Дело № 2-74/2011 г. 22.12.2010 г. п. Дубки РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Саратовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи - Иванова М.В., при секретаре - Безруковой Е.В., с участием представителя заинтересованного лица по доверенности от 01.04.2010 г. - Рыжкова Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой Марины Алексеевны, заинтересованное лицо: финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности приостановить операции по лицевым счетам, УСТАНОВИЛ: Заявитель просит суд признать незаконным бездействие финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по не приостановлению операций по всем лицевым счетам администрации района, включая лицевые счета её структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, обязав финансовое управление приостановить такие операции до момента исполнения решения суда. Указывает, что Ивановой М.А., как взыскателем, 31.08.2010 г. в финансовое управление администрации Саратовского муниципального района направлен исполнительный лист о взыскании с администрации денежных средств в размере 115058 руб., который в установленный законом срок не исполнен, в связи с чем Иванова М.А. обратилась в финансовое управление с заявлением о приостановлении операций по всем лицевым счетам администрации, которое удовлетворено не было. Полагает, что своим бездействием финансовое управление нарушило право заявителя на судебную защиту. Заявитель, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в представленном заявлении поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая, что администрация района, согласно решения суда, является субсидиарным должником, установленный БК РФ срок взыскания не пропускала, имущественные последствия запрещения должнику совершения указанных в заявлении действий явно не соразмерны заявленным требованиям. Кроме того, пояснил, что приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Саратовского муниципального района нарушит права других взыскателей, исполнительные документы которых поступили на исполнение ранее. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления, по следующим основаниям: - в соответствии с положением о финансовом управлении администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, финансовое управление является структурным подразделением администрации района, кроме прочего, проводит совместно с банками, кредитными и иными организациями операции по обслуживанию муниципального (местного) внутреннего и внешнего долга; - решением Саратовского районного суда Саратовской области от 11.08.2010 г. с муниципального учреждения культуры «Дом культуры <адрес>» <адрес>, а при недостаточности денежных средств, с администрации Саратовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны муниципального образования в пользу Ивановой М.А. взыскана задолженность по муниципальному контракту в размере 115058 руб.; - на основании указанного решения судом Ивановой М.А. выдан исполнительный лист ВС №007208458, направленный 31.08.2010 г. взыскателем для исполнения в финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области с указанием реквизитов расчетного счета взыскателя; - в связи с неисполнением требований исполнительного документа, 02.12.2010 г. Иванова М.А. обратилась в финансовое управление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением приостановлении операций по всем лицевым счетам администрации района, включая лицевые счета её структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, до момента исполнения решения суда; В силу положений п.1 ст.2, ст. 9, п.1 ст.12 Федерального закона РФ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Из материалов дела следует, что заявление Ивановой М.А. рассмотрено финансовым управлением администрации района в установленный законом срок, с направлением заявителю письменного сообщения о результатах такого рассмотрения. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), устанавливающей принцип иммунитета бюджетов, предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов и производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ. Пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений установлен статьей 242.5 БК РФ. Согласно пункту 1 ст. 242.5 БК РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и(или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При нарушении должником требований, установленных названным пунктом, финансовый орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и(или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Письмом от 10.09.2010 г. начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Саратовского муниципального района Саратовской области сообщила в финансовое управление администрации об отсутствии денежных средств на оплату задолженности по исполнительному листу заявителя, в связи с чем просила предусмотреть сумму указанной задолженности в размере 115058 руб. в бюджете на 2011 г. и увеличить лимиты бюджетных ассигнований. Исполнение местного бюджета Саратовского муниципального района Саратовской области по расходам осуществляется в порядке, установленном финансовым управлением, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение местного бюджета осуществляется финансовым управлением на основе бюджетной росписи в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете местного бюджета. В соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и(или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Таким образом, механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагает фактическое наличие бюджетных средств на едином