Дело № 2-268 06 апреля 2011 года п. Дубки Именем Российской Федерации Саратовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Волковой О.Н. с участием помощника прокурора Гречаника М.В. представителя ответчика Никифорова Ю.А. при секретаре Гороховой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц (лиц, постоянно и временно пребывающих в Расковском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области) к администрации Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области об обязании организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства, У С Т А Н О В И Л: Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - администрации Расковского муниципального образования) об обязании организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства. Свои требования мотивирует тем, что действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения, и администрация обязана заботиться о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, которое обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. В муниципальном образовании не организован надлежащим образом процесс сбора отработанных ламп: договоры со специализированной организацией на их сбор с территории муниципального образования не заключались; нормативно-правовые акты в сфере организации сбора ламп не принимались; места по сбору ламп отсутствуют; юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления их сбора не информируются. В судебном заседании представитель истца Гречаник М.В. поддержал заявленные требования в полном объеме. Представитель ответчика НикифоровЮ.А. в судебном заседании иск признал частично пояснив, что в компетенцию органовместного самоуправления поселений входит лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а ртутьсодержащие лампы относятся к другому классу опасности. Признаёт, что органы местного самоуправления обязаны заботиться о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В связи с этим администрация муниципального образования выполняет требования, заявленные Саратовским межрайонным природоохранным прокурором, и эта работа уже начата и принят нормативно-правовой акт в сфере организации сбора ламп. Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что 05 апреля 2011 года решением Совета Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области утверждено положение по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Расковского муниципального образования. Однако до настоящего времени в муниципальном образовании не организован надлежащим образом процесс сбора отработанных ламп: договоры со специализированной организацией на их сбор с территории муниципального образования не заключались, места по сбору ламп отсутствуют, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления их сбора не информируются. Согласно статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Также ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора й вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 13 этого же Федерального закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года № 786 (с последующими изменениями), отработанные ртутьсодержащие лампы- относятся к I классу опасности, Подпунктом 74 пункта 1 ст.74 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию. Вместе с тем, в соответствии с п.8 и 9 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ламп и иформирование юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). В соответствии же с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению эпидемий, а также по охране окружающей среды является расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Следовательно, решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этих образований, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Суд находит, что в муниципальном образовании не организован надлежащим образом процесс сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, что препятствуют реализации гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, в связи с чем исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ суд находит необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, и определяет его в 1 месяцсо дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме. Обязать администрацию Расковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в срок 1 месяцсо дня вступления решения суда в законную силу организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течении 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области. Судья: подпись