о признании незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности



                                                                                                             Дело № 2-4/11

23 декабря 2010 года                                                                           п. Дубки

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи                                                      Кучминой А.А.

при секретаре                                                                                   Бондаревой Е.Ю.

с участием прокурора                                                                     Терно Ю.Г.

представителя администрации Усть- Курдюмского МО            Мартыновой М.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Саратовского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор уточнив требования, просил признать незаконным бездействие администрации Усть- Курдюмского МО Саратовского муниципального района, выразившееся в длительном несоблюдении Правил противопожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования и обязать администрацию Усть-Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области: обеспечить пожарными мотопомпами все сельские населенные пункты, входящие в состав Усть-Курдюмского МО; организовать и осуществить мероприятия по гражданской обороне путём создания добровольной пожарной охраны на территории МО; создать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оборудовать естественные водоисточники муниципального образования- (реки, озера, пруды) подъездными площадками- пирсами, с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обеспечить все населенные пункты муниципального образования наружным противопожарным водоснабжением из расчета расхода воды не менее 10 литров в секунду; организовать проведение ремонта неисправных гидрантов; установить по направлению движения к водоемам соответствующие указатели; организовать проведение регулярных проверок работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год -весной и осенью; принять меры по организации оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принять меры по установлению звуковой сигнализации на территории сельских населенных пунктов муниципального образования для оповещения людей на случай пожара.

Мотивировал свои требования тем, что в нарушение положений ст. 3,19,36 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п.п. 89,90,94,114 ППБ 01-03, администрацией Усть-Курдюмского муниципального образования сельские населенные пункты, входящие в его состав, не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения, условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия, граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории муниципального образования не созданы. Работа, по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях не проводится. Естественные водоисточники муниципального образования (реки, озера, пруды) не оборудованы подъездами с площадками- пирсами с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Населенные пункты муниципального образования не в полной мере обеспечены наружным противопожарным водоснабжением с расходом воды не менее 10 л/с, не проводится ремонт неисправных пожарных гидрантов. У водоемов, пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Не организована работа по проверке работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год -весной и осенью, соответствующие графики, договора отсутствуют. Работа по организации и принятию мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре администрацией Усть-Курдюмского МО не проводится. На территории сельских населенных пунктов муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Нарушение требований законодательства о пожарной безопасности влечет за собой ущемление прав неопределенного круга лиц, касающихся безопасной среды обитания.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации Усть- Курдюмского МО в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснила, что во исполнение Федерального закона № 131-ФЭ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законодательства, регулирующего деятельность по обеспечению пожарной безопасности, в бюджете Усть-Курдюмского МО на 2010г. предусмотрено соответствующее финансирование - 300 000 рублей; приобретена мотопомпа и планируется приобретение еще одной; в целях организации добровольной пожарной охраны на территории муниципального образования принято Постановление № 13 от 05.02.2010 года «Об определении форм участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны»; принимались меры, относительно того, по каким телефонам и куда нужно обращаться; был определен эвакуационный пункт для временного размещения пострадавших, что подтверждается распоряжением № 3 от 01.04.2010 года, каковым является школа МОУ СОШ <адрес>; в каждом населенным пункте определены старосты, отвечающие за противопожарную безопасность. В Усть-Курдюмском МО имеется два оборудованных подъезда к р. Волга, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> для забора воды пожарной машиной в любое время года. Кроме того, в <адрес> имеется частная стоянка для маломерных судов «<данные изъяты>», где также в любое время возможно произвести забор воды для пожаротушения. Стоянка оснащена подъездным путем, имеется площадка для установки пожарной машины. Проверка работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год -весной и осенью организованы и проводятся комиссией администрации Усть- Курдюмского МО с привлечением сотрудников пожарного депо, расположенного на территории Усть-Курдюмского МО. Ведется договорная работа с ООО «<данные изъяты>» на ремонт и замену гидрантов. Планируется приобретение соответствующих указателей.

Для оповещения людей на случай пожара в период пожароопасной обстановки в администрации Усть-Курдюмского МО были установлены дежурства, а также принято и действует по настоящее время постановление от 02.12.2009 года № 142 «О своевременном оповещении и информировании населения Усть- Курдюмского муниципального образования об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнении мероприятий гражданской обороны», на январь - февраль 2011 года планируется установка звуковой сигнализации на территории Усть-Курдюмского МО.

