о выселении



                                                                                                                  Дело № 2-56

31 января 2011 года                                                                                 п. Дубки

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Саратовский районный суд Саратовской области

в составе: председательствующего судьи                                    Малышевой Н.Ю.

при секретаре                                                                                  Васиной Е.Б.

с участием прокурора                                                                     Терно Ю.Г.

представителей истца                                                                     Догузовой А.Т.

                                                                                                          Кудрявцева Е.А.

ответчика                                                                                          Мокроносова И.В.

представителя ответчика                                                                Тураевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Саратовского муниципального района к Мокроносову Ивану Викторовичу, Мокроносову Алексею Викторовичу о выселении из жилого помещения, признанного аварийным; встречному иску Мокроносова Ивана Викторовича к Администрации Саратовского муниципального района о признании права пользования жилым помещением, признании состоявшимся договор социального найма жилого помещения, признании недействительным в части договор социального найма жилого помещения

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Саратовского муниципального района, уточнив исковые требования, просит выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, ссылаясь на то, что ответчики в добровольном порядке отказываются переселиться из жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным, в квартиру во вновь возведенном жилом доме, куда переселились родители ответчиков.

Ответчик Мокроносов И.В. предъявил встречное исковое заявление к Администрации Саратовского муниципального района, просит признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>; признать заключенным с Администрацией Саратовского муниципального района и состоявшимся с 2001 года договор найма этого жилого помещения; признать недействительным договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Саратовского муниципального района и ФИО3, в части указания в этом договоре Мокроносова И.В. в качестве члена семьи нанимателя ФИО3, ссылаясь на то, что он не проживал одной семьей с семьей ФИО3, в его пользовании с 2001 года находилось другое жилое помещение, расположенное в жилом доме, признанном аварийным, в связи с чем из аварийного жилого дома он должен быть переселен в отдельное жилое помещение, а не в квартиру, предоставленную семье ФИО3

В судебном заседании представители Администрации Саратовского муниципального района Кудрявцев Е.А. и Догузова А.Т. поддержали исковые требования о переселении ответчиков Мокроносовых из аварийного жилья в жилое помещение, расположенное во вновь возведенном жилом доме; в удовлетворении исковых требований Мокроносову И.В. просили отказать, ссылаясь на то, что согласно записей в домовой книге по жилому дому по <адрес> в <адрес> он значился зарегистрированным с 2001 года в комнате , в комнату вселился самовольно, в связи с чем право пользования ею не приобрёл, а потому не имеет право на получение отдельного жилого помещения в связи с выселением из аварийного жилья.

Ответчик Мокроносов И.В. и его представитель Тураева О.М. в судебном заседании не признали исковых требований Администрации Саратовского муниципального района о выселении из аварийного жилого помещения и вселении в жилое помещение, предоставленное семье ФИО3; просили удовлетворить встречное исковое заявление, ссылаясь на то, что Мокроносов И.В. не является членом семьи ФИО3 и не должен вселяться с ним в одно жилое помещение.

Ответчик Мокроносов А.В. в судебное заседание не явился просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Привлеченная в качестве третьего лица ФИО16 в судебном заседании просила отказать Администрации Саратовского муниципального района в удовлетворении исковых требований о переселении Мокроносовых из аварийного жилого помещения в <адрес> <адрес> <адрес>, предоставленную нанимателю ФИО3; исковые требования Мокроносова И.В. поддержала, ссылаясь на то, что её сыновья Мокроносовы проживали в отдельных от её семьи жилых помещениях, а потому в связи с признанием жилья аварийным и сносом жилого дома, они должны быть переселены в отдельные жилые помещения.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии и удовлетворить исковые требования Мокроносова И.В.

Выслушав участников процесса, свидетелей, проверив материалы дела, суд находит исковые требования Администрации Саратовского района о выселении Мокроносовых подлежащими удовлетворению только в части выселения Мокроносова А.В.; исковые требования Мокроносова И.В. - подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В суде установлено, что Мокроносов И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО11 и ФИО12, которая после регистрации ДД.ММ.ГГГГ брака с ФИО3 взяла фамилию мужа - ФИО16 (л.д.118-119, 122-123).

В 1994 году в связи с уклонением ФИО16 от обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребёнка Мокроносов И.В. был изъят у матери ФИО16, проживавшей в многоквартирном доме по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, и помещен в детское государственное учреждение (л.д.

На основании решения Саратовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 была лишена родительских прав в отношении Мокроносова И.В. (л.д.50).

На основании постановления главы администрации Саратовского района от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Мокроносовым И.В. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> (л.д.49).

После возвращения в 2001 году из детского государственного учреждения Мокроносов И.В. вселился и стал постоянно проживать в жилом помещении, являющемся муниципальной собственностью, по адресу: комната <адрес> <адрес> <адрес>; согласно штампа в паспорте Мокроносова И.В. он зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> - без указания номера квартиры; ФИО3, ФИО16, ФИО5 проживали в комнатах и (л.д.33).

На основании акта межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы МО Саратовского района, от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания (л.д.6-7).

На основании постановления главы администрации Саратовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт межведомственной комиссии и составлен реестр ветхих и аварийных домов, непригодных для проживания, в который был включен жилой <адрес> <адрес> <адрес> (л.д.8-10).

В соответствии утвержденной по решению главы Саратовского муниципального района № 01-7\247 от 24 мая 2010 года Муниципальной адресной программой Саратовского муниципального района «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2010 году» для переселения граждан из аварийного <адрес> <адрес> <адрес> был возведен семиквартирный жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>; главой администрации Саратовского района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении, в том числе, семье ФИО3, двухкомнатной квартиры общей площадью 45,5 кв.м во вновь возведенном жилом доме; согласно списка проживающих в аварийном <адрес> и подлежащих выселению граждан, ФИО3, ФИО16, ФИО5, Мокроносов И.В. указаны проживающими в аварийном доме в комнате (л.д. 11-18, 20-21).

24 ноября 2010 года наймодателем Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Саратовского муниципального района, действующим от имени Саратовского муниципального района, и нанимателем ФИО3 был подписан договор социального найма жилого помещения на <адрес> в <адрес> <адрес>; в качестве членов семьи нанимателя ФИО3 указаны жена ФИО16 и два сына Мокроносов И.В. и ФИО5 (л.д.19).

В декабре 2010 года супруги ФИО3 и ФИО16 выселились из жилого помещения, признанного аварийным, и вселились в предоставленную им квартиру во вновь возведенном жилом доме; ФИО5 и Мокроносов И.В. до настоящего времени в жилое помещение, указанное в договоре социального найма, заключенном с ФИО3, не вселились, в связи с чем Администрация Саратовского муниципального района обратилась в суд с иском об их выселении.

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Порядок предоставления органом местного самоуправления и наймодателем другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома и в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен ст.ст. 86, 87 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В суде установлено, что решение о признании жилого <адрес> в <адрес> непригодным для проживания и подлежащим в связи с этим сносу, было принято органом местного самоуправления Саратовского района, который одновременно являлся и наймодателем жилых помещений в этом доме, в связи с чем предоставить гражданам, подлежащим выселению из жилого помещения, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, обязан орган местного самоуправления Саратовского района.

В суде установлено так же, что ФИО3, ФИО16 и ФИО5 проживали на основании договора социального найма жилого помещения в <адрес> в двух комнатах и общей площадью 39 кв.м; в связи со сносом указанного жилого дома им обоснованно предоставлено равнозначное благоустроенного жилое помещение - двухкомнатная <адрес> во вновь возведенном жилом <адрес> в <адрес>. Эти обстоятельства установлены из объяснений участников процесса, свидетелей, материалов дела, не оспорены никем из участников процесса, в связи с чем суд находит обоснованными требования Администрации Саратовского муниципального района о выселении ФИО5 из жилого помещения в жилом доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим в связи с этим сносу, с вселением в <адрес> в <адрес> <адрес>.

В соответствии со ст. 50 ЖК РСФСР, действовавшей на период возвращения Мокроносова И.В. из детского государственного учреждения, пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Согласно ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при её отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер.

Порядок заключения договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования предусмотрен так же ст.ст. 671-674 ГК РФ.

Из объяснений Мокроносова И.В., его представителя следует, что после возвращения Мокроносова И.В. в 2001 году из детского государственного учреждения он вселился для постоянного проживания в комнату в <адрес> в <адрес>, где проживает до настоящего времени, пользуется этим жилым помещением, исполняет обязанности по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения; собственник жилья около 10 лет не отказывается от исполнения обязанности предоставлять Мокроносову И.В. комнату , не заявляет об отсутствии либо о прекращении права пользования у Мокроносова И.В. указанным жилым помещением, не заявляет об отсутствии у Мокроносова И.В. обязанностей по договору найма жилого помещения и о нежелании принимать от Мокроносова И.В. исполнение им обязанностей по договору найма жилого помещения (л.д.81-82).

При таких обстоятельствах доводы представителя Администрации Саратовского муниципального района о том, что Мокроносов И.В. в 2001 году самовольно вселился в комнату <адрес> в <адрес> <адрес> для проживания там не могут быть приняты как основание для отказа Мокроносову И.В. об отказе в удовлетворении исковых требований.

