о признании недействительным договора аренды



Дело № 2-691

27 августа 2010 года п. Дубки

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Саратовский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Волковой О.Н.

с участием прокурора Терно Ю.Г.

представителя ответчика Кургузовой А.А.

ответчика Обыденнова Н.А.

представителя третьего лица Грицковой Ю.В.

представителя третьего лица Марининой Т.В.,

Гаврилова А.И.

при секретаре Пивиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Саратовского района, обратившегося в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Саратовского муниципального района, Иванову Виталию Витальевичу, Работкину Виктору Александровичу, Обыденнову Николаю Александровичу о признании недействительными договоры аренды, замены стороны в обязательстве, прекращении права аренды на земельный участок, по иску ГУ «Лесничество Саратовской области к администрации Саратовского муниципального района, Иванову Виталию Витальевичу, Работкину Виктору Александровичу, Обыденнову Николаю Александровичу о признании недействительным постановления о предоставлении земельного участка в аренду, встречному иску Обыденнова Николая Александровича к администрации Саратовского муниципального района, Иванову Виталию Витальевичу, Работкину Виктору Александровичу о признании добросовестным приобретателем

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Саратовского района обратился в Саратовский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации, а также ГУ «Лесничество Саратовской области обратилось с самостоятельными требования, в которых просят признать недействительными: постановление главы Администрации Саратовского муниципального района № 110 от 14 января 2010 года «О предоставлении Иванову В.В. в аренду земельного участка»; договор аренды земельного участка площадью 4000 кв.м с кадастровым номером 64:32:023654:26 для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, адрес обезличен, адрес обезличен, уч. б/н, заключенный дата обезличена года между администрацией Саратовского муниципального района и Ивановым В.В.; договор замены стороны в обязательстве, заключенный дата обезличена года между Ивановым В.В. и Работкиным В.А.; договор замены стороны в обязательстве, заключенный дата обезличена года между Работкиным В.А. и Обыденновым Н.А; прекратить право аренды Обыденнова Н.А. на указанный земельный участок, привести стороны в первоначальное положение, ссылаясь на то, что указанный земельный участок сформирован на землях лесного фонда и расположен в Усть-Курдюмском лесничестве квартал номер обезличен выдел номер обезличен Саратовского лесничества, что повлекло нарушение прав Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, а так же прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которым будет ограничен доступ реализовать право пользования лесонасаждениями. Кроме того, администрацией при издании постановления о предоставлении в аренду земельного участка были нарушены требования законов и не соблюдены все установленные законом действия при выделении земельных участков, в связи с чем является недействительным в силу ничтожности. Все последующие сделки не соответствуют требованиям закона, являются ничтожными, а владелец земельного участка не является добросовестным приобретателем, стороны должны быть приведены в первоначальное положение.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Саратовского района Терно Ю.Г. поддержал исковые требования в полном объёме, просил их удовлетворить.

Представитель Администрации Саратовского муниципального района Кургузова А.А. в судебном заседании не признала исковые требования, представила письменные возражения. В ходе рассмотрения заявила, что истцом пропущен трехмесячный срок для оспаривания решения органа местного самоуправления от 14 января 2010 года, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ; земельный участок, предоставленный в аренду ответчику, по данным, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, относится к землям населенных пунктов и предоставлен в соответствии со ст. 30-31 ЗК РФ с полным соблюдением порядка предоставления земельных участков; по сведениям органа, осуществляющего кадастровый учет земель, информация о нахождении на территории земельного участка площадью 4000 кв.м. с кадастровым номером 64:32:023654:26 земельных участков с категорией земель лесного фонда отсутствует; факт проведения лесоустройства не свидетельствует о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда; согласно схеме территориального планирования Саратовского муниципального района в границах адрес обезличен Саратовского района Саратовской области земли лесного фонда отсутствуют.

Ответчик Иванов В.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Работкин В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Обыденнов Н.А. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что порядок формирования и предоставления в аренду земельного участка администрацией Саратовского муниципального района соблюден; земельный участок площадью 4000 кв.м. расположен в границах адрес обезличен по адрес обезличен В; по сведениям государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок находится на землях населенных пунктов и не является участком земель лесфонда, в связи с чем право собственности Российской Федерации не нарушено; требования о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок не могут быть предъявлены, поскольку он является добросовестным приобретателем.

Представитель государственного учреждения «Лесничества Саратовской области» Грицкова Ю.В. в судебном заседании поддержала самостоятельные исковые требования, а также требования прокурора Саратовского района, просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что земельный участок площадью 4000 кв.м., предоставленный в аренду Иванову В.В., сформирован за счет участка лесного фонда Усть-Курдюмского участкового лесничества квартала 23 выдела 2 Саратовского лесничества, который входит в состав земельного участка с кадастровым номером 64:00:000000:0026, являющегося единым землепользованием, что установлено из материалов лесоустройства, составленных и определенных специальным законом - Лесным кодексом РФ. Кроме того, администрацией при издании постановления о предоставлении в аренду земельного участка были нарушены требования законов и не соблюдены все установленные законом действия при выделении земельных участков.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении.

Представители Министерства лесного хозяйства Саратовской области Маринина Т.В., Гаврилов А.И. в судебном заседании поддержали исковые требования, просили их удовлетворить, ссылаясь на то, что земельный участок площадью 4000 кв.м., предоставленный в аренду Иванову В.В., сформирован за счет участка лесного фонда Усть-Курдюмского участкового лесничества квартала 23 выдела 2 Саратовского лесничества, который входит в состав земельного участка, являющегося единым землепользованием, что установлено из материалов лесоустройства, составленных и определенных специальным законом - Лесным кодексом РФ.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему:

В суде установлено, что 14 декабря 2009 года Иванов Виталий Витальевич обратился в администрацию Саратовского муниципального района с заявлением о предоставлении ему земельного участка, площадью 4000 кв.м. в аренду на 49 лет, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, адрес обезличен, адрес обезличен, уч. б/н. для индивидуального жилищного строительства л.д.74 т.1).

14 января 2010 года главой Администрации Саратовского муниципального района вынесено постановление № 110 о предоставлении Иванову Виталию Витальевичу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 4000 кв.м., кадастровый номер 64:32:023654:26, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, адрес обезличен адрес обезличен, уч.б/н. для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов л.д. 70 т.1).

15 января 2010 года между Администрацией Саратовского муниципального района и Ивановым В.В. заключен договор аренды земельного участка площадью 0,4 га с кадастровым номером 64:32:023654:26, находящегося по адресу: Саратовская область, Саратовский район, адрес обезличен, адрес обезличен, уч. б/н. для индивидуального жилищного строительства сроком на 49 лет, категория земель: земли населенных пунктов. л.д. 153 т.1).

15 января 2010 года Иванову В.В. Территориальным (межтерриториальным) отделом №8 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области был выдан кадастровый паспорт земельного участка, содержащие сведения о дате внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15. 01.2010 год. ( т.1л.д. 162-163).

22 января 2010 года право аренды Иванова В.В. на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

26 апреля 2010 года между Ивановым Виталием Витальевичем и Работкиным Виктором Александровичем заключен договор замены стороны в обязательстве, согласно которому Работкин В.А. принял права и обязанности арендатора по договору аренды от 15 января 2010 года, заключенного между администрацией Саратовского муниципального района и Ивановым В.В.

20 мая 2010 года между Работкиным Виктором Александровичем и Обыденновым Николаем Александровичем заключен договор замены стороны в обязательстве, согласно которому Обыденнов Н.А. принял права и обязанности арендатора по договору аренды от 15 января 2010 года, заключенного между администрацией Саратовского муниципального района и Ивановым В.В.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли лесного фонда; земли водного фонда и др.

Земли, указанные в п.1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно абз. 2 п.10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов принадлежит право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п.2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

С 01 января 2007 года введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст. 23 ЛК РФ Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Лесничества и лесопарки так же располагаются за землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Порядок проведения лесоустройства предусмотрен ст.67-70 ЛК РФ.

Согласно ст. 3 ФЗ от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 4.2 указанного Закона лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В суде установлено, что по сведениям ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области Саратовский лесхоз - земельный участок для ведения лесохозяйственной деятельности площадью 17958 га как участок единого землепользования, расположен на территории Татищевского, Саратовского районов Саратовской области, имеет кадастровый номер 64:00:000000:0026; в Государственном земельном кадастре отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить земельный участок, как объект недвижимого имущества подлежащий передаче при сделке. В состав указанного земельного участка - Саратовского лесничества входит Усть-Курдюмское участковое лесничество квартал 23 выдел 2.

Землеустроительные мероприятия в отношении указанного земельного участка проведены в форме лесоустройства и отражены в лесоустроительных планшетах, в том числе планшете номер обезличен, который отвечает требованиям, содержащимся в Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза от 15.12.1994 года № 265 «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России».

В соответствии со ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам, и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Следовательно, указанными нормами закона ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при совокупности обоих условий.

Предъявляя исковые требования о признании недействительным постановления о предоставлении Иванову В.В. земельного участка в аренду индивидуального жилищного строительства сроком на 49 лет, истец ссылается, что ненормативный акт органа местного самоуправления о предоставлении ответчику земельного участка не соответствует закону и сформирован на землях гослесфонда.

Суд находит эти доводы истцов основанными на законе.

В силу положений статьи 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно статьи 27 Земельного Кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: из состава земель лесного фонда.

В соответствии со статьей 30.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Юридически значимыми обстоятельствами по делу является: факт соблюдения процедуры предоставления ответчику земельного участка для индивидуального жилищного строительства; законность принятого ненормативного акта органа местного самоуправления.

Так, администрацией Саратовского муниципального района, в силу положений статьи 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, что при издании постановления администрацией было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования, что границы земельного участка были определены в соответствии с федеральными законами, что спорный земельный участок не находится в санитарно-защитной зоне, не относится к землям лесного фонда.

Согласно представленной в материалы дела схемы взаимного расположения земель лесного фонда и земельного участка, имеющего кадастровый номер номер обезличен, координат границ указанных земельных участков, составленных специалистами Федерального государственного унитарного предприятия «Госземкадастрсъемка», земельный участок площадью 4000 кв.м, находящийся в аренде у Обыденнова Н.А., располагается в пределах земельного участка Усть-Курдюмского лесничества квартала номер обезличен выдела номер обезличен (т.2л.д. 50--52).

Кроме того, установлено, что после представления земельного участка в аренду Иванову В.В. администрацией Саратовского района принято решение о сносе зеленых насаждений по заявлению Иванова В.В. на земельном участке 0,4 га и допустили Иванова В.В. к вырубке деревьев в размере 142 дерева - дубов в возрасте 5-20 лет л.д. 210 т.1).

Из объяснений представителя Министерства лесного хозяйства Саратовской области и материалов дела установлено, что земельный участок Саратовского лесничества поставлен на кадастровый учет декларативно, т.е. как ранее учтенный, и координаты границ этого земельного участка в государственном земельном кадастре отсутствуют; земельный участок Саратовского лесхоза существует как единое землепользование на территории Саратовского и Татищевского районов, в связи с чем кадастровый учет ведется не в районных отделах, а в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области. При таких обстоятельствах, когда кадастровый учет земель лесфонда ведется на уровне области, а кадастровый учет земель населенных пунктов ведется на уровне района, и ведение государственного кадастра таким образом носит децентрализованный характер, доводы ответчиков о том, что по данным кадастрового учета отсутствуют сведения о пересечении спорного земельного участка с землями лесфонда, суд не может принять как основания для отказа истцу в удовлетворении иска.

Из объяснений ответчика Обыденнова Н.А. следует, что он получил в аренду земельный участок, на котором находятся зеленые насаждения - деревья, в том числе и дубы.

Доводы представителя Администрации Саратовского муниципального района о том, что спорный земельный участок входит в состав земель населенного пункта адрес обезличен, не подтверждены никакими доказательствами, поскольку представителем ответчика представлена на обозрение схема территориального планирования Саратовского муниципального района, не содержащая координат границ земель поселений; не представлен градостроительный регламент и градостроительное зонирование этого населенного пункта.

На основании изложенного суд находит установленным, что земельный участок, предоставленный администрацией Саратовского муниципального района в аренду Иванова В.В. для индивидуального жилищного строительства расположен не на землях, отнесенных к категории населенных пунктов и в жилой зоне, а на землях гослесфонда.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Согласно статьи 35 Градостроительного Кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами.

Статья 36 Градостроительного Кодекса РФ гласит, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденным Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, предусмотрено установление санитарно-защитной зоны.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Статьей 12 ФЗ РФ № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Из объяснений представителя администрации следует, что при предоставлении земельного участка для строительства санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам, в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не получали.

Согласно сообщению отдела архитектуры администрации Саратовского района от 27.08.2010 года следует, что с ч. 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов санитарно-защитная зона для сельских кладбищ составляет 50 м. Земельный участок, расположенный по адресу: Саратовская область Саратовский район адрес обезличен, адрес обезличен, уч. б/н, расположен за пределами санитарной -защитной зоны сельского кладбища адрес обезличен.

Однако, администрацией в силу положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, что в Усть-Курдюмском муниципальном образовании имеется градостроительный регламент, имеется градостроительное зонирование, где определены жилые, общественно-деловые, производственные зоны, а также зоны специального назначения и определить, где проходит граница санитарно-защитной зоны сельского кладбища и границы жилой зоны невозможно.

