Дело №2-59\2012 Решение Именем Российской Федерации 16 февраля 2012 года в составе председательствующего Савченко В.В. прокурора Терлецкой О.А. при секретаре Костроминой Л.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саргатского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Саргатского городского поселения о признании незаконным бездействия ответчика в связи с неосуществлением заявительного порядка по постановке на учет бесхозяйных объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Саргатского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой района в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» проведена проверка соблюдения жилищного законодательства на территории Саргатского муниципального района органами местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Указанное имущество предназначается для решения вопросов местного значения. К вопросам местного значения поселения согласно пунктам 3, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со статьей 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда. Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. На основании части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно пункту 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003 года принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. В соответствии со статьей 293 ГК РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения. В ходе проверки установлено, что администрацией Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района вышеназванные требования не соблюдаются в полном объеме. Так, на территории Саргатского городского поселения по адресу ул. <адрес> расположен жилой дом. В соответствии со справкой ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» вышеуказанный жилой дом принадлежит Р.. Вместе с тем, право собственности на указанное жилое помещение надлежащим образом не оформлено, на протяжении продолжительного времени в доме <адрес> никто не проживает, фактически дом является брошенным. Кроме того, установить место нахождения Р. не представляется возможным: сведения в похозяйственной книге администрации Саргатского городского поселения отсутствуют, по данным ТП УФМС России по Омской области в Саргатском районе Р. зарегистрированной и снятой с регистрационного учета не значится, паспортом не документировалась, по данным Саргатского отдела Управления ЗАГС Омской области записи акта о смерти не имеется. В связи с тем, что вышеуказанный дом является бесхозяйным, не имеет собственника, несвоевременное обращение администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района <адрес> в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке вышеуказанного дома на соответствующий учет приводит к разрушению и последующей утрате данного объекта недвижимого имущества, так как в соответствии с частью 4 статьи 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации только на собственника жилого помещения возлагается обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним. Вместе с тем, администрация Саргатского городского поселения, на территории которого расположен указанный объект недвижимости, какие-либо действия по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества не предпринимает, несмотря на то, что согласно требованиям части 3 статьи 225 ГК РФ, указанные действия заявительного характера могут осуществлять исключительно органы местного самоуправления. Между тем, по состоянию на 01.09.2011года в списке очередников на улучшение жилищных условий по Саргатскому городскому поселению Саргатского муниципального района состоит более 400 граждан. Таким образом, бездействие администрации Саргатского городского поселения влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на жилище (в том числе, прав граждан на улучшение жилищных условий). Кроме того, неподача заявления по постановке на учет безхозяйной вещи в специализированный орган влечет нарушение регулируемых гражданским законодательством отношений собственности в Российской Федерации. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района по непринятию мер к собственникам жилых помещений в связи с бесхозяйственным обращением с данным жильем, а также неосуществлением заявительного порядка по постановке на учет бесхозяйных объектов, в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество; обязать администрацию Саргатского городского поселения совершить действия к собственникам жилых помещений, направленные на сохранность данных помещений, либо отказа от данного помещения в связи с ненадобностью, а также к осуществлению заявительного характера по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного данного имущества. В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования изменил, просит суд признать незаконным бездействие администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района по неосуществлению заявительного порядка по постановке на учет бесхозяйных объектов - жилого дома <адрес> и земельного участка площадью 1500 кв.м., кадастровый номер № расположенного в <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество; обязать администрацию Саргатского городского поселения принять меры к осуществлению заявительного характера по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного - жилого дома <адрес> и земельного участка площадью 1500 кв.м., кадастровый номер №, расположенного в <адрес> Представитель ответчика администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района по доверенности Соснин А.Ю. в судебном заседании измененные исковые требования признал полностью. Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Руководствуясь ст. 225 ГК РФ, ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района по неосуществлению заявительного порядка по постановке на учет бесхозяйных объектов - жилого дома <адрес> и земельного участка площадью 1500 кв.м., кадастровый номер №, расположенного в <адрес> в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество; обязать администрацию Саргатского городского поселения принять меры к осуществлению заявительного характера по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного - жилого дома <адрес> и земельного участка площадью 1500 кв.м., кадастровый номер №, расположенного в <адрес> Решение может быть обжаловано в течение месяца в Омский областной суд через Саргатский районный суд. Председательствующий В.В. Савченко