Показания Мокроносова И.В. о том, что его вселение в спорное жилое помещение являлось не самовольным не опровергнуты в процессе разрешения спора.

Так, из объяснений Мокроносова И.В., его представителя, свидетеля ФИО13 следует, что в 2001 году Мокроносов И.В. достиг совершеннолетия, возвратился из детского государственного учреждения и по указанию работников органа опеки и попечительства Саратовского района был вселен в освободившуюся после выселения семьи Писаренко комнату в <адрес>; по месту проживания его матери ФИО16, лишенной родительских прав, в комнату в этом же доме, он после возвращения из детского государственного учреждения не вселялся.

Допрошенная в суде по ходатайству Администрации Саратовского муниципального района свидетель ФИО14, пояснила, что свободные комнаты в <адрес> в <адрес> жильцы этого дома занимали с согласия Администрации фабрики им. Самойловой (реорганизованной в ПО «<адрес>»), которой принадлежал жилой дом, а так же по рекомендации Администрации МО Красный Текстильщик, поскольку на 2001 год процесс передачи жилого фонда в муниципальную собственность Саратовского района не был завешен.

Учитывая, что за Мокроносовым И.В. после его помещения в детское государственной учреждение в связи с лишением его матери ФИО16 родительских прав органом местного самоуправления Саратовского района было закреплено жилое помещение, не находящееся в пользовании ФИО16; что после возвращения из детского государственного учреждения он сохранял за собой право на получение жилья для постоянного проживания как оставшийся без попечения родителей; что он был вселен в жилую комнату не по месту регистрации и проживания его матери ФИО16; что в 2001 году спорный жилой дом еще не был признан аварийным либо непригодным для проживания и препятствий для вселения и регистрации Мокроносова И.В. в комнату в <адрес> не было; что в паспорте Мокроносова И.В. не указана регистрация в комнате в <адрес>; что он производил оплату коммунальных услуг за комнату , суд считает, что с 2001 года у Мокроносова И.В. возникло право пользования жилым помещением в <адрес> в <адрес>, его требования о признании права пользования указанным жилым помещением, о признании договора найма состоявшимся подлежат удовлетворению.

Ссылка представителя Администрации Саратовского муниципального района на запись в домовой книге, где Мокроносов И.В. наряду с его матерью ФИО16 значится зарегистрированным в комнате , а потому он должен быть переселен из этого жилого помещения в двухкомнатную квартиру вместе с его матерью ФИО16, не являются доказательством приобретения Мокроносовым И.В. права пользования комнатой в <адрес> <адрес>, поскольку в домовой книге имеется штамп о регистрации Мокроносова И.В. с 09.12.2001 года без указания адреса жилого помещения, так же как и в его паспорте, а так же в паспорте ФИО16 (л.д.63, 102).

Кроме того, в суде установлено, что ФИО3, ФИО16, ФИО15 занимала две комнаты - и ; Мокроносов И.В. занимал комнату в <адрес>, в связи с чем с учетом требований п.2 ст. 89 ЖК РФ они имеют право на получение такого же количества комнат после выселения из жилого помещения, признанного непригодным для проживания и сносом; указанные требования закона при переселении семьи ФИО3 и Мокроносова И.В. соблюдены не были.

В суде установлено, что ФИО3 не является отцом Мокроносова И.В., а потому ФИО3, являясь нанимателем вновь предоставленного жилого помещения не имел право в соответствии со ст. 69 ЖК РФ указывать Мокроносова И.В. в качестве члена его семьи, в связи с чем договор социального найма жилого помещения - <адрес> в <адрес> <адрес>, заключенный 24 ноября 2010 года между Управлением ЖКХ администрации Саратовского муниципального района и ФИО3, в этой части не соответствует требованиям закона; требования Мокроносова И.В. о признании недействительным указанный договор социального найма жилого помещения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации Саратовского муниципального района удовлетворить в части.

Выселить Мокроносова Алексея Викторовича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> в <адрес> <адрес>; в удовлетворении исковых требований о выселении Мокроносова Ивана Викторовича Администрации Саратовского муниципального района отказать.

Исковые требования Мокроносова Ивана Викторовича удовлетворить.

Признать заключенным между Администрацией Саратовского муниципального района и Мокроносовым Иваном Викторовичем договор социального найма жилого помещения - комнаты в <адрес> <адрес> <адрес>; признать за Мокроносовым Иваном Викторовичем право пользования указанным жилым помещением с 2001 года; признать недействительным договор социального найма , заключенный 24 ноября 2010 года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Саратовского муниципального района и ФИО3, в части указания в качестве члена семьи нанимателя ФИО3 ФИО4, исключить запись об этом в договоре социального найма жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись