Дело № 20 июля 2010 года п. Дубки Именем Российской Федерации Саратовский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Малышевой Н.Ю. при секретаре Васиной Е.Б. с участием заявителя Выватенко Ю.В. представителя заявителя адвокат по ордеру Невейницына Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морозова Юрия Викторовича, Выватенко Юрия Васильевича об оспаривании бездействия органа местного самоуправления У С Т А Н О В И Л: Заявители просят признать незаконным бездействие Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по организации водоотведения по <адрес>, нерассмотрении обращений; обязать орган местного самоуправления рассмотреть по существу заявления заявителей, направленные в орган местного самоуправления 14 апреля 2010 года и 19 апреля 2010 года, ссылаясь на то, что Администрация <адрес> Саратовского муниципального района не исполняет обязанность по организации водоотведения, возложенную на органы местного самоуправления поселений Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в то время как дождевые и паводковые воды скапливаются на дороге по <адрес>, отчего возможно затопление жилых домов и придомовых территорий заявителей и других жителей; обращения заявителей оставлены без рассмотрения. В судебном заседании заявитель Выватенко Ю.В. и его представитель поддержали заявление в полном объёме. Заявитель Морозов Ю.В. в судбное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии; его представитель Выватенко Ю.В. поддержал заявление Морозова Ю.В. Представитель органа местного самоуправления - Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Мартынова М.Ф. в судебном заседании не признала заявление об оспаривании бездействие органа местного самоуправления, ссылаясь на то, что обращение Выватенко Ю.В. от 14 апреля 2010 года находится на рассмотрении в Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования; поскольку это обращение содержит просьбу об организации водоотведения с <адрес> в <адрес>, органом местного самоуправления приняты определенные организационные меры, необходимые для решения вопроса водоотведения, что свидетельствует об отсутствии бездействия Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования; обращение заявителей и других жителей <адрес> от 19 апреля 2010 года рассмотрено по существу, о чем заявители извещены; ответ на обращение от 14.04.2010 года заявителям не дан. Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд находит заявление Выватенко Ю.В., Морозова Ю.В. подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям. В суде установлено, что Морозов Ю.В. и Выватенко Ю.В. являются жителями <адрес> Саратовского муниципального района Саратовской области, проживают по <адрес>, которая расположена параллельно берегу <адрес>. Из-за рельефа местности, освоения земельных участков и строительства жилых домов, расположенных между проезжей частью <адрес> (параллельно берегу) и берегом <адрес>, сточные воды, которые до застройки <адрес> естественным путем уходили в реку, в настоящее время в большом количестве скапливаются на проезжей части <адрес>, что приводит к затоплению жилых домов, расположенных на этой улице, в том числе домовладений заявителей. 11 июня 2009 года прокурором Саратовского района было вынесено представление в адрес главы Администрации Усть-Курдюмского МО об устранении нарушений ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с отсутствием системы водоотведения паводковых вод по <адрес>, главе Администрации Усть-Курдюмского МО было указано на необходимость безотлагательно принять конкретные меры по устранению нарушений закона (л.д.10). 14 апреля 2010 года Выватенко Ю.В. обратился в Администрацию Усть-Курдюмского МО с заявлением об организации водостока по <адрес> в <адрес> и об исполнении представления прокурора Саратовского района (л.д.9). 19 апреля 2010 года в Администрацию Усть-Курдюмского МО обратились заявители и другие жители <адрес> с заявлением, в котором просили создать комиссию и принять меры воздействия в отношении жителя <адрес> ФИО6, проживающего по <адрес> <адрес> который высыпал на дорогу щебень, изменив место скопления сточных вод (л.д.8). 20 апреля 2010 года комиссия в составе представителей Администрации Усть-Курдюмского МО, работника милиции, заявителя Выватенко Ю.В. произвели осмотр <адрес>, о чем был составлен акт, копия которого вручена заявителю (л.д.18). 23 апреля 2010 года в адрес ФИО6 главой Администрации Усть-Курдюмского МО было вынесено предписание, в котором ему было рекомендовано произвести уборку щебня, о чем заявители так же были поставлены в известность органом местного самоуправления (л.д. С учетом того, что внутрипоселковые дороги находятся в муниципальной собственности поселений, органом местного самоуправления Усть-Курдюмского МО было принято решение об организации водоотведения с <адрес> в процессе ремонта дорожного полотна на этой улице и выравнивания его рельефа, а не путем восстановления ливневого стока, который после застройки <адрес> располагается в пределах земельного участка, переданного в собственность владельцу домовладения № № по <адрес>. 27, 29 апреля 2010 года органом местного самоуправления Усть-Курдюмского МО были направлены запросы в Саратовский отдел УФРС по Саратовской области о принадлежности земельных участков, прилегающих к низшей точке дорожного полотна <адрес>; 04 мая 2010 года органом местного самоуправления Усть-Курлдюмского МО направлен запрос в ТО № 8 Управления Роснедвижимости Саратовской области о предоставлении землеустроительных дел на эти земельные участки для выяснения расположения их границ на местности и, соответственно границ смежного с этими участками дорожного полотна (л.д. Для определения порядка привлечения организаций для ремонта дороги по <адрес> органом местного самоуправления <адрес> выясняется вопрос о размере затрат на ремонт дороги в двух и более организациях; до настоящего времени этих сведений в Администрации Усть-Курдюмского МО нет. Ответ на заявление от 14 апреля 2010 года органом местного самоуправления Выватенко Ю.