Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ



Дело № 155/10

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

28 декабря 2010 года г. Саров

Судья Саровского городского суда Нижегородской области Наталья Юрьевна Шнягина,

в присутствии секретаря Теленгатор Г.В.,

с участием защитника заявителя Кондюшева М.В.,

инспектора организации и осуществления государственного пожарного надзора ГПН НУ «Специальное управление ФПС № 4 МЧС России», Мушкаева В.И.,

рассмотрев жалобу председателя правления Товарищества собственников жилья «ТСЖ-1» Горелова Сергея Михайловича на постановление государственного инспектора специального подразделения ФПС № 4 по пожарному надзору Мушкаева В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении председателя правления Товарищества собственников жилья «ТСЖ-1» Горелова Сергея Михайловича

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора специального подразделения ФПС № 4 по пожарному надзору Мушкаева В.И. от 1 декабря 2010 года председатель правления Товарищества собственников жилья «ТСЖ-1» Горелов Сергей Михайлович привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Горелову С.М. объявлено предупреждение.

Горелов С.М., будучи не согласным с постановлением обратился в Саровский городской суд Нижегородской области с жалобой на указанное постановление в которой просит постановление отменить.

В своей желобе Горелов С.М. указывает, что его вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не установлена. Горелов С.М. считает, что в основу постановления положены нарушения правил пожарной безопасности и строительных норм и правил, которые были допущены застройщиком при строительстве жилых объектов, заключающиеся в отступлении от строительного проекта. Несмотря на то, что данные отступления от проекта не были регламентированы техническими решениями жилые дома № 72,74, 76 по улице Менделеева были приняты в эксплуатацию государственной комиссией, в состав которой также входили представители органов государственного пожарного надзора, как законченные строительством объекты. Представители органов государственного пожарного надзора посчитали, что на момент сдачи жилых домов в эксплуатацию все отступления от проекта не имеют отношения к нарушениям правил пожарной безопасности и строительных норм и правил. Заявитель считает, что стремление государственного инспектора привлечь его к ответственности обосновано внесением изменений в статью 20.4 КоАП РФ в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Заявитель в своей жалобе ссылается на ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, определяющей, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет. Также заявитель в своей жалобе указывает, что СНиП 21-01-97, СНиП 2.08.01-89, ПТЭЭП и ППБ 01-03, которыми государственный инспектор подразделения ФПС № 4 руководствуется при определении признаков правонарушения действовали на момент приемки государственной комиссей в эксплуатацию законченных строительством жилых объектов. Горелов С.М. считает, что в нарушении обязательных требований пожарной безопасности виновны и должны нести солидарную ответственность ЗАО «Агенство недвижимости ФСР», сдавший законченные строительством жилые объекты с нарушением проектных норм и государственная комиссия, принявшая в эксплуатацию данные объекты. Заявитель считает, что сдающая и принимающая жилые объекты стороны проигнорировали действовавшие в тот момент требования СНиП и ППБ.

В судебном заседании Кондюшев М.В. суду пояснил, что Горелов С.М. недавно назначен на должность председателя Правления ТСЖ-1, и не мог совершить правонарушение, которое ему вменяется. Кроме того, виноват в нарушении норм и требований пожарной безопасности по пунктам 4, 5, 6, 8, 9, 10 застройщик, а не ТСЖ-1.

Специалист Торгашев А.В. суду пояснил, что при сдаче объектов жилищного строительства были допущены отступления от проектов зданий и сооружений, в результате чего нарушены требования пожарной безопасности. Так, отопительное оборудование должно располагаться на высоте 2,2 м от пола, в данном случае не соблюдено указанное требование. Кроме того, люки на крышу выполнены в нарушение проекта меньших размеров. По проекту их размер должен быть не менее 800 на 900 мм. Кроме того, крышка люков должна быть выполнена по проекту из дерева обитого оцинкованным листом, внутри которой должна быть минвата. Это требование не соблюдено. Размер оконных проемов в пределах приямка должен быть не менее 1200 мм в высоту, и в ширину 920 мм. Это требование по всей видимости из антивандальных соображений было нарушено, заложено кирпичом, и заасфальтировано. Строители отступили от проекта, в результате произошло нарушение строительных норм и правил, в части соблюдения требований пожарной безопасности, которые существовали как на момент строительства в 2003 году, так и на момент составления проекта, который был утвержден в 2000 году.

Обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Горелова С.М. - Кондюшева М.В., специалиста Торгашева А.В., инспектора Мушкаева В.И., изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив полномочия лица, вынесшего постановление о привлечении к административной ответственности, сроки давности привлечения к административной ответственности, судья приходит к следующему.

Срок на подачу данной жалобы восстановлен.

Согласно ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 247-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Государственный инспектор специального подразделения ФПС № 4 по пожарному надзору Мушкаев В.И. был уполномочен рассматривать данное дело об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к ответственности не истек.

Государственный инспектор специального подразделения ФПС № 4 по пожарному надзору Мушкаев В.И. в своем постановлении установил, что должностное лицо - председатель правления Товарищества собственников жилья «ТСЖ-1» Горелов Сергей Михайлович 25 ноября 2010 года в 9 часов 20 минут в многоэтажных жилых домах по адресам: г. Саров ул. Менделеева, д.д. 72,74, 76, ул. П.Морозова, д. 3, которые обслуживает Товарищество собственников жилья «ТСЖ-1» нарушил обязательные требования пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно: не предоставлены акты проверки состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций мансардного этажа жилых домов (ППБ 01-03 п. 36); в помещениях подвалов и подъездах жилых домов допускается эксплуатация электросветильников без колпаков (рассеивателей) предусмотренных конструкцией (ППБ 01-03 п. 60); не проведена проверка соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным в электрощитах жилых домов (ППБ 01-03 п. 57, 3; ПТЭЭП п. 1.8.5); в подъездах жилых домов, на путях эвакуации, допускается размещение оборудования (батареи отопления), выступающие из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-0197 п. 6.32); размеры люков выхода на кровлю (крышу) в жилых домах менее 0,6 х 0,8 метра (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97 п. 8.4); размеры окон (люков) в подвальных помещениях жилых домов по улице Менделеева, 72, 74, 76 менее 0,9 х 1,2 метра (заложены) (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.01-89 п. 1.45); на жилые дома не разработана и не представлена в Отдел ГПН ГУ «СУ ФПС № 4 МЧС РФ» декларация пожарной безопасности (ФЗ № 123 от 22 июля 2008 года, статья 64); люки выходов на кровлю (крышу здания) не являются противопожарными второго типа (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97 п. 8.4); металлические несущие конструкции, расположенные в подвале (под лестничными маршами) не имеют предела огнестойкости R 60 (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97 п. 5.19 табл. 4, п. 7.9); в приямках подвала здания по ул. П.Морозова д. 3, ул. Менделеева, 74 смонтированы глухие металлические решетки (ППБ 01-03 п.п. 40, 44); в подвальных помещениях складируются горючие предметы (ППБ 01-03 п. 40).

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении и актом проверки.

Собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах деяние, выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении Горелов С.М. присутствовал.

Административное наказание назначено Горелову С.М. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая доводы Горелова С.М. о том, что он не является лицом, виновным в совершении правонарушения, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 названного Федерального закона).

Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах ППБ.

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как видно из материалов дела № 188 Горелов С.М. является должностным лицом - председателем правления ТСЖ-1, в силу закона обязанным соблюдать требования пожарной безопасности.

Доводы Горелова С.М. о том, что нарушения правил пожарной безопасности допущены при строительстве, суд считает нашедшими подтверждение в судебном заседании, подтвержденными данными проектов и объяснениями специалиста. В то же время требования пожарной безопасности должны соблюдаться как при строительстве, так и при эксплуатации зданий и сооружений, это предусмотрено требованиями строительных норм и правил, которые указаны в протоколе об административном правонарушении. Поэтому то обстоятельство, что нарушения требований были допущены при строительстве не освобождает Горелова С.М. от ответственности. Кроме того, суд учитывает, что Гореловым С.М., как руководителем юридического лица, не было предпринято мер, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах суд считает, что в данном случае нет оснований полагать об отсутствии состава административного правонарушения, в связи с чем считает необходимым оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья:

решил:

постановление государственного инспектора специального подразделения ФПС № 4 по пожарному надзору Мушкаева В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении председателя правления Товарищества собственников жилья «ТСЖ-1» Горелова Сергея Михайловича оставить без изменения, жалобу председателя правления Товарищества собственников жилья «ТСЖ-1» Горелова Сергея Михайловича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течении десяти суток с момента его получения.

Судья Н.Ю. Шнягина