Решение по ГД № 2-31/2012 по иску прокурора о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха



                                                                                                                   Дело №2-31\2012

                                                      Решение

                                   Именем Российской Федерации

                                                                                                             02 февраля 2012 года

      Саргатский районный суд Омской области          

в составе председательствующего Савченко В.В.

прокурора Лесовской К.С.

при секретаре Костроминой Л.Г.

      рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саргатского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к местному отделению ДОСААФ России Саргатского района Омской области о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере охраны атмосферного воздуха,

                                            У С Т А Н О В И Л :

    Прокурор Саргатского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением, указав, что в ходе проверки прокуратурой района с привлечением главного специалиста межрайонного сектора управления государственного экологического надзора выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности местного отделения ДОСААФ России Саргатского района Омской области.

    В соответствии со статьей 42Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

    В соответствии со статьей 1ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» загрязнение атмосферного воздуха- поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; технический норматив выброса- норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.

    Согласно части 1и 2 статьи 14Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

     Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

      В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

     - обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

        - планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

- обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

- выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

- предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Согласно части 1 статьи 25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий а атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и или) организуют экологические службы.

В ходе проверки установлено, что в местном отделении ДОСААФ России Саргатского района Омской области имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом на предприятии отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, не были представлены подтверждающие документы о прохождении контроля на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нет нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Невыполнение указанных требований федерального законодательства местным отделением ДОСААФ России Саргатского района Омской области ведет к нарушению интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также к ущемлению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит суд признать деятельность местного отделения ДОСААФ России Саргатского района Омской области не в полной мере отвечающей требованиям ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в части осуществления деятельности без специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ; обязать руководство местного отделения ДОСААФ России Саргатского района Омской области принять меры по устранению указанных нарушений законодательства об охране окружающей среды.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

          Представитель ответчика - руководитель местного отделения ДОСААФ России Саргатского района Омской области Шерстюков А.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования признал полностью, дополнив, что просит суд снизить размер государственной пошлины в связи с финансовым положением предприятия, не позволяющим устранить допущенные нарушения своевременно.

          Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

          Суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, так как согласно ст. 333.20 НК РФ, суды общей юрисдикции исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. Согласно ст. 333.17 НК РФ, плательщики ( организации и физические лица ) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и если при этом решение суда принято не в их пользу, и истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с настоящей главой.

Руководствуясь ст. ст. 12, 14, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд                                                      

                                                     Р Е Ш И Л:

       Признать деятельность местного отделения ДОСААФ России Саргатского района Омской области не в полной мере отвечающей требованиям ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в части осуществления деятельности без специального разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ; обязать руководство местного отделения ДОСААФ России Саргатского района Омской области принять меры по устранению указанных нарушений законодательства об охране окружающей среды.

     Взыскать сместного отделения ДОСААФ России Саргатского района Омской области

государственную пошлину в местный бюджет в размере 1000 (одна тысяча) рублей.                                                   

    Решение может быть обжаловано в течение месяца в Омский областной суд через Саргатский районный суд.

Председательствующий                                                               В.В. Савченко