Кроме того, в материалах дела имеется кадастровая выписка о земельном участке, составленная Территориальным (межтерриториальным) отделом № 8 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области на 15 января 2010 года, из которой следует, что границы земельного участка площадью 4000 кв.м, предоставленного в аренду, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно п. 9.1,9.2 Инструкции по межеванию земель, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями) и инженером - землеустроителем - производителем работ.

Аналогичные требования установлены в п.14.1,14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объекта землеустройства.

Однако, в нарушение указанных положений нормативных актов администрацией Саратовского района при предоставлении Иванову В.В. земельного участка границы земельного участка не устанавливались и не согласовывались.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В суде установлено, что органом местного самоуправления Саратовского района принято решение о распоряжении земельным участком, отнесенным к категории земель лесфонда, право на распоряжение которым принадлежит исключительно Российской Федерации, в связи с чем такое решение органа местного самоуправления ничтожно.

Поскольку данное решение органа местного самоуправления является правопорождающим, такое решение может быть оспорено либо заявлены требования о применении последствий его недействительности в порядке, применимом к сделкам.

Встречное исковое заявление Обыденнова Н.А. о признании добросовественным приобретателем недвижимого имущества суд находит не обоснованными и не подлежащим удовлетворению, поскольку при рассмотрении настоящего гражданского спора в суде установлено, что ответчик не является добросовестным приобретателем, в связи с чем требования истцов, заявленные по основаниям ст. 167 ГК РФ, являются обоснованными.

Суд, оценив все представленные доказательства считает, что Обыденнов Н.А. является стороной по ничтожной сделки и не является добросовестным приобретателем земельного участка, площадью 4000 кв. м. и недвижимость должна быть изъята в порядке двухсторонней реституции с приведением сторон в первоначальное положение.

Обыденнов Н.А. при заключении договора замены стороны в обязательстве не проявил разумную осторожность и осмотрительность, имея реальную возможность, выяснить и проверить все основания возникновения права аренды, в соответствии со ст. 8 ГК РФ, но не сделал этого; не проверил производилась ли оплата аренды и отсутствует ли задолженность по арендной плате, на территории спорного земельного участка фактически имеются лесонасаждения, в том числе в возрасте нескольких десятилетий, что очевидно свидетельствует о принадлежности участка к землям лесного фонда, не выяснил основания и необходимость совершения нескольких сделок в очень короткие сроки - 15 января 2010 года, 24 апреля 2010 года, 20 мая 2010 года.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске трехмесячного срока для обжалования постановления органа местного самоуправления.

Суд считает, что по вышеизложенным причинам в данной ситуации применим срок исковой давности, установленный п. 1 ст. 181 ГК РФ - 3 года со дня исполнения сделки, а потому срок исковой давности истцом, заявившим требования о признании недействительным решение органа местного самоуправления Саратовского района от 14 января 2010 года, не пропущен.

В связи с тем, что все последующие сделки - договор аренды земельного участка и договоры замены стороны в обязательстве основаны на ничтожном решении органа местного самоуправления, такие сделки должны быть признаны недействительными.

При таких обстоятельствах нарушенные права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации подлежат восстановлению путем признания сделок недействительными и приведения сторон в первоначальное положение.

В соответствии с п.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из п.8 ст.333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Так, с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в сумме 1200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным постановление главы администрации Саратовского муниципального района № 110 от 14 января 2010 года о предоставлении Иванову Виталию Витальевичу в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 4000 кв.м, кадастровый номер номер обезличен для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, адрес обезличен, адрес обезличен, уч. б/н.

Признать недействительными договор аренды земельного участка, площадью 4000 кв.м, кадастровый номер номер обезличен, заключенный дата обезличена года между администрацией Саратовского муниципального района и Ивановым В.В.; договор замены стороны в обязательстве, заключенный дата обезличена года между Ивановым В.В., и Работкиным В.А.; договор замены стороны в обязательстве, заключенный дата обезличена года между Работкиным В.А. и Обыденновым Н.А.; прекратить у Обыденнова Николая Александровича право аренды на указанный земельный участок, зарегистрированное дата обезличена года в Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области; возвратить указанный земельный участок в собственность Российской Федерации.

Взыскать с Работкина Виктора Александровича в пользу Обыденнова Николая Александровича денежную сумму в размере 200 000 рублей.

Взыскать с Иванова Виталия Витальевича в пользу Работкина Виктора Александровича денежную сумму в размере 200 000 рублей.

В удовлетворении встречных исковых требований Обыденнову Николаю Александровичу отказать.

Взыскать солидарно с Иванова Виталия Витальевича, Работкина Виктора Александровича, Обыденнова Николая Александровича в доход государства госпошлину в сумме 1200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Саратовский районный суд.

Председательствующий: подпись