о признании незаконным бездействия



Дело № 2-805/2010 г.

21.07.2010 г. п. Дубки

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Саратовский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи - Иванова М.В., при секретаре - Безруковой Е.В.,

с участием помощника прокурора Саратовского района - Лопатникова К.В.,

представителя ответчика по доверенности от дата обезличена г. - Догузовой А.Т.,

представителя третьего лица - министерства транспорта и дорожного

хозяйства Саратовской области по доверенности от дата обезличена г. - Мазуровой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саратовского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, третьи лица: администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, о возложении обязанностей включить автомобильную дорогу в перечень автомобильных дорог местного значения Саратовского муниципального района и провести ремонт автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, обратившись с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, уточнив исковые требования, просит суд обязать ответчика включить автомобильную дорогу, пролегающую от автодороги адрес обезличен до базы отдыха «адрес обезличен» Саратовского района Саратовской области, протяженностью 950 метров в перечень автомобильных дорог местного значения Саратовского муниципального района Саратовской области, произвести ремонт данной автодороги, указывая, что она является дорогой общего пользования местного значения муниципального района и его собственностью, на основании Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», при обследовании дороги установлено, что движение автотранспорта по ней невозможно, в связи с разрушениями проезжей части.

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования, пояснил, что спорной автодорогой пользуется неопределенный круг лиц, посещающих б/о «адрес обезличен» и дачные участки в садоводческих некоммерческих товариществах, выделяя земельные участки для которых и определяя их границы, администрация района специально оставила место для проезда автотранспорта и прохода людей.

Представитель ответчика в судебном заседании уточненные исковые требования не признал, указав, что спорная автодорога не является собственностью Саратовского муниципального района, не известно кем построена, доказательств того, что она является дорогой общего пользования местного значения истцом не представлено, обязанность по её содержанию администрация района нести не может.

Представитель третьего лица - министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - в судебном заседании решение по иску оставил на усмотрение суда, пояснив, что автомобильный подъезд от автодороги адрес обезличен на балансе министерства транспорта области не состоит, не является дорогой общего пользования регионального либо межмуниципального значения, однако, если участок дороги не имеет собственника и является бесхозяйным, то администрация района должна его внести в реестр муниципальной собственности.

Представитель третьего лица - администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв по иску, в котором указывает, что спорная автодорога в собственность муниципального образования, наряду с другими дорогами, Саратовским муниципальным районом не передавалась.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных исковых требований по следующим основаниям:

- согласно акта обследования дорожных условий от 21.06.2010 г. на участке автомобильной дороги - автоподъезде с щебневым покрытием от автодороги адрес обезличен до базы отдыха «адрес обезличен» Саратовского района Саратовской области, протяженностью 950 метров комиссией в составе инспекторов ОГИБДД ОВД по Саратовскому муниципальному району установлено, что движение автомобильного транспорта на нем невозможно, движение пешеходов не отвечает требованиям безопасности, в связи с обвалом проезжей части, отсутствием обочин л.д. 5);

- из постановления об установлении границ Саратовского района от 17.11.2004г., ситуационного плана, согласованного главным архитектором Саратовского района и председателем комитета по земельным ресурсам, решения от дата обезличена г. об утверждении материалов по установлении границ сельских населенных пунктов, распоряжения о включении земельных участков в границы адрес обезличен от дата обезличена г. следует, что спорная автодорога находится в границах Саратовского муниципального района Саратовской области, не входит в состав земель населенного пункта, какого-либо садоводческого некоммерческого товарищества, базы отдыха, а является дорогой общего пользования л.д. 6, 24-34);

- из представленных суду перечней от 25.12.2006 г., 01.01.2007 г., а также акта приема-передачи объектов муниципальной собственности от дата обезличена г., следует, что спорная автомобильная дорога не относится к дорогам федерального, регионального, межмуниципального значения, значения поселений, частным автомобильным дорогам, является бесхозной и не включена в перечень дорог автомобильных дорог местного значения Саратовского муниципального района л.д. 15-16, 35-48, 51-52, 56-59).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которых она основывает как свои требования, так и возражения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ), в соответствии с которым законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из этого Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В соответствии со статьей 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 5 ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

В силу положений п.10 статьи 6 «ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).

Основным вещным правом является право собственности.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При таких обстоятельствах, оценивая доказательства, представленные участниками процесса, по правилам ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности того факта что автомобильная дорога от адрес обезличен трассы к базе отдыха «адрес обезличен» Саратовского района Саратовской области протяженностью 950 м. не относится к дорогам федерального, регионального, межмуниципального значения, значения поселений, частным автомобильным дорогам, является бесхозной и не включена в перечень дорог автомобильных дорог местного значения Саратовского муниципального района, несмотря на то, что подлежит включению в такой перечень, поскольку расположена в границах района.

Кроме того, судом установлен тот факт, что движение автомобильного транспорта на указанной дороге невозможно, движение пешеходов не отвечает требованиям безопасности, в связи с обвалом проезжей части, отсутствием обочин.

Учитывая изложеное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования по возложению обязанностей включить автомобильную дорогу в перечень автомобильных дорог местного значения Саратовского муниципального района, а также о возложении обязанности провести работы по ремонту автомобильной дороги подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Саратовского муниципального района включить автомобильную дорогу, пролегающую от автодороги адрес обезличен до базы отдыха «адрес обезличен» Саратовского района Саратовской области, протяженностью 950 метров в перечень автомобильных дорог местного значения Саратовского муниципального района Саратовской области.

Обязать администрацию Саратовского муниципального района произвести работы по ремонту автомобильной дороги, пролегающей от автодороги адрес обезличен до базы отдыха «адрес обезличен» Саратовского района Саратовской области, протяженностью 950 метров..

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено дата обезличена г.

Судья: подпись