Дело №2-378/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 6 сентября 2010 года с. Сарманово Сармановский районный суд РТ в составе: председательствующего судьи Р.Р. Хайбрахманова, с участием помощника прокурора А.М. Рахимзянова, при секретаре Э.Р. Шаяхметовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сармановского района в интересах Евдокимова М.В. к Министерству труда, занятости и социальной защиты о перерасчете по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров; о задолженности по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с Дата обезличена1996г. по Дата обезличена2010г. по ст. 15 Федерального закона Номер обезличен; о перерасчете по выплате ежегодной материальной компенсации за вред здоровью; о задолженности по выплате ежегодной материальной помощи на оздоровление с Дата обезличена1996г. по Дата обезличена2009г. по ст. 40 Федерального закона Номер обезличен «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», у с т а н о в и л : Прокурор района обратился в суд с иском в вышеуказанной формулировке указывая, что в ходе проведения проверки по заявлению участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Евдокимова М.В. установлено, что ему Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ не проиндексированы компенсация на приобретение продовольственных товаров, имеется задолженность по выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 119,561 рублей, не проиндексированы материальная помощь за вред здоровью, имеется задолженность по выплате ежегодной материальной помощи за вред здоровью в сумме 8 650,68 рублей. В связи с изложенным прокурор района просит обязать данное Министерство выплачивать с Дата обезличена 2010 года и проиндексировать компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1 266,60 рублей, обязать Министерство компенсировать Евдокимову М.В. задолженность по выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров за счет средств Федерального бюджета РФ в сумме 119,561 рублей, обязать Министерство выплачивать Евдокимову М.В. ежегодно с 2010 года проиндексировать материальную помощь за вред здоровью в размере 1 899,88 рублей и обязать Министерство компенсировать Евдокимова М.В. по выплате ежегодной материальной помощи за вред здоровью за счет средств Федерального бюджета РФ в сумме 8650,68 рублей. Прокурор просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Евдокимов М.В. на судебное заседание не явился его представитель Хабибуллина Л.Н. она же секретарь Набережночелнинской городской организации Татарстанской Республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России просит удовлетворить требования основанные на Конституции РФ и правовых актах РФ. Представитель ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, представил отзыв, указав, что они не являются надлежащим ответчиком и вопрос индексации решен на законодательном уровне, а потому в иске просят отказать. В отзыве просили рассмотреть дело без их участия. Представители третьего лица-Управления Федерального казначейства при РТ в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, а потому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося участника процесса. Выслушав в судебном заседании доводы истца, представителя Евдокимова М.В. и изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Евдокимов М.В. является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС в 1987-1988 годах. Имеет соответствующее удостоверение, дающее ему право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Из справки Номер обезличен от Дата обезличена2009 года НГДУ «Джалильнефть» ОАО «Татнефть» следует, что Евдокимов М.В. работая водителем грузового автомобиля в Джалильском управлении технологического транспорта выплаты компенсаций как ликвидатор аварии на ЧАЭС с 1997г по 2002 год не получал. Из справки Номер обезличен от Дата обезличена2009года следует, что Евдокимов М.В. с Дата обезличена2003г. по Дата обезличена2007г. работал водителем в Джалильском ЖКХ, где не получал денежную компенсацию. Согласно ст. 60 Федерального Закона РФ «Об использовании атомной энергии» «Вред, причиненный радиационным воздействием жизни или здоровью работников (в том числе командированных) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранении, а также жизни или здоровью работников, занятых на каких-либо других работах с ядерными материалами или радиоактивными веществами, в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с законодательством РФ». Согласно ст. 58 Федерального Закона РФ «Об использовании атомной энергии» «На требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется». Согласно ст. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П «Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом – конституционная обязанность РФ как социального правового государства. Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (правовая позиция Конституционного Суда РФ в Постановление от 01.12.1997г.). В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни (часть 1 статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальной редакции). В силу статьи 71 (пункт «в») Конституции РФ государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя использование эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен. Согласно аб. 3 пункта 2 Определения Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 года №344-О: «Установление в части первой статьи 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обязанности государства возмещать вред посредством установленных Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также и фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав. Часть 3 ст 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ), начиная с 29 мая 2004 г., предусматривает ежегодную индексацию размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке определяемом Правительством РФ. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами». Пунктом 10 статьи 15 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» под №1244-1 от 15 мая 1991 года, установлено обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой 50 процентов их стоимости. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» под №179-ФЗ от 24 ноября 1995 года пункт 10 статьи 15 изложен в следующей редакции: ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда. При таких обстоятельствах, задолженность по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров должна быть, возмещена за период с марта 1996 года. Закон РФ от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ вступил в силу с 27 февраля 1996 года, таким образом, первая выплата ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров должна быть в марте 1996 года и составлять: март- 126,50 руб. (МРОТ с 1 января 1996г. – 63,250 по ФЗ от 1 ноября 1995 года №159-ФЗ); апрель- 151,80 руб. (МРОТ с 1 апреля 1996 г. – 75,900 по ФЗ от 22 апреля 1996 года №40-ФЗ); Размер задолженности денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров составляет:1996 год – 1 492,70 руб.; март – 126,50 руб.; апрель – декабрь – 151,80 руб. х 9 месяцев = 1 366,20 руб. С 1 января 1997 года МРОТ составляет 83,490 руб. (ФЗ от 9 января 1997г. №6-ФЗ) и размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров: 83,490 руб. х 2 = 166,98 руб. ; 1997 год – 2 003,76 руб.; 166,98 руб. х 12 месяцев = 2 003,76 руб.; 1998 год – 2003,76 руб.; 166,98 руб. х 12месяца = 2003,76 руб; 1999 год – 2 003,76 руб.; 166,98 руб. х 12 месяцев = 2003,76 руб.; 2000 год – 1 001,88 руб.; 166,98 руб. х 6 месяцев = 1 001,88 руб. Итого 8505,86 рублей. За период до Дата обезличена 2000 г. компенсация на приобретение продовольственных товаров выплачивалась в размере 166 руб. 98 коп., т. е. в 2-х кратном размере МРОТ (83,49 руб. Х 2 = 166,98руб.). При этом МРОТ используется как критерий исчисления и как критерий индексации. Индексация проведена на основании ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от, действовавшей до 12 февраля 2001 г.) (далее базовый Закон): «Государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения ущерба («вреда» – в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ) вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты граждан, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенным законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан РФ, если не оговорено иное». За период с 1992 года по Дата обезличена 1997 года денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексировалась соразмерно росту цен. С Дата обезличена 1997 года по Дата обезличена 2000 года МРОТ не менялся. С Дата обезличена 2000 года МРОТ увеличился с 83,49 руб. до 132 руб. (ФЗ от 19.07.2000г. №82-ФЗ). Однако индексация по МРОТ органами социальной защиты произведена не была. Сумма выплаты компенсации на приобретение продовольственных товаров была проиндексирована на 1,198 (т.е. исходя из увеличения МРОТ с 83,49 до 100 руб. как для стипендий). При таких обстоятельствах ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров Евдокимова М.В. с Дата обезличена2000 г. индексируется по формуле (166,98 руб. Х 1,581 Х 1,515 Х 1,258 Х 1,205 Х 1,164 Х 1,11 Х 1,09 Х 1,08 Х 1,105 Х 1,13 Х 1,1). Таким образом, с Дата обезличена2000г. выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров должна была составлять: С Дата обезличена2000г. по Дата обезличена2000г. 166,98 руб. Х 1,581 = 263,99 руб. С Дата обезличена2001г. по Дата обезличена2001г., 263,99 руб. Х 1,515 = 399,95 руб. С Дата обезличена2002г. по Дата обезличена2002г. 399,95 руб. Х 1,258 = 503,14 руб. С Дата обезличена2003г. по Дата обезличена2003г. 503,14 руб. Х 1,205 = 606,28 руб. С Дата обезличена2004г. по Дата обезличена2004г. 606,28 руб. Х 1,164 = 705,72 руб. С Дата обезличена2005г. по Дата обезличена2005г. 705,72 руб. Х 1,11 = 783,35 руб. С Дата обезличена2006г. по Дата обезличена2006г. 783,35 руб. Х 1,09 = 853,85 руб. С Дата обезличена2007г. по Дата обезличена2007г. 853,85 руб. Х 1,08 = 922,16 руб. С Дата обезличена2008г. по Дата обезличена2008г. 922,16 руб. Х 1,105 = 1 018,99 руб. С Дата обезличена2009г. по Дата обезличена2009г. 1 018,99 руб. Х 1,13 = 1 151,46 руб. С Дата обезличена2010г. 1 151,46 руб. Х 1,1 = 1 266,60 руб. и с Дата обезличена2010г. выплачиваться в сумме 1 266,60 рублей. Суммарный долг за весь период с Дата обезличена1996 г. по Дата обезличена2010 г. составляет: за период с Дата обезличена 2000 г. по Дата обезличена 2000 г. недоплачено 1583,94руб.; за 2001 год недоплата составила 4799,94 руб.; за 2002 год недоплата составила 4037,68 руб.; за 2003 год недоплата составила 4875,36 руб.; за 2004 год недоплата составила 5928,64 руб.; за 2005 год недоплата составила 6469,80 руб.; за 2006 год недоплата составила 7052,06 руб.; за 2007 год недоплата составила 7616,28 руб.; за 2008 год недоплата составила 8416,08 руб.; за 2009 год недоплата составила 9510,24 руб., за 2010 год недоплата составила 6974,16 рублей. Задержка выплаты компенсации на приобретение продовольственных товаров в связи с инфляцией причинил имущественный вред, поэтому подлежит удовлетворению требование об индексации несвоевременно выплаченных компенсаций с учетом индекса роста потребительских цен (п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №35 от 14.12.2000г. (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 05.04.2005г.) Сумма индексации за периоды задержки выплаты на приобретение продовольственных товаров с учетом суммы недоплаты за период выплаты, суммарного индекса потребительских цен (в %), суммы недоплаты с учетом роста потребительских цен за период задержки выплаты, составляет: Дата обезличена 1996 года по Дата обезличена 2010 год составил 119561,00 рублей, расчеты которых отражены в таблице расчетов искового заявления, с которыми суд соглашается. Согласно ст. 40 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года предусматривает ежегодную единовременную компенсацию за вред здоровью в размере трехкратной суммы минимальной заработной платы. Которая составляет за 1996 год – 75,900 руб. х 3 = 227,70 руб.; за 1997 год – 83,49 руб. х 3 = 250,47 руб., за 1998 год – 83,49 руб. х 3 = 250,47 руб.; за 1999 год – 83,49 руб. х 3 = 250,47 руб.; всего 979,11 рублей В период до Дата обезличена 2000 г. ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 группы выплачивалась в размере 417 руб. 45 коп., инвалидам 3 группы в размере 333,96 руб., участникам ликвидаторам 1986-1987гг. в размере 250,47 руб., эвакуированным в размере 83,49 руб. МРОТ использовался как критерий исчисления и как критерий индексации. Индексация проводится на основании ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от, действовавшей до 12 февраля 2001 г.) (далее базовый Закон): «Государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения ущерба («вреда» – в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ) вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты граждан, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенным законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан РФ, если не оговорено иное». За период с 1992 года по Дата обезличена 1997 года рост МРОТ соответствовал росту цен или превышал его, ежегодная материальная помощь на оздоровление индексировалась соразмерно росту цен. С Дата обезличена 1997 года по Дата обезличена 2000 года МРОТ не менялся. С Дата обезличена 2000 года МРОТ увеличился с 83,49 руб. до 132 руб. (рост в 1,581 раза) (ФЗ от 19.07.2000г. №82-ФЗ). Однако индексация по МРОТ органами социальной защиты Евдокимову М.В. произведена не была. Сумма выплаты ежегодной материальной помощи на оздоровление была проиндексирована на 1,198 исходя из увеличения МРОТ с 83,49 до 100 руб. как для стипендий. Следовательно с Дата обезличена2000г. выплата ежегодной материальной помощи на оздоровление должна была составлять: С Дата обезличена2000г. по Дата обезличена2000г. 250,47 руб. Х 1,581 = 395,99 руб. С Дата обезличена2001г. по Дата обезличена2001г. 395,99 руб. Х 1,515 = 599,93 руб. С Дата обезличена2002г. по Дата обезличена2002г. 599,93 руб. Х 1,258 = 754,71 руб. С Дата обезличена2003г. по Дата обезличена2003г. 754,71 руб. Х 1,205 = 909,43 руб. С Дата обезличена2004г. по Дата обезличена2004г. 909,43 руб. Х 1,164 = 1 058,57 руб. С Дата обезличена2005г. по Дата обезличена2005г. 1 058,57 руб. Х 1,11 = 1 175,01 руб. С Дата обезличена2006г. по Дата обезличена2006г. 1 175,01 руб. Х 1,09 = 1 280,76 руб. С Дата обезличена2007г. 1 280,76 руб. Х 1,08 = 1 383,22 руб. С Дата обезличена2008г. 1 383,22 руб. Х 1,105 = 1 528,46 руб. С Дата обезличена2009г. 1 528,46 руб. Х 1,13 = 1 727,16 руб. С Дата обезличена2010г. 1 727,16 руб. Х 1,1 = 1 899,88 руб. Таким образом ежегодная материальная помощь на оздоровление Евдокимова М.В. с Дата обезличена2000г. индексируется по формуле 250,47 руб. Х 1,581 Х 1,515 Х 1,258 Х 1,205 Х 1,164 Х 1,11 Х 1,09 Х 1,08 Х 1,105 Х 1,13 Х 1,1. С Дата обезличена2010г. выплачиваться в сумме 1899,88 руб. За 2000г. недоплачено Евдокимову М.В. 395,99 руб., за 2001 год недоплата составила 599,93 руб., за 2002 год недоплата составила 754,71 руб. – 300 руб. = 454,71 руб., за 2003 год недоплата составила 909,43 руб. – 300 руб. = 609,43 руб., за 2004 год недоплата составила 1058,57 руб. – 330 руб. = 728,57 руб., за 2005 год недоплата составила 1175,01 руб.– 366,30 руб. = 808,71 руб., за 2006 год недоплата составила 1280,76 руб.–399,27 руб. = 881,49 руб., за 2007 год недоплата составила 1383,22 руб.– 431,21 руб. = 952,01 руб., за 2008 год недоплата составила 1528,46 руб.– 476,49 руб. = 1051,97 руб., за 2009 год недоплата составила 1727,16 руб.– 538,43 руб. = 1188,76 руб., Всего сумма долга ежегодной материальной помощи на оздоровление Евдокимову М.В. за период с Дата обезличена 1996 года по 2009 год составляет 8650,68 руб. Расчет суммы задолженности произведен истцом правильно в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Доводы представителя ответчика о том, что Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ является ненадлежащим ответчиком в силу требований ч. 3 ст. 125 ГК РФ необоснованны, а требования Евдокимова М.В. основаны на ст. 42 Конституции РФ и вышеуказанных Законах и нормативно-правовых актах. При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан государственную пошлину в сумме 4000 рублей в федеральный бюджет. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ выплачивать Евдокимову М.В. ежемесячно с Дата обезличена 2010 года проиндексированную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1266 рублей 60 копеек с дальнейшей индексацией в соответствии с Федеральным Законом. Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ компенсировать Евдокимову М.В. задолженность по выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в сумме 119561 рублей 00 копеек. Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ выплачивать Евдокимову М.В. ежегодно с 2010 года проиндексированную компенсацию за вред здоровью в размере 1899 рублей 88 копеек с дальнейшей индексацией в соответствии с Федеральным Законом. Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ компенсировать Евдокимову М.В. задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации в сумме 8650 рублей 68 копеек. Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан государственную пошлину в сумме 4000 рублей в федеральный бюджет. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Сармановский районный суд РТ. Судья: Хайбрахманов Р.Р.