Представитель ОГПН по Саратовскому району- в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В процессе рассмотрения дела поддержал требования прокурора, пояснил, что, проведенными в 2007г. и 2009г. проверками было установлено невыполнение Администрацией Усть-Курдюмского муниципального образования ряда требований Правил пожарной безопасности, в том числе, указанных прокурором.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно Уставу МО, Положению об Администрации Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, Администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области (далее Администрация) является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Усть-Курдюмского муниципального образования, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления относятся к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ст.36 Федерального закона «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны, в том числе, организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности; организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности; содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

При этом, законодатель не ставит выполнение возложенных на орган местного самоуправления обязанностей в зависимость от объема произведенного финансирования, даже если отсутствует достаточное финансирование.

Таким образом, отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств, само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.

В соответствии с положениями п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Судом установлено, что Решением Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 11.11.2008г. №10 (с изменениями внесенными Решением Совета Усть-Курдюмского МО от 18.11.2010г. №46) была принята целевая программа Усть-Курдюмского МО «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на 2009-2011 г.г.». Указанная программа предусматривает в том числе, создание условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, оборудование подъездов с площадками ( пирсами), с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, ремонт и установка гидрантов, изготовление указателей для обозначения мест забора воды из источников наружного водоснабжения и др.

Однако достоверных и достаточных доказательств выполнения указанной целевой программы в установленные сроки ответчиком не представлено.

Из объяснений представителя администрации, материалов дела также следует, что Администрацией приобретена мотопомпа по договору от 29.10.2010 года № 1030-Р и 14.12.2010г. заключен договор на приобретение еще одного насоса.

При этом, исходя из положений п.31 ППБ 01-03 пожарную мотопомпу должен иметь каждый сельский населенный пункт.

Согласно Уставу Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в состав муниципального образования входят пять населенных пунктов: <адрес>.

Следовательно, до настоящего времени ответчиком должным образом не исполняются требования п.31 ППБ 01-03 по обеспечению каждого населенного пункта, входящего в состав Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области мотопомпой.

В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся: организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Из содержания положений ст. 13 Федерального закона «О пожарной безопасности» добровольная пожарная охрана представляет собой форму участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.

Таким образом, надлежащим выполнением органом местного самоуправления требований законодательства в области пожарной безопасности является организация добровольной пожарной охраны в каждом населенном пункте муниципального образования. Однако указанные положения закона ответчиком не выполняются.

Представленные ответчиком Постановление от 05.02.2010г. №13 «Об определении форм участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны» (л.д.90), Распоряжение от 23.11.2010г. №20, Решение Совета от 18.11.2010г. №47 и иные документы, по мнению суда, с достоверностью не свидетельствуют о своевременном и надлежащем выполнении Администрацией требований ст.19, 36 Федерального закона «О пожарной безопасности», поскольку из указанных документов не усматривается создание добровольной пожарной охраны в каждом населенном пункте Усть-Курдюмского муниципального образования.

Кроме того, в указанных документах в соответствии с положениями ст.13 Федерального закона «О пожарной безопасности» не определены предельная численность добровольных пожарных, порядок предоставления им социальных и иных гарантий, порядок возмещения за счет средств местных бюджетов расходов предприятий по выплате среднемесячной заработной платы (стипендии) по месту основной работы (учебы), сохраняемой за добровольными пожарными во время несения ими службы; порядок утверждения графиков дежурств; порядок финансового и материально-технического обеспечения подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны за счет средств местных бюджетов и иных источников финансирования.

Из объяснений участников процесса, материалов дела также следует, что в нарушение п. 94 ППБ 01-03 у естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, и т. п.), расположенных на территории Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области не обустроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, поддержание которых в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие органы местного самоуправления.

Доводы представителя ответчика о том, что на территории с. Усть-Курдюм имеется два оборудованных подъезда к р. Волга, расположенные по <адрес> и <адрес> для забора воды пожарной машиной в любое время года, а также - частная стоянка для маломерных судов «<данные изъяты>», оснащенная подъездным путем и площадкой для установки пожарной машины для забора воды для пожаротушения, по мнению суда, не являются достоверным подтверждением соблюдения Администрацией п. 94 ППБ 01-03, поскольку в соответствии с требованиями вышеуказанных положений законодательства и ППБ 01-03 обязанностями Администрации является обустройство у естественных или искусственных водоисточников подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на всей территории Усть-Курдюмского муниципального образования, а не только на территории отдельно взятого населенного пункта. Кроме того, достоверные доказательства, подтверждающие, что подъезды к р. Волга, расположенные по <адрес> и <адрес> и частной стоянки для маломерных судов «<данные изъяты>» в <адрес> соответствуют требованиям п.94 ППБ 01-03 не представлены.

Не представлены ответчиком достоверные и достаточные доказательства соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность в области пожарной безопасности, п.89 ППБ 01-03, п.12.12 СНиП 2.04.02-84 по обеспечению населенных пунктов муниципального образования наружным противопожарным водоснабжением из расчета расхода воды не менее 10 литров в секунду для гидрантов из искусственных водоисточников (сети водопровода).

Судом также установлено, что до настоящего времени ответчиком надлежащим образом не выполнены требования п.90 ППБ 01-03, предусматривающего установление у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Представленный ответчиком договор от 19.11.2010г. №1093-Р о приобретении соответствующих знаков, сам по себе, не свидетельствует о надлежащем выполнении требований п. 90 ППБ 01-03 на территории всего Усть-Курдюмского муниципального образования.

Не свидетельствует о надлежащем выполнении требований Федерального закона «О пожарной безопасности», п.89 ППБ, представленные ответчиком договор подряда от 15.10.2010г. по установке гидрантов, поскольку доказательства фактического выполнения данного договора отсутствуют.     

Судом также установлено, что звуковая сигнализация на территории сельских населенных пунктов Усть-Курдюмского муниципального образования для оповещения людей на случай пожара отсутствует, надлежащие меры по организации оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, как предусмотрено п.114 ППБ 01-03 до настоящего времени не приняты.

Представленные ответчиком распоряжение от 01.04.2010г. №3 «О введении режима повышаемой готовности», постановление от 02.12.2009г. №142, распоряжение от 06.08.2010г. №07 с графиком дежурств в Усть-Курдюмском МО, документы о сходе граждан, по мнению суда, не свидетельствуют о надлежащем выполнении требований п.114 ППБ 01-03, поскольку указанные документы определяют порядок оповещения и информирования населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, начале военных действий, о выполнении мероприятий по подготовке к локализации и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций и не содержат установленный порядок вызова пожарной охраны и порядок оповещения населения о пожаре. Кроме того, распоряжение от 06.08.2010г. №07 с графиком дежурств в Усть-Курдюмском МО приняты в целях организации дежурств специалистами Администрации лишь на август-сентябрь 2010г. в связи с высокой пожарной опасностью.

При этом, представленные ответчиком распоряжение Администрации Усть-Курдюмского МО от 23.11.2010г. №21 «О создании комиссии по проверке работоспособности пожарных гидрантов на территории Усть-Курдюмского МО» и утвержденный и.о. главы Администрации Усть-Курдюмского МО график проверки работоспособности пожарных гидрантов, акт осмотра от 30.09.2010г., по мнению суда, свидетельствуют о выполнении Администрацией на момент рассмотрения дела положений п.89 ППБ 01-03 в части организации проведения регулярных проверок работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год -весной и осенью.

В связи с изложенным, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Усть- Курдюмского МО Саратовского муниципального района, выразившееся в длительном несоблюдении Правил противопожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования и обязать администрацию Усть-Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области обеспечить пожарными мотопомпами все сельские населенные пункты, входящие в состав Усть-Курдюмского МО, организовать и осуществить мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны на территории МО, создать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оборудовать естественные водоисточники муниципального образования- (реки, озера, пруды) подъездными площадками- пирсами, с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, обеспечить все населенные пункты муниципального образования наружным противопожарным водоснабжением из расчета расхода воды не менее 10 литров в секунду, организовать проведение ремонта неисправных гидрантов, установить по направлению движения к водоемам соответствующие указатели, принять меры по организации оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре и по установлению звуковой сигнализации на территории сельских населенных пунктов муниципального образования для оповещения людей на случай пожара.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Усть- Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района, выразившееся в длительном несоблюдении Правил противопожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.

Обязать администрацию Усть-Курдюмского Усть- Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района обеспечить пожарными мотопомпами все сельские населенные пункты, входящие в состав Усть-Курдюмского МО; организовать и осуществить мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны на территории МО; создать в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оборудовать естественные водоисточники муниципального образования- (реки, озера, пруды) подъездными площадками- пирсами, с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; обеспечить все населенные пункты муниципального образования наружным противопожарным водоснабжением из расчета расхода воды не менее 10 литров в секунду; организовать проведение ремонта неисправных гидрантов; установить по направлению движения к водоемам соответствующие указатели; принять меры по организации оповещения населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре и по установлению звуковой сигнализации на территории сельских населенных пунктов муниципального образования для оповещения людей на случай пожара.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись