

... судья -                                   Н.В.Елисеева