счете местного бюджета и достаточность соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа. Отсутствие финансовой возможности является также препятствием для выделения главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа. Утвержденный решением представительного органа муниципального образования бюджет муниципального образования на 2010 год и утвержденная в соответствии с ним бюджетная роспись не предусматривает бюджетные ассигнования на выполнение обязательств муниципального образования по исполнению судебных актов. Таким образом, ассигнований недостаточно для исполнения всех обязательств по исполнительным листам, предусматривающим взыскание задолженности за счет бюджетных средств муниципального образования, что подтверждается, кроме прочего, выпиской из журнала регистрации исполнительных листов за 2009 г. о лишь частичном исполнении исполнительных документов, выданных Арбитражным судом Саратовской области о взыскании денежных средств с администрации Саратовского муниципального района Саратовской области Из материалов дела (в частности, из сведений о наличии судебных актов по требованиям имущественного характера) также следует, что объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решениями о бюджете муниципального образования на 2010 год, также не позволял в полной мере исполнять требования исполнительных документов. Таким образом, существовали обстоятельства, объективно не позволявшие заинтересованному лицу своевременно исполнить требования исполнительного документа, причем данные обстоятельства подтверждены документально. Частью 1 ст. 249 ГПК РФ предусмотрено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Вместе с тем, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ об обязанности доказывания обстоятельств, на которое лицо ссылается как на основание своих требований, заявителем не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих возможность заинтересованного лица исполнить требование исполнительного документа в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Кроме того, взыскатель не лишен возможности принудительного исполнения требований исполнительного документа Саратовского районного суда Саратовской области путем предъявления его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве", поскольку должником по исполнительному листу ВС №007208458 также является муниципальное учреждение культуры «Дом культуры <адрес>» <адрес>, администрация, в силу решения суда, несет субсидиарную с этим должником ответственность. Таким образом, со стороны заинтересованного лица отсутствуют какие-либо нарушения порядка исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства муниципального бюджета и неправомерное бездействие, связанное с исполнением исполнительного листа. Требования заявителя сведены к признанию незаконными бездействия финансового управления Саратовского муниципального района со ссылкой на нарушение положений п. 7 ст. 242.5 БК РФ, выразившихся в неприостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах должника за исключением операций по исполнению исполнительных листов. В соответствии с абз. 6 п. 3 ст. 242.5 БК РФ приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника и его структурных подразделений осуществляется при условии нарушения должником требований по исполнению исполнительных документов, установленных упомянутым пунктом. Как следует из материалов дела должником исполнены все требования п. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ применительно к спорной ситуации. Так, в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 242.5 БК РФ, должник должен представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа исключительно в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. В случае, если таких лимитов недостаточно или они отсутствуют финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 242.5 БК РФ производится должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Материалами дела установлено, что бюджетом муниципального образования не было предусмотрено соответствующее бюджетное финансирование, а средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности должник не имел, что свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны должника абз. 5, 6 п. 3 ст. 242.5 БК РФ. Таким образом, нарушение требований п. 3 ст. 242.5 БК РФ со стороны должника отсутствует, что исключает применение к нему негативных последствий в виде приостановления операций по счетам. Указанные последствия могут быть применены, как следует из смысла закона, только в случае неисполнения должником требований исполнительного документа при условии наличия у последнего денежных средств, за счет которых требования исполнительного документа могут быть исполнены (наличие бюджетного финансирования, наличие доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, выделение главным распорядителем дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований). Следовательно, приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, при отсутствии на этих счетах средств для исполнения исполнительных листов не будет служить средством взыскания суммы задолженности из местного бюджета в пользу взыскателя. Кроме того, в материалах дела имеются сведения о наличии на исполнении финансового управления предъявленных ранее исполнительных листов о взыскании денежных средств с администрации Саратовского муниципального района, а именно: от 10.06.2009 г., 04.09.2009 г., 24.09.2009 г., 26.10.2009 г., 16.12.2009 г., 19.01.2010 г. Следовательно, удовлетворение заявленных требований в указанной редакции повлечет за собой нарушение календарной очередности исполнения судебных актов, а также нарушение прав и законных интересов лиц - взыскателей по указанным исполнительным листам, исполнение по котором до сих пор не произведено в полном объеме. Указанные обстоятельства с достоверностью установлены в судебном заседании пояснениями представителя финансового управления администрации Саратовского муниципального района и материалами дела (л.д. 7-15, 26-34, 38-52). О нарушениях финансовым управлением и главным распорядителем бюджетных средств положений п. 5 ст. 242.2 БК РФ в части невнесения изменений в сводную бюджетную роспись, заявитель в своем заявлении не указывает и не просит признать незаконным бездействие финансового управления муниципального образования по неисполнению судебного акта, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись. Между тем, суд отмечает, что в ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи действительно могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете. Согласно п. 4 ст. 21 БК РФ перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных БК РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Из анализа ст. ст. 217, 219.1 БК РФ следует, что при перераспределении расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью возможно внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. В соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и(или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. В силу ст. 217 БК РФ, порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - в пределах объема бюджетных) ассигнований. Таким образом, в целях исполнения судебных актов, закон предусматривает возможность для возложения на финансовое управление обязанности немедленно изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись должно означать, что по конкретному исполнительному документу есть ассигнования. Из представленных суду материалов следует, что взыскатель предъявил финансовому органу для исполнения исполнительный лист в августе 2010 года, следовательно, с учетом отсутствия неизрасходованных ассигнований, выделенных на эти цели, а также в связи с тем, что бюджетом 2010 года данные расходы предусмотрены не были, исполнение судебного акта в течение 3-х месяцев 2010 года было невозможно, в том числе, посредством внесения изменений в сводную бюджетную роспись без изменения решения о бюджете за 2010 год. В п. 5 ст. 217 БК РФ установлено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Данное положение предопределено требованием п. 2 ст. 219.1 БК РФ, согласно которому утвержденные главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств показатели бюджетной росписи по расходам должны быть доведены до подведомственных распорядителей и(или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Учитывая, что сумма взыскания по судебным актам не включена в объем бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете муниципального образования на 2010 год, а начальник финансового управления имеет право вносить изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете лишь в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, исполнение судебного акта без внесения изменений в решение о бюджете не представляется возможным. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что неисполнение судебного акта связано с существованием обстоятельства, не позволившего финансовому управлению администрации Саратовского муниципального района исполнить требования исполнительного документа Саратовского районного суда, а также свидетельствует об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия финансового управления, выразившегося в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах. Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности заявителем обстоятельств, свидетельствующих о незаконности бездействия заинтересованных лиц, поскольку исполнение последними судебных актов ограничено размером выделенных бюджетных средств на указанные цели, в то время как бюджет Саратовского муниципального района на 2010 год не предусматривал исполнение судебных актов в истребуемой взыскателем сумме. Основанием для признания действия (бездействия) незаконным является наличие одновременно двух условий: не соответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Однако заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов при не приостановлении заинтересованным лицом совершения операций по счетам администрации Саратовского муниципального района Саратовской области. Причинно-следственная связь между не приостановлением совершения операций в спорный период и отсутствием денежных средств в бюджете 2010 года для расчетов по исполнительному листу по материалам дела не прослеживается. При таких обстоятельствах, отказ финансового управления администрации Саратовского района Саратовской области в выполнении требований заявителя о приостановлении операций по всем лицевым счетам администрации района, включая лицевые счета её структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, является законным и обоснованным, какие-либо права и свободы заявителя не нарушены, препятствия к осуществлению его прав и свобод не созданы, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявления Ивановой М.А. суд не усматривает. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Ивановой Марины Алексеевны о признании незаконным бездействия финансового управления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, возложении обязанности приостановить операции по лицевым счетам отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 27.12.2010 г. Судья: подпись