В. не дан до настоящего времени. Гл. 25 ГПК РФ предусматривает порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц гражданами, которые считают, что их права и свободы нарушены. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органы местного самоуправления предусмотрен ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ (далее Закон). Согласно ст. 10 Закона орган местного самоуправления обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости-с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. В соответствии со ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а так же в случае направления запроса, предусмотренного ч.2 ст. 10 Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераии» к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населении, водоотведения, снабжения населения топливом. Обязанность органа местного самоуправления <адрес> организовать в границах <адрес> водоотведение сточных вод с проезжей части по <адрес>, предусмотренную федеральным законодательством, представителем Администрации Усть-Курдюмского МО не оспаривается; не оспаривается представителем органа местного самоуправления <адрес> и возможность возникновения угрозы нарушения прав заявителей, проживающих на <адрес> в <адрес>, в случае бездействия и неисполнения органом местного самоуправления обязанности по организации водоотведения с проезжей части и дорожного полотна на этой улице. С учетом объяснений участников процесса, представленных доказательств, фактических обстоятельств дела суд считает, что факт бездействия органа местного самоуправления <адрес> по организации водоотведения с <адрес> в <адрес> не нашел своего подтверждения. Решение вопроса организации водоотведения сточных вод обусловлено выполнением комплекса мероприятий, организация проведения и выполнения которых отнесена к компетенции органа местного самоуправления <адрес>, и не ограничена совершением какого-либо действия. Суд находит убедительными доводы представителя Администрации Усть-Курдюмского МО о том, что деятельность по организации водоотведения с <адрес> в <адрес> органом местного самоуправления ведется, поскольку эти доводы подтверждены доказательствами: решением органа местного самоуправления организовать водоотведение с улицы в процессе ремонта и горизонтального выравнивания дорожного полотна; решением органа местного самоуправления об отказе восстанавливать существовавшую ранее систему водоотведения с <адрес>; истребованием сведений о расположении на местности границ смежных с дорожным полотном земельных участков; истребованием сведений о размере финансовых затрат, необходимых для ремонта дорожного полотна; формирование бюджета с учетом денежных средств, предназначенных для ремонта дороги на <адрес> в <адрес>. При таких обстоятельствах суд находит не подлежащим удовлетворению заявление Морозова Ю.В. и Выватенко Ю.В. о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления <адрес>, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по организации водоотведения с <адрес>; в этой части заявление не подлежит удовлетворению, не имеется оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанность организовать водоотведение с <адрес>. Не подлежит удовлетворению и требование заявителей о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в нерассмотрении по существу обращения заявителей 19 апреля 2010 года, поскольку в судебном заседании Выватенко Ю.В. не отрицал, что просьба заявителей о создании комиссии, проведении осмотра участка <адрес> и принятии мер воздействия в отношении гражданина ФИО6, который высыпал щебень на проезжую часть дороги, органом местного самоуправления <адрес> исполнена; доводы заявителя о том, что меры воздействия, принятые в отношении ФИО6, последний оставил без внимания, не являются юридически значимыми при рассмотрении настоящего гражданского дела, поскольку выходят за пределы правоотношений, связанных с реализацией Выватенко Ю.В., Морозовым Ю.В. своего конституционного права на обращение в органы местного самоуправления; а вопрос восстановления нарушенного в результате чьих-либо противоправных действий права пользования земельными участками заявители имеют возможность решить в гражданско-процессуальном порядке путем предъявления исковых заявлений. Суд находит подлежащим удовлетворению требование Выватенко Ю.В. о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в нерассмотрении по существу его заявления в Адмнистрацию Усть-Курдюмского МО от 14 апреля 2010 года, поскольку обязательность принять и рассмотреть обращение Выватенко Ю.В. для Администрации Усть-Курдюмского МО предусмотрена ст. 9 Закона, оставление обращения Выватенко Ю.В. без ответа в установленные ст. 12 этого же Закона сроки не соответствует требованиям закона; на орган местного самоуправления <адрес> возложить обязанность рассмотреть заявление Выватенко Ю.В. и дать письменный ответ. Руководствуясь ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района, выразившееся в непредоставлении Выватенко Юрию Васильевичу ответа на его обращение от 14 апреля 2010 года. В удовлетворении остальной части заявление Выватенко Юрия Васильевича, Морозова Юрия Викторовича о признании незаконным бездействие Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись СПРАВКА Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Саратовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении требований Выватенко Ю.В. и Морозова Ю.В., вынести в этой части новое решение, которым признать незаконным бездействие администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области по непринятию мер к организации водоотведения по <адрес> принять меры к организации водоотведения по <адрес>. В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